Руководитель театра Ариэль Крыжопольский поставил пьесу Майкла Кристофера
«Шкатулка теней», которая когда-то произвела фурор на Бродвее. После премьеры в
1977 году спектакль получил премию «Тони» за великолепную игру актеров. Майкл
Кристофер был удостоен Пулитцеровской премии, а также престижной награды «Drama Desk»,
присуждаемой «выдающимся современным американским пьесам». Впечатлившись
спектаклем, Пол Ньюмен поставил в 1980 году телевизионный мини-сериал по
авторскому сценарию, который номинировался на премию «Эмми».
Майкл Кристофер стал одним из американских драматургов «новой волны», чьи герои
страдают от неизлечимых заболеваний. В настоящем искусстве человеческие недуги
всегда отражают несовершенство окружающей жизни. Изучая «отклонения от нормы»,
художники по-новому показали мир и человека («Пролетая над гнездом кукушки», «Человек
дождя»).
В «Шкатулке теней» место действия - медицинское учреждение для онкологических
больных. Пациенты знают, что обречены. Как жить в такой ситуации?
Универсального рецепта нет. Кто-то, не думая о неотвратимом будущем, пытается
ухватить последние радости жизни. Кто-то погружается в иллюзорные мечты, которые
отчаянно поддерживают близкие люди. В любых условиях высшая мудрость -
оставаться собой, оставаться человеком.
Изображенных