Новый спектакль
Камерного театра «Выбор меню» поражает не только эстетическими достоинствами, хотя
режиссура и игра очень хороши. На сцене появляются и левые, и поселенцы, но... никто
из них не выведен в карикатурном виде, а в противостоянии этих антагонистов
«право-религиозный блок», пожалуй, выглядит привлекательней! Неужели
израильский театр избавляется от левого крена?
Шломо Мошковиц
никогда не входил в число политизированных израильских драматургов. Вот и
завязка его новой пьесы «Выбор меню», казалось бы, предвещает стандартную
фабулу семейной драмы. Известный журналист Йоэль (артист Моти Кац) и его жена,
архитектор Гила (Лимор Гольдштейн), готовятся к свадьбе старшей дочери Ротем
(Адар Барух). Они пригласили в гости жениха и его родителей, чтобы
познакомиться с ними и заодно обсудить свадебное меню. Но тут начинаются не
предвиденные проблемы!
Дело в том, что
Йоэль – публицист крайне левого толка, непримиримый к идеологическим
противникам. А Натаниэль (Давид Шауль), избранник его дочери, - йешиботник. Тем
не менее он, по крайней мере, тонкий и достаточно дипломатичный юноша. Его же
родители Иегуда (Йоав Леви) и Нурит (Айя Гранит-Шаба) – не просто
ультраортодоксы, но еще и поселенцы, естественно, с правыми взглядами. Иегуда
хорошо знаком со статьями Йоэля, обличителя «экстремистов-оккупантов», и поначалу
с трудом удерживается от высказывания о них.
Драматический
конфликт хорошо подготовлен и выплескивается в точке кипения! Герои спорят до
хрипоты, ссорятся и мирятся, попадают то в смешные, то в трогательные ситуации.
Драматург не идеализирует ни левых, ни правых, ни светских, ни религиозных, ко
всем относится с долей иронии. Но обходится без политических карикатур – которые стали привычными в израильском театре, поглощенном борьбой за мир.
Идеологические дебаты в спектакле серьезны, и нет игры в поддавки с непременным
триумфом представителей левого лагеря. Больше того, персонажи религиозные,
правые как-то человечней и вызывают больше симпатии. Даже если в конфликте
нельзя назвать победителей, то это ничья с их преимуществом. Неужели
израильский театр становится умней и объективней? Я даже хотел назвать эту
статью – «Не начало ли перемены?». Но вспомнил, что это из Чернышевского, и
решил не раздражать грамотных читателей.
Мошковиц понимает,
что писатель должен не вычерчивать политические схемы, а изображать живых
людей. В том, что таковыми выглядят все персонажи, немалая заслуга и художника
Полины Адамовой: ее костюмы продуманно-точны и очень тактично подчеркивают
психологические акценты.
Главное в пьесе –
любовь, которая по своей природе противостоит вражде и раздорам. Может, поэтому
самую важную роль в примирении израильских Монтекки и Капулетти играет Нета
(Наама Шитрит), младшая сестра Ротем, сочувствующая жениху и невесте. Резковатая, но добрая тель-авивская
девчонка переводит гневные тирады не слышащих друг друга взрослых людей на грубоватый
подростковый сленг – и это чудовищное «эсперанто» самым забавным образом
приводит к взаимопониманию!
Режиссер Деди
Барон работала с непростым драматургическим материалом. Она успешно проскочила
между Сциллой и Харибдой чрезмерного уклона в политику и незатейливого
комикования. Она заставляет зрителя задуматься о том, что еврейская страна
маленькая, тесная и потому надо искать не то, что разъединяет, а то, что объединяет
евреев. В спектакле нет фальшивой идиллии – он пронизан искренней добротой и
теплотой, чему способствуют и яркое музыкальное оформление Исраэля Брайта, и –
главное - прекрасная игра всего актерского ансамбля.
Спасибо за рекомендацию. Таки понравилось!
ОтветитьУдалить