Популярного певца
Ариэля Зильбера лишили престижной премии за правые взгляды. Бурных протестов не
последовало. Правые любят жаловаться на засилье левых в сфере культуры. Но
почему они, много лет находясь у власти, не проявляли никакого интереса к
культуре и ее роли в израильском обществе?
В этом году
организация израильских музыкантов АКУМ присудила премию «За дело всей жизни»
популярному певцу Ариэлю Зильберу. Но тут же известная певица Ахиноам Нини, отмеченная
в другой номинации, заявила, что откажется получать премию, так как не хочет
находиться рядом с правым экстремистом Зильбером. Руководство АКУМ поспешило
сообщить, что Зильберу премию «За дело всей жизни» заменят другой наградой!
Яростно возражала
против кандидатуры Зильбера председатель совета директоров АКУМ Далия Рабин,
дочь покойного премьер-министра. Как рассказал Зильбер, она откровенно заявила
ему, что он не заслужил премии, поскольку призывал к освобождению Игаля Амира.
Ариэль Зильбер не понимает, почему его – сиониста, человека религиозного - называют экстремистом. Он отмечает, что об убийце Рабина высказывался в связи с неоднократным освобождением из израильских тюрем арабских террористов. По мнению Зильбера, если можно отменить пожизненные сроки тысячам убийц, то и Игаль Амир вправе претендовать на сокращение аналогичного наказания. Высказывание эпатирующее, но не менее легитимное, чем утверждение Далии Рабин, что Биби виновен в смерти ее отца.
Инцидент с
Ариэлем Зильбером не удивляет. Присуждение престижных премий за достижения в
искусстве монополизировали ультралевые. Почему совет директоров профессиональной
организации АКУМ должна возглавлять Далия Рабин, которая не поет и не сочиняет
симфонии? Ее и без того в виде компенсации за гибель отца назначали
заместителем министра обороны!
Можно вспомнить
немало историй о том, кто у нас получает премии.
В 2003 году (при правом
правительстве!) Премию Израиля авторитетная комиссия присудила художнику Моше
Гершуни, который любил рисовать солдат ЦАХАЛа с окровавленными руками. Он не
только не был взволнован, но отказался принимать премию из рук Лимор Ливнат,
входившей в «правительство оккупантов».
В 2011 году
главную литературную награду, премию Сапира, получил Йорам Канюк за
роман «ТАШАХ» («1948-й»). В этой книге участник Войны за Независимость
описывал ПАЛЬМАХ, как сборище сбитых с толку, душевно опустошенных юнцов,
которые чудовищно расправлялись с арабами.
Двумя годами
раньше вручение премии Сапира закончилось скандалом. Ее получил молодой
писатель Алон Хил, который не воевал в 1948 году, но со слезой расписывал
«Накбу» - арабскую катастрофу. Содержание его романа никого не шокировало, но
выяснилось, что председатель жюри, бывший председатель МЕРЕЦа Йоси Сарид был не
совсем беспристрастен, склоняя чашу весов в пользу Хила (он победил с преимуществом
в один голос). Племянница Сарида редактировала книгу. Решение жюри отменили,
разжалованному лауреату пришлось вернуть 150 тысяч шекелей.
Очень редко
раздаются робкие протесты против присуждения премий за творения, пышущие
враждебностью к Израилю. В ответ левые патетически вещают о свободе творчества,
об искусстве, которое вне политики. Но нет ничего более политизированного, чем
израильское искусство! Сфера культуры оккупирована левыми, которые предлагают
только свою «правду».
В израильских театрах идут примитивные агитки, расписывающие зверства ЦАХАЛа и ужасы «оккупации». В таком дорогостоящем виде искусства как кино государственное финансирование получают бесконечные фильмы о страданиях палестинского народа, которые потом вывозятся на международные фестивали в надежде на призы.
Когда отдельные
художники отличаются крайне левыми взглядами и составляют только часть широкого
спектра идей, отраженных в национальном искусстве, - это нормальная
демократическая ситуация. Но вся израильская культура перекошена влево. Книга
или спектакль правой направленности просто не увидят свет. Это не демократия,
не плюрализм и не свобода совести – что подтверждает произвол, учиненный по
отношению к Ариэлю Зильберу.
Правые и левые – не терминологическая проблема. Мы живем в государстве, которое основали
евреи, считавшие, что у них есть право вернуться на свою историческую родину.
Когда-то на этой платформе стояли и правые, и левые. Но сегодня ультралевые
утверждают, что создание еврейского государства стало катастрофой для арабов,
что террор – справедливая борьба оккупированного народа, что ЦАХАЛ - армия
преступников, что Израиль должен стать «государством для всех». Долго ли
продержится находящееся во вражеском окружении государство, в котором школьники
читают книги о жестокости их армии и то же самое видят в театре, кино, на
художественных выставках?
Наши правые любят
скулить о засилье левых в израильской культуре. Но правые после победы на
выборах в кнессет в 1977 году находились у власти гораздо чаще, чем левые.
Последний раз левые добились успеха на выборах в 1999 году. Почему же правые
совершенно упустили из-под контроля и сферу искусства, и СМИ, и университеты?
Да потому что они умеют галдеть, любят выходить на митинги, но в интеллектуальных
областях позорно пасуют и испытывают комплекс неполноценности перед левыми.
Область культуры нашим правым лидерам не интересна. Они могли создать условия
для появления нескольких поколений неангажированных поэтов, драматургов,
историков, философов, но ничего для этого не сделали.
А ведь правое
движение создавалось такими блестящими интеллектуалами как Зеэв Жаботинский,
Аба Ахимеир, Ури-Цви Гринберг. Да и нынешнее правое правительство возглавляет
человек образованный, эрудированный. Но при нем министр образования оправдал
преподавателя, который внушал учащимся, что ЦАХАЛ – аморальная армия. А когда
началась свистопляска вокруг Ариэля Зильбера, только Авигдор Либерман
возмутился тем, что левые не позволили уволить антиизраильски настроенного
учителя, но певца с сионистскими убеждениями лишили премии.
Тем не менее,
если уж речь зашла о представителях нашей культурной общины, надо отметить, что
Наш дом – Израиль, обладая немалым количеством мандатов, никогда не пытался
получить министерства, имеющие отношение к образованию и культуре. Такой же
линии придерживалась Исраэль ба-Алия. Из «русских» депутатов о культуре можно
было поговорить только со Штерном, Эдельштейном, Бронфманом. А в целом правый
лагерь в последние два десятилетия допускал неуклонное сокращение бюджета
образования и культуры с параллельным увеличением финансирования учебных
заведений ультраортодоксов да и прочих их запросов.
Очень важно
сохранять в Израиле сионистский дух. Но нужен ли нам бескультурный сионизм?
Комментариев нет :
Отправить комментарий