В конце недели в Музее Эрец-Исраэль в
Тель-Авиве открывается выставка «Карта: читаем между линиями». Это первое
мероприятие в серии выставок, посвященных 70-летию Израиля. Еще не зная, чем
нас музей порадует дальше, хочу поделиться некоторыми соображениями...
Вчера состоялась презентация выставки для
журналистов. Как отметила куратор выставки Батья Донор, доминирующая тема
экспозиции - географические карты Израиля. Они составлялись в разные периоды и
отразили борьбу сионистов за оптимальную территорию для еврейского государства.
Карта страны всегда была наэлектризована идеологией...
На выставке можно увидеть и карту подмандатной
Палестины, и карту раздела, намеченного исторической резолюцией ООН 1947 года,
и карты Израиля, появившиеся после Шестидневной войны, и... художественные
фантазии на темы этих карт. Например, очень красива карта Израиля, сложенная из
ярко-оранжевых апельсинов с наклейкой «Яффа». Как известно, Израиль эти фрукты поставлял
в СССР, но по «сложным» политическим причинам их там называли марокканскими,
что отражено в названии популярной когда-то повести Василия Аксенова «Апельсины
из Марокко».
В создание выставки вложен огромный и
профессиональный труд. Ее лейтмотив объединяет более сотни произведений разного
жанра лучших художников Израиля.
В суровом политическом контексте выставки
усиливается еврейский лиризм работ Менаше Кадишмана, казалось бы, таких
камерных и идейно индифферентных.
Весьма оригинальна инсталляция «Песчаный
принтер страны». Огромное механическое устройство вычерчивает на песке контуры
Израиля, затем стирает, потом опять чертит... Мысль ясна: зыбкость и хрупкость
того, что создано усилиями евреев на их библейской земле.
Многие экспонаты, как бы это сказать помягче,
озадачивают. На одну из картин нанесена карта известного мошава Нахалал, но
план местности изуродован белыми пятнами. У картины мудреное название: «Белая
страна, или запретный лес дедушки». Понятен намек на то, что Израиль до сих пор
находится в чрезвычайной ситуации, из-за чего многое засекречивается цензурой.
Хорошо это или плохо – предлагается решать зрителям.
Популярная молодая художница Зоя Черкасская старается
не отставать от актуальных событий, благодаря чему представлена и на этой
выставке. Ее изящная скульптурная композиция состоит из двух квадратов - кроваво-красного
и нежно-зеленого. На красном установлен такой же кровавый силуэт карты Израиля
с вырванными, как из живого тела, кусками. Что любопытно – эта «операция» лишила
еврейское государство не только двух частей Палестинской автономии, но и всего
«арабского треугольника». Автор вдохновлялся то ли либермановским планом обмена
территориями, то ли не совсем израильскими идеями - поскольку изъятые из Земли
Израиля куски зеленого цвета, напоминающие человеческие органы, красуются на
зеленом же квадрате. Обозревавшие эту работу журналисты поспорили. Кто-то считал,
что это просто красивая композиция, к которой не надо приплетать политику.
Другие возражали, что легко читаемая цветовая гамма и карта Израиля,
интерпретируемая как живое тело с вырванными органами, имеют очень даже
политический смысл.
А вот художественное творение, читаемое совершенно однозначно: видео «Мода для израильского КПП». Формально это вполне соответствует теме карт - ведь КПП существуют из-за некоторых "неясностей" с границами.
Сначала идут документальные кадры: израильские солдаты на КПП заставляют арабов обнажать торс, чтобы кто-нибудь не спрятал взрывное устройство. Такое вступление подготавливает зрителя к восприятию «образного» языка. Типа гневного сарказма. На экране появляются смуглолицые персонажи в странных одеждах с огромными прорезями разной конфигурации, а также в самозадирающейся майке – это облегчает работу злобной солдатне, унижающей человеческое достоинство тех, кто проходит через КПП. К сожалению, за скобками остается тот факт, что кое-кто действительно носит на себе бомбы и убивает ими десятки людей – женщин, стариков, детей... Впрочем, эта сатира понравилась бы некоторым русскоязычным «поэтессам», возмущающимся «оскорбительными» проверками в аэропорту «Бен-Гурион».
Одна коллега грустно сказала: «Неужели ничего другого нельзя сказать в
израильском музее по поводу 70-летия Израиля?..»
Видимо, наша «прогрессивная» научная и художественная мысль стремится к
предельной «объективности»: юбилеи юбилеями, но расскажем и горькую правду о
своей стране! Правда – не только в том, что евреи создали на безлюдных песках и
болотах процветающее, суперсовременное государство, подавая пример своим
соседям, но и в том, что соседи имеют
право убивать евреев, а евреи должны оправдывать их ковожадность своей «исторической
виной»...
Сразу хочу отметить, что упомянутые «негативные моменты», к счастью, достаточно
дозированы в этой впечатляющей художественно-сионистской экспозиции, которая и
познавательна, и эстетична. Но, как говорится, осадок остался.
Свое мнение и оценки не хочу никому навязывать. Предлагаю читателям самим посетить выставку. После этого обсудим «спорные» вопросы...
Фото: Авраам Хай.
Свое мнение и оценки не хочу никому навязывать. Предлагаю читателям самим посетить выставку. После этого обсудим «спорные» вопросы...
Фото: Авраам Хай.
Комментариев нет :
Отправить комментарий