В
Тель-Авивском музее искусств открылась выставка работ лауреатов премии Хаима
Шиффа. Это не просто награда, а поощрение фигуративно-реалистической живописи –
задача по нынешним временам смелая и принципиальная! Конечно, ежегодное
присуждение в Израиле премии Хаима Шиффа не затормозит развитие и обновление мирового
искусства. Но важно, что происходит стимулирование мастерства художников,
улучшение их общей «школы».
Амнон Давид Ар "Автопортрет"
Нынешняя выставка лауреатов премии имени Шиффа в Тель-Авивском музее искусств включает 120 картин 11 израильских художников, которые получили эту престижную награду за первое десятилетие после ее учреждения (2008-2017 гг). Это Амнон Давид Ар, Майя Зер, Эран Решеф, Орит Акта-Хильдесхейм, Эльдар Фарбер и Сигаль Цабари, Давид Нипо, Леонид Балаклав, Офер Ротем, Фатьма Шанан, Матан Бен-Ханаан.
Кураторы
выставки – д-р Дорон Лурье и Галит Ландау-Эпштейн.
Хаим Шифф (1924-2000) родился в Польше. Его отец уехал в
Палестину чуть раньше своей семьи и погиб в арабских погромах в 1936 году.
Через год в Хайфе поселились его вдова и дети. Хаим Шифф стал бизнесменом, построившим
немало израильских гостиниц. «Для души» он занимался коллекционированием
израильского искусства. Мечтая о его процветании, Хаим Шифф поддерживал молодых, малоизвестных художников. Его сын
Дов (Дуби) Шифф - тоже известный меценат и коллекционер - в память об отце учредил специальный фонд и премию.
Она ежегодно вручается в Тель-Авивском музее изобразительных искусств за самые
яркие достижения в области фигуративно-реалистической живописи – такими были
эстетические предпочтения отца и сына.
Ежегодно свои кандидатуры на соискание премии имени Хаима Шиффа представляют около сотни художников. Первая премия – стипендия в размере 10.000 долларов и персональная выставка в Тель-Авивском музее. По условиям конкурса часть работ остается в Тель-Авивском музее, часть переходит в художественное собрание Дуби Шиффа.
Работы лауреатов конкурса –
небольшая часть коллекции семьи Шифф, в которой представлены картины лучших
израильских художников: Авигдора Арихи, Шмуэля Бака, Матана Бен-Ханаана, Йосла
Бергнера, Людвига Блюма, Моше Кастеля, Арама Гершуни, Офера Лелюша, Игали
Озери, Амира Нира, Марека Яная, Давида Нипо и других. В этом собрании немало работ выходцев из бывшего СССР - Михаила
Рапопорта, Семена Аджиашвили, Александра Лисянского, Наталии Раковской, Меира
Пичхадзе, Зои Черкасской.
В ХХ веке произошли небывалые изменения в изобразительном искусстве, которое на протяжении многих веков старалось «делать похоже». Реалистический рисунок начал «искажаться» сюрреалистами, экспрессионистами, кубистами и вообще сменился абстракцией. Художникам стало тесно в рамках традиционных форм: искусство ушло с полотна в трехмерный мир инсталляций.
В ХХ веке произошли небывалые изменения в изобразительном искусстве, которое на протяжении многих веков старалось «делать похоже». Реалистический рисунок начал «искажаться» сюрреалистами, экспрессионистами, кубистами и вообще сменился абстракцией. Художникам стало тесно в рамках традиционных форм: искусство ушло с полотна в трехмерный мир инсталляций.
Стало ли всё это смертным
приговором реализму? В мире продолжают творить тысячи живописцев, не желающих
отказываться от холста и красок. Невозможно предсказать исход борьбы
«архаистов» и «модернистов». Можно напомнить, что совсем не везде и не во все
эпохи художники творили в реалистической манере, которая окончательно утвердилась
в эпоху Возрождения. «Современное» искусство заставило «консерваторов» освоить
новые методы и техники. Авангардисты прекрасно владеют достижениями старых
мастеров, искусством цвета и композиции. Этот творческий взаимообмен хорошо
виден в творчестве израильских
художников, которые удостаивались премии Хаима Шиффа за верность реалистическим
традициям, но отнюдь не за шаблонность или банальность!
На выставке мы не найдем
бездумного копирования реальности. Сама реальность причудливо разнообразна. Эран Решеф
изображает на холсте в сущности те же инсталляции!
Офер Ротем виртуозно
пользуется фотографией, обогащая ее графикой, – а в его насыщенных композициях
еще и прячутся крохотные цитаты из мировой живописи, например, «Крик» Мунка.
Орит
Акта-Хильдесхейм преображает свои портреты и автопортреты театрализацией,
символикой, мрачными намеками (по-фрейдистски навязчиво повторяющийся мотив
петли...).
Фатьма Шанан вписывает свои картины в узоры арабских ковров: эти
красочные полотна напоминают о фовистах, Сезанне.
Историко-эстетическая
«подкладка» еще разнообразней у Давида Нипо. Он даже в названиях своих картин
отсылает к Веласкесу, Мемлингу! Очень хорош диптих – портрет художника и его
жены, стилизованный под Пьеро делла Франческо.
Эльдар Фарбер явно пережил увлечение импрессионистами и Сезанном.
А пейзажи Сигаль Цабари, с одной стороны,
пронизаны светом, но фотографической реальностью всех предметов ближе к
мастерам XIX века. Эта
точность гипертрофирована в диптихе, написанном в Умбрии. Типично
импрессионистская задача: изобразить тот же пейзаж в разном освещении. Но
импрессионист не был бы так болезненно-педантичен в указании времени : 8.39!
К гиперреализму тяготеют работы Матана Бен-Ханаана, как будто запечатленные
фотобъективом, но полные загадочной духовной энергетики. Картина «Анабель и
Гай», когда-то анонимно посланная художником на конкурс в Лондоне, произвела
там фурор и завоевала первый приз.
К тому же направлению можно отнести "Лили" Майи Зер. После световых открытий Караваджо и Рембрандта нам предлагают знакомое
свечение компьютерного экрана. Но удивительно очарование этой картины, которую
можно было бы назвать «Компьютерной мадонной»!
Леонид Балаклав со странным, на первый взгляд, упорством рисует в основном свои автопортреты. Но стоит вдуматься в социально-философский смысл этого самоограничения. Тут требуется психоанализ - а, значит, это не допотопный реализм, но искусство ХХ века.
Должен предупредить любителей живописи, что выставка в Тель-Авивском музее называется «Декадой реалистического искусства, отмеченного премией Хаима Шиффа» - то есть будет открыта недолго! Тот, кого заинтересовало это событие, должен поторопиться. На всякий случай укажу:
Сайт коллекции Дуби Шиффа - http://dubishiffartcollection.com/ Часть коллекции представлена в гостинице «Леонардо Арт» в Тель-Авиве, где проводятся экскурсии.
Сайт Тель-Авивского музея
искусств - http://www.tamuseum.org.il
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить