понедельник, 29 июня 2015 г.

Клятва Тимура с квакинской матерщиной

Слышится что-то до отвращения знакомое. В начале 1990-х все политические популисты призывали «русскую общину» сплотиться и, конечно, проголосовать за них. В последнее время агитаторы потрепанной партии НДИ с обреченным видом распространителей «Гербалайфа» предлагают какой-то заплесневелый «манифест».

«Говорящие о единстве иногда имеют в виду братскую могилу».
В. Шендерович

суббота, 27 июня 2015 г.

Странность как синоним таланта

Вчера в тель-авивском центре «Сузан Далаль» прошла встреча зрителей с Евгенией Додиной. Я с начала 1990-х слежу за ее творчеством. Но общение зала с блестящей актрисой позволило оценить ее ум, душевные качества, замечательное чувство юмора – и понять, как много она вкладывает в каждую свою роль.



Встреча с Додиной была запланирована в рамках проекта «Линия жизни». Идея его создателей: приглашение интересных личностей, активно действующих в искусстве, прямой диалог с ними зала о сокровенных тайнах творчества. Ведет эти вечера критик Александр Гаврилов, сделавший себе имя интеллектуальными программами на московских телеканалах, а ныне проживающий в Израиле. Продюсер проекта - Фаина Новоходская, арт-директор - Полина Адамова.

Каждая такая встреча превращается в отдельный спектакль со своим героем, своим сюжетом, своей исповедью. Спектакли не бывают безымянными. Вечер Додиной получил название «Странная такая».



Странная – это не похожая на других. У Евгении Додиной яркая, запоминающаяся внешность, но в ней нет ничего от штампованных правильных мордашек из заморских сериалов. Странно попала она в 17 лет из провинциального Могилева, где училась в машиностроительном институте, в один из лучших театральных вузов страны, а затем в престижный московский Театр имени Маяковского. Странно на старте многообещавшего пути она отправилась в Израиль, чтобы мучительно осваивать незнакомый язык и заново строить не только свою театральную карьеру, но и всю жизнь. Странно, что одна из лучших актрис израильского театра и кино никогда не упоминается в «светской хронике» звездных разводов, романов и скандалов.

Обо всех этих странностях Евгения Додина рассказывала со сцены откровенно, умно, с замечательным чувством юмора! Просто шедевр – история о том, как перед одним из первых спектаклей на иврите в «Гешере», сомневаясь в качестве своего произношения, она решила обратиться посредством монолога из «Дела Дрейфуса» к... водителю такси!

Мне приходилось видеть Додину в израильских телестудиях и читать интервью с ней в ивритоязычной прессе – мне показалось, что вне сцены она человек достаточно закрытый, соблюдающий дистанцию. Но редкая возможность выступить перед большой и интеллигентной «русской» аудиторией явно вызвала у актрисы (в чем она сама призналась) наплыв теплых чувств: она была очень раскрепощенной, непосредственной.

Додина продемонстрировала, что для нее не существует упрощенного деления сценического искусства на театр представления и театр переживания. В сцене из «Истории моей голубятни» и «этюдах», которые ей задал ведущий Александр Гаврилов, она блеснула мастерством перевоплощения, «чистой техникой». В двух фрагментах из спектакля «Трамвай «Желание» зрители увидели игру высокого трагического накала. Меня лично поразила феноменальная скорость профессиональной концентрации: только что актриса, улыбаясь, общалась с залом – а через мгновение уже достигала предельного эмоционального напряжения, неподдельных слез в глазах в роли Бланш. Впечатлил монолог из поэмы Бродского «Посвящается Ялте» - непросто играть на сцене поэзию, а тем более такую интеллектуальную!

