среда, 6 сентября 2023 г.

Это театр! Остальное неважно...

В соцсетях не утихают яростные споры о людях искусства, оказавшихся в Израиле после нападения России на Украину. Беженцы они или репатрианты? Способны они проникнуться сионистским духом или рассматривают нашу страну как временное убежище? 


Сразу скажу: у меня нет ответов на все вопросы, задаваемые представителями "НКА" и ее недоброжелателями. Я думаю, что нынешний поток выходцев из России, Украины, Беларуси неправильно сравнивать с другими волнами алии. Пожалуй, есть только одна аналогия: прибытие в Палестину беженцев из нацистской Германии в 1930-е годы. Естественно, те немецкие евреи из-за исторических катаклизмов не успели "созреть" для жизни в еврейском ишуве. Тем не менее в мощном идеологическом поле Земли Израиля многие из них осознали свои духовные корни, остались здесь навсегда. А кто-то сразу перебрался за океан, кто-то вернулся в... любимую Германию после войны и Катастрофы! Сегодня мы не помним даже всех имен немецких знаменитостей, случайно завернувших тогда в подмандатную Палестину.

Точно так же в наши дни нет смысла гадать: останутся ли в Израиле суперзвезды российской культуры, выброшенные из родной страны ужасами войны и озверением кремлевского режима. Самым ярким личностям в Израиле рады, но, конечно, они найдут свою аудиторию и не будут бедствовать ни в США, ни в Канаде, ни в Европе, где смогут выступать при полных залах, устраивать выставки, издавать книги. Поэтому речь не о них. Гораздо интересней массовый облик нынешней алии, значительная часть которой связана с культурой, искусством - но особенно с театром! Это режиссеры, актеры, писатели, художники, музыканты, хореографы. 
Мне уже приходилось отмечать, что приезжающие сейчас с постсоветского пространства профессионалы принципиально отличаются от своих коллег, репатриировавшихся в начале 1990-х. Те привыкли, что государство "должно" им помогать, и устраивали демонстрации, выступали в прессе, протестуя против недостаточной заботы о них. Теперь мы видим поколение, закаленное рыночной конкуренцией: оно понимает, что выживание в новых условиях требует профессиональной перестройки. Учреждения, занимающиеся интеграцией алии, устраивают для новоприбывших весьма полезные курсы переквалификации. Но эти репатрианты не ждут опеки - они сами учат иврит и даже находят работу! 

Характерен пример театра Fulcro. Это "иностранное" название взял себе питерский коллектив, созданный режиссером Дашей Шаминой из выпускников престижной театральной мастерской  Вениамина Фильштинского. Новый театр, игравший в помещении бывшего пивзавода, вскоре стал культовым в северной столице. Но российская действительность становилась всё более  неблагоприятной для искусства, и... режиссер вместе с большинством актеров оказались в Израиле. Один из самых известных спектаклей "Кабаре "Цветы" с успехом был восстановлен на сцене "Тмуны". Играют актеры на нескольких языках, в том числе на иврите! 

"Цветы"  ("Die Blumen") - немецкое кабаре 1930-х годов. Естественно, создатели спектакля понимали неизбежность сравнений со знаменитым фильмом. Но сравнения сразу отпадают. В "Цветах" нет фабулы, каждая песня рассказывает свою историю. Многие тексты напоминают брехтовские "зонги" и даже баллады советских поэтов (та же эпоха - литературная и политическая...). Исполнители - особенно солистка кабаре (Софа Чудновская) - работают очень стильно, создавая атмосферу времени. Не знаю, как воспринимался спектакль в момент возникновения, но сегодня картина нахрапистого нацизма, легко заглушающего разноголосицу веймарской демократии, более чем актуальна! Цинизм, нравственная неразборчивость этого периода материализуются в фигуре Конферансье. Его играет Никита Гольдман-Кох, актер с фантастической пластикой и мощной экспрессией! Он выдерживает сравнения с американским двойником и вообще еще заставит говорить о себе!

Возможно, эстрадные аллюзии на израильские события в "Цветах" даже излишни. Политика - она всюду политика и редко бывает неуязвимой для сатиры. Но настоящее искусство ищет в меняющейся реальности экзистенциальную постоянную. Свою пьесу "Гибнет хор" Ася Волошина написала в 2014 году, после аннексии Крыма Россией, а взяла за основу книгу Софьи Федорченко "Народ на войне. Фронтовые записи", изданную в 1917 году. В эту забытую книгу входили подлинные письма солдат, участвовавших в Первой мировой. Документально описанный ими процесс расчеловечивания и сегодня может стать психологической основой многих литературных произведений. (Это сразу поняли российские власти, запретившие пьесы Аси Волошиной). 

Невозможность для нормального человека выдержать бессмыслицу и жестокость мировой бойни составляет коллизию спектакля "Гибнет хор". В античной трагедии хор выражал отношение к изображаемому на сцене. Как сказал в Нобелевской речи Иосиф Бродский, истинная трагедия - когда гибнет не герой, а сам хор! Спектакль Даши Шаминой сопровождает хор, но интеллектуальную функцию хора воплощает Михаил, врач-офтальмолог, ставший военным хирургом (Саша Другов). Он пытается осмыслить происходящее, но духовно гибнет, не выдержав ежедневно переживаемых ужасов. Сначала рафинированный петербургский интеллигент ощущает чуждыми когда-то любимых поэтов, потом в его памяти стирается и любимая женщина... Драматург избегает соблазна вычертить банальную лав-стори. Юная медсестра Софья (Катя Тихонова) своей душевной чистотой не привлекает и не поддерживает никого, а только высвечивает неизбежность гибели человеческого в бесчеловечных обстоятельствах. 

Театр Fulcro не ограничивается сценой фринджа. Даша Шамина с ее невероятной энергией ассистировала знаменитому режиссеру Римасу Туминасу, сотрудничавшему с "Гешером", а Никита Гольдман-Кох сыграл в его "Анне Карениной". Свою прежнюю тему Шамина продолжила в спектакле "Третье кабаре. Горящий куст", поставленном в "Гешере". Опять звучит тема противостояния человечности и жестокости: здесь  использованы песни, созданные жертвами Холокоста и своей духовной силой сравнимые с библейскими примерами! 

Размеры статьи не позволяют упомянуть другие работы находящихся в Израиле мастеров сцены - да всех я и не видел пока. Впечатлил спектакль "Пока не поздно" Василия Буткевича, молодого актера и музыканта, выпускника Школы-студии МХАТа, известного по "Мастерской Дмитрия Брусникина" немало снимавшегося в кино. 

Герой (вернее антигерой!) спектакля "Пока не поздно" - известный американский преступник Чарльз Мэнсон, серийный преступник, создавший изуверскую секту и пробовавший себя в разных видах творчества! Именно последний факт заставил создателя спектакля задуматься: что превратило незаурядного человека в зверя? Он прослеживает начальную часть жизни Мэнсона и обнаруживает, что тот постоянно сталкивался с отсутствием человеческой любви: от него отказалась мать, в интернате педагогику заменяли побои, не удались и попытки найти верную подругу... Спектакль использует много визуального материала (видимо, это кадры из многочисленных фильмов о Мэнсоне, но я недостаточно подкован в американском кино...). Казалось бы, тема спектакля далека от нас, но о его актуальности напоминает название-предупреждение: "Пока не поздно". Равнодушие к человеку - это не нейтральная позиция, оно неизбежно порождает жестокость в душе, не испытавшей любви и заботы. Это причина многих несчастий, происходящих в современном мире! 

Я начал с размышлений о последней алие с ее высоким творческим потенциалом и о многочисленных сомнениях в ее "перспективности" для Израиля. Но кто сказал, что сионизм - это только верность определенным лозунгам и знание важных политических текстов? Еще в прошлом веке появились понятия политического и духовного сионизма. Еврейское государство создавали "халуцим", строители киббуцов, храбрые солдаты, щедрые спонсоры - но также Бялик и "Габима". Сегодня сотни репатриантов не словом, а делом укрепляют израильскую культуру. Они привносят в нее новый взгляд, новую широту мышления. Это главное, это реальность. А остальное несущественно!       
        

Комментариев нет :

Отправить комментарий