Толпу всегда интересуют подробности личной жизни знаменитостей. Кое-что об истории семьи Додиной зрителям удалось узнать. Главной «подробностью» было участие в творческом вечере ее мужа, великолепного композитора Ави Беньямина. Он рассказывал много интересного – например, про уникальный музыкальный инструмент «термевокс», подаренный ему изобретателем, и даже сыграл на нем. Обычно создатель музыки к спектаклям – человек-невидимка. Супруг Додиной оказался умным, интеллигентным, ироничным. То, что они очень подходят друг другу, было видно по их теплому диалогу, по каждому жесту...


Вечер «Странная такая» получился невероятно насыщенным и запомнится зрителям. Они разобрались во многих «странностях» Евгении Додиной, хотя, конечно, их превращение в большой талант осталось загадкой.

Напомню, что еще одна встреча с Евгенией Додиной состоится в Хайфе, в зале «Рапопорт», 30 июня в 20 часов.

А следующий гость программы «Линия жизни» - популярная писательница и блоггер Марта Кетро. Все желающие смогут пообщаться с ней в августе.

Фотографии: Елена Запасски.

среда, 24 июня 2015 г.

Вид из детской на Север

Я посетил выставку наивного искусства в тель-авивской галерее «Джина», чтобы увидеть работы Зои Север. Во-первых, она из «наших», во-вторых, в отличие от соседей по экспозиции совсем не прикидывается наивной!

"Сарона"

Галерея на Дизенгоф, 255 специализируется на искусстве примитива, которому посвящена и нынешняя выставка. Это уютное красочное царство. Стены всех залов сплошь увешаны веселыми картинками. Дело не только в многочисленности представленных здесь художников и максимальном использовании площади галереи. Наивная живопись по своей природе требует уплотненности. Макрокомпозиция выставки – продолжение перенаселенности каждой отдельной картины. Примитивист с трудом умещает на полотне изображения домов, деревьев, машин, забавных человечков, всевозможных зверей и птиц. Так рисует ребенок, не желающий отрываться от листа бумаги, пока не заполнит его порождениями своих фантазий.

Это симпатично, но... признаюсь, что прошел по нескольким небольшим комнатам без нарастающего интереса, обычного на значительных выставках. Я попытался понять причину своей недостаточной эмоциональности. 

"Часовая башня в Яффо"

В наивной живописи конвенциональные отношения между художником и зрителем состоят в признании того факта, что всё нарисовано понарошку. Вообще-то всё изобразительное искусство ХХ века – это уход от реализма, фантазия, игра. Тем не менее тебя захватывает энергия создания новых форм, порожденная поиском новых истин и отвращением художника к бездарному копированию натуры.

А вот в современном искусстве «салонного примитива» я не чувствую того духовного напряжения, которое выводит меня из состояния апатии и заставляет вникать в замысел автора. Те, кто создавал эти забавные безделушки, напоминают мне дядей и тетей, привыкших сюсюкать с маленькими детьми и после этого даже в общении со взрослыми людьми сохраняющих фальшивый тон. В назойливом упрощении рисунка ощущается кокетливое самолюбование: «Ах, я такой наивный, наивный!..»

Среди теоретиков искусства нет единого взгляда на наивную живопись. Мнения совпадают в одном: это творчество непрофессиональных художников – чем определяется его стилистическое своеобразие . Но следует ли отсюда, что невладение профессией дает право считать себя представителем отдельного направления в искусстве? И могут ли существовать примитивисты в наши дни, когда практически нет препятствий для получения живописной школы? В «Джине» на встрече с публикой одна художница пылко доказывала, что она примитивистка по причине человеческой наивности, а вообще умеет рисовать и «по-настоящему», с каковой целью демонстрировала свои картины, выполненные в строго-реалистической манере! Откровенность, подтверждающая мое предположение о нарочитости современного примитивизма.

Наивную живопись, как и любое искусство, отличает не столько техника, сколько особое видение мира, которое нельзя у кого-то позаимствовать. Нет фальши в народном искусстве: яркие краски, сказочные образы, неповторимый юмор – это органичное мироощущение естественного человека.

Самоучки «таможенник» Руссо или Нико Пиросмани начали рисовать в зрелом возрасте, но это было не малевание для забавы, а непредолимое желание поделиться удивительными видениями. В их картинах мир преображен фантазией гениального ребенка. У них есть врожденная поэтичность, соразмерность, изысканность, а иногда – невероятная экспрессия.

Но вернусь в галерею на Дизенгоф. Я знал, что там выставлены работы молодой художницы Зои Север, репатриировавшейся в Израиль из Львова в подростковом возрасте. Она довольно поздно занялась живописью профессионально, но не считает себя примитивисткой. Я сразу узнал ее работы среди пестрого «наивного» творчества.

Среди "наивных" картин нетрудно найти "Пейзаж с кактусами" Зои Север.

На полотнах примитивистов тесно. Возникает ассоциация с детской комнатой, загроможденной добротной мебелью, конструкторами, плюшевыми игрушками. У наивных художников редко видишь небо - оно не обязательно в помещении для игр. На картинах Зои Север есть и небо, и море, и просторы городов, полей, пустынь. Смешных человечков она не рисует. Присутствуют крохотные условные силуэтики людей – как на архитектурных макетах новых жилмассивов. Картины Зои Север – это и есть макеты идеальной среды обитания, где учтены и выписаны все детали, где человеку легко дышится в любой точке и потому его не надо принудительно вписывать в пейзаж.

Проницательные критики заметили в картинах Зои Север идейные параллели с творчеством знаменитого австрийского художника, архитектора, эколога Фриденсрайха Хундертвассера. Он считал, что надо строить дома разных цветов и даже отдельный дом должен быть многокрасочным. Ему принадлежит принципиальная формула: «Дома состоят не из стен, а их окон». Зои Север возводит на своих картинах такие «глазастые» дома, из которых открываются замечательные перспективы.

В ходе беседы с посетителями выставки художница рассказала интересную историю. Когда их семья прилетела в Израиль и ехала из аэропорта, девочка обратила внимание на то, что окна всех домов закрыты уродливыми «трисами». Зои решила, что здания просто недостроены и впоследствии станут красивей. Что ж, она активно участвует в эстетизации израильского пространства по крайней мере на холсте.

Гармония картин Зои Север создает обманчивое впечатление единого вдохновенного порыва, но на самом деле это упорядоченность мысли. Способность к анализу, самопрограммированию позволяет ожидать от Зои Север отрадных неожиданностей.

В заключение отмечу, что художница принадлежит к поколению репатриантов, которые перешли на иврит, но сохранили русскую культуру. Сегодня некоторые популисты пытаются объявить этих молодых людей особой культурно-исторической общностью, о которой намерены «позаботиться»! Интересно, что теоретиков нашей «особой» культуры я не заметил на выставке в галерее «Джина» - как не встречаю их ни в музеях, ни в театрах, ни на литературных вечерах, где можно увидеть лучшие проявления духовного потенциала «русской» алии...

пятница, 19 июня 2015 г.

Мальчик Мотл или Конрад Валленрод?

На этой неделе Еврейское агентство и Академический центр «Рупин» провели конференцию, посвященную 25-летию «Большой алии». Сроки для юбилейных мероприятий уже прошли. Но, как показал ход конференции, поводы для аналитических размышлений сохраняются...


Фото: Давид Эйдельман
                                    
Я решил отправиться на эту конференцию после изучения ее программы, в которой фигурировало немало социологов. Меня привлекла возможность ознакомиться с данными последних научных исследований, посвященных различным направлениям интеграции алии.

После первых выступлений я начал разочаровываться. Состав участников в каждой части конференции был разношерстным: ученые, политики, муниципальные деятели, представители различных профессиональных структур. Научное содержание дебатов было очень сильно разбавлено публицистикой, социальным пафосом.

Дискуссии были разбиты на три темы: алия и политика, социально-экономические проблемы алии, алия в зеркале культуры и СМИ. Тем не менее в каждой части конференции выступавшие не ограничивались заданной тематикой и перескакивали на другие аспекты абсорбции.

После каждой части были предусмотрены вопросы из зала. Тут начался... полный отход от научной стилистики! Микрофон захватывали представители той самой алии, о которой умно рассуждали люди на сцене. Моей первой реакцией было раздражение: зачем кто-то из муниципалов Нетании привез этих пенсионеров – ведь это не предвыборный митинг! 

Пожилые люди громко кричали о своих бедах: о том, как на них нажились квартировладельцы, о том, как их дискриминируют, о том, как дети стали наркоманами... Потом я подумал, что, в сущности, старички оказались недостающим звеном, благодаря которому все присутствующие в зале стали как бы социальным срезом алии: пенсионеры, люди среднего возраста, молодежь, профессиональные политики, общественные деятели, партийные активисты, специалисты в отдельных областях, ученые, журналисты. Что ж, если подводятся итоги 25 лет алии, то почему бы не создать такую наглядную картину!..

Да, получился не научный семинар, а «народная конференция» - как неплохо сформулировала сидевшая в зале представительница академических кругов. Мне понравилось отсутствие открытой партийной пропаганды (о скрытой – чуть позже...). По этой причине не было ненужной конфронтации, резких перепалок. Выступавшие почти не пользовались научной терминологией, но зато говорили эмоционально, от души.

Оценки итогов алии были разными – как мнения внутри самой алии. Говорили о том, как много алия дала Израилю и как много получила от него. Бывший министр абсорбции Яир Цабан признал, что абсорбция алии была огромным достижением Израиля, но и огромным провалом. Например, не сумели с максимальным эффектом использовать приезд в страну тысяч инженеров. Цабан прав. Какой-нибудь Сингапур, прилагавший гигантские усилия, чтобы повысить свой уровень образования, создал бы специальные проекты «под» даровую интеллектуальную силу. Израильская же программа «прямой абсорбции» оставила за пределами рынка труда многих грамотных инженеров. «Что поделаешь, они иврит не осилили», - разводили руками лидеры ИБА и НДИ, контролировавшие министерство абсорбции. Не вина инженеров в том, что они остались без языка: из-за сокращения «корзины абсорбции» с первых дней в Израиле им приходилось браться за черную работу, чтобы прокормить семьи. Страна им не помогла, хотя в 1970-е годы решала эту проблему.

Алия 1970-х была обеспечена и социальным жильем. После нее, как напомнил Цабан, перестали строить социальное жилье, и по этому показателю Израиль находится на последнем месте в западном мире. Часто в этом винят министра строительства Давида Леви, не скрывавшего неприязни к слишком успешной «русской» алие. Но в 1990-е годы Израиль находился на подъеме – почему не строили социальное жилье? Ведь это стало одной из причин квартирного дефицита, вызвавшего повышение цен.

Отнюдь не по своей темноте пенсионерка кричала из зала о нажившихся хозяевах съемных квартир. Бывший депутат кнессета Роман Бронфман заявил, что и при левых, и при правых правительствах строительству социального жилья препятствовало лобби домовладельцев. Именно тогда богатые становились богаче, бедные – беднее.

Мне приходилось немало критиковать Романа Бронфмана, но, слушая его в «Рупине», я с сожалением подумал, что этот талантливый человек мог бы сделать в политике, в том числе для алии, гораздо больше, если бы не стремился к легкому успеху и не разбрасывался. Все-таки в «русских» партиях всегда было до обидного мало работников культурных и умных...

При обсуждении социально-экономических аспектов интеграции алии звучали и благостные рассказы о ее замечательных достижениях в медицине, хай-теке, и напоминания о том, что огромная часть репатриантов оказалась во власти посреднических контор по трудоустройству. Жаль, что эта проблема освещалась только на эмоциональном уровне.

В последней части конференции Юлия Шамалова, руководившая «Вестями» и Девятым каналом, а затем ставшая депутатом кнессета, дала положительную оценку ситуации в русскоязычных СМИ и настаивала на том, что отдельные трудности абсорбции перекрываются важностью воссоединения репатриантов со своим народом. По мнению журналиста Лизы Розовской, «наши» СМИ не могли анализировать проблемы жилья или пенсий, защищать интересы алии, потому что обслуживали интересы НДИ.

В этой дискуссии участвовали в основном молодые представители алии, которые не могли не задаться вопросом о том, почему их сверстникам невозможно пробиться в ивритоязычные СМИ. Доктор Элина Бардач-Ялова сводит это к важной для «полуторного поколения» проблеме «стеклянного потолка». Она, как и некоторые русскоязычные публицисты считает, что какая-то зловещая сила не допускает молодых «русских» на ответственные посты на производстве, в армии и других сферах.

Я не склонен идеализировать ситуацию. В любом государстве, принимающем иммигрантов, существуют противоречия между уроженцами страны и новоприбывшими. Но могу с уверенностью утверждать, что репатрианты, говорящие на иврите без акцента, не воспринимаются как «русские».

Не только в Израиле существуют профессиональные сообщества, где сильна клановость: театр, кино, журналистика. В ведущих израильских театрах, благодаря ярким талантам и несмотря на акцент, стали звездами первой величины Евгения Додина, Елена Яралова, Оля Шур-Селектар. Работает и целый отряд других «русских» актеров. Замечу, что у многих актеров и режиссеров из последней алии проблемы были как раз в «русском» «Гешере»!

Уровень израильских СМИ не слишком высок. Известные журналисты пристраивают туда своих детей. Конечно, «посторонним» без протекции пробиться трудно. Но молодые «русские» там есть – просто они не работали в русскоязычных СМИ и мы их не знаем. Одного из них откомандировали руководить «Вестями»! В качестве жертв дискриминации называют всего пару человек, например, Наташу Мозговую. Но ей никто не мешал публиковать прекрасные репортажи и интервью на несколько полос (!) в «Едиот ахронот». На телевидении ей предложили роль политического комментатора, что ей, на мой взгляд, не подходит. Поэтому «не сложилось».

Кое-что объясняет тезис, высказанный Лизой Розовской. Некоторые "русские" журналисты слишком увлеклись рекламой ИБА и НДИ. После этого трудно быть профессионалами в газетах и на экране. 

Что касается «стеклянного потолка» в ЦАХАЛе, то с этим могли бы поспорить Роман Бронфман и я: наши сыновья в двадцать лет начинали прекрасную армейскую карьеру, но предпочли другие занятия (где тоже никто им не ставит рогаток). Вообще, сегодня лучшие кадры в армии не задерживаются, так как у способных людей на гражданке неизмеримо больше перспектив. Так рассуждают и «русские».

Тема «полуторного поколения» не раз затрагивалась на конференции. Честно говоря, я не понимаю ни этого термина, ни проблемы. Речь идет о репатриантах 30-40 лет, которые учились в Израиле, свободно владеют ивритом, но... идентифицируют себя с русскоязычной общиной. 

Такое явление всегда существовало в США, Франции, Германии и прочих странах. Естественно, дети иммигрантов еще говорят с родителями на их языке, не оторвались от прежних культурных корней. Это попросту второе поколение. Претенциозный термин «полуторное» - рекламный прием, стремление привлечь внимание! Надо сказать, что термин придуман совсем не теми, кто недавно по-хозяйски присвоил его и стал употреблять весьма агрессивно! 

Никому не жалко, что молодые репатрианты помнят о своих истоках, - и никакой проблемы в этом нет! Важность русской культуры для большинства из них сильно преувеличена. Я хотел бы участвовать в составлении вопросов для социологического исследования: что знают «полуторные» о русской истории, читают ли русские книги, имеют ли представление о русской живописи и пр. Опять же – никто не мешает им расширять свою эрудицию. Короче, я не понимаю, за что собираются... бороться самые крикливые теоретики «полуторности»! В их изображении молодые «русские» - это не симпатичные мальчики Мотлы, вернувшиеся на историческую родину, а затаившиеся во вражеском окружении и скрывающие свое происхождение Конрады Валленроды, которые еще отомстят. Кому?..

Недавно похитители термина опубликовали забавную по напыщенности и псевдонаучности формулировок декларацию «полуторного поколения». Тщательно перечислены его самоназначенные "лидеры"! Во-первых, ясно, что кому-то хочется попасть в авангардную группу новых функционеров. Во-вторых, мелькающие имена не позволяют отделаться от подозрения, что это, как и «стеклянный потолок», - пропагандистская «стратегия» ощипанной на выборах партии, основанная не на добрых делах для алии, а на вбивании клина между «русскими» и Израилем. Самоубийственный для партии путь! Гораздо важней учесть ошибки и просчеты в интеграции «большой алии», вспомнить о том, что значительная ее часть покинула Израиль – о чем с тревогой говорил исследователь Михаил Филиппов. 

Важное место в дискуссиях занимала проблема гиюра. Партия, использующая термин "полуторное поколение" как дубинку, долго дурила алию обещаниями упростить процедуру гиюра и ввести гражданские браки. Как отмечалось на конференции, сразу две "революции" не нужны: если бы в Израиле любая пара могла зарегистрировать брак в мэрии, "некошерным" израильтянам не надо было бы лгать, лицемерить и сдавать экзамены по иудаизму только ради приобретения нормального статуса.

А завершила программу конференции «художественная часть». Признаюсь, я предположил нечто скучное и хотел сбежать. К счастью, чуть задержался в зале!

На сцену вышли ребята из того самого «полуторного поколения». Это молодые поэты, пишущие на иврите. Стихи хорошие, трогательные. Во многих прослеживаются следы пережитых в детстве драм. Да, абсорбция – это не сахар. Но... вспомнились строки замечательного русского поэта:

Какие
Хорошие
Выросли дети!
У них удивительно ясные лица!
Должно быть, им легче живется на свете,
Им проще пробиться, им легче добиться.

Положим, они говорят, что труднее:
Экзамены, всякие конкурсы эти.
Быть может, и верно. Им, детям, виднее.
Но очень хорошие выросли дети!

И это главное!

понедельник, 15 июня 2015 г.

Кто развязывает «войну культур»?

Может быть, и хорошо, что Одед Котлер хамской речью поставил на дыбы всю страну. Давно пора разобраться с противоестественной ситуацией: наше общество проваливает на выборах антиизраильские силы, но именно они доминируют в сфере культуры!

суббота, 13 июня 2015 г.

Наивное мещанство и напыщенная псевдокультура

Давно не получал такого цельного и яркого театрального впечатления, как на премьере «Мещанина во дворянстве» в Камерном. Уди Бен-Моше сегодня, наверное, лучший израильский режиссер. Но и Ави Кушнер в главной роли великолепен!

понедельник, 8 июня 2015 г.

Партийная организация и партийная социология

Для представителей «большой алии» главной драмой выборов в кнессет стало превращение НДИ в маргинальную партию, которая к тому же ушла в оппозицию. Но кто в этом виноват! Если руководство НДИ не сможет честно проанализировать причины неудачи, это серьезно осложнит жизнь русскоязычной общины.

пятница, 5 июня 2015 г.

Шестидневная война: великая победа и подлая клевета

C 5 по 10 июня 1967 года Израиль перемолол армии Египта, Сирии, Иордании, а вместе с ними – самолеты, танки и другие последние образцы военной техники, которые СССР щедро поставлял арабским друзьям, поддерживая их желание сбросить евреев в море. Это торжество Израиля было унижением для арабских лидеров и их кремлевских покровителей. Но чем дальше уходит в прошлое Шестидневная война, тем больше обнаруживается евреев, называющих ее неправедной и даже преступной...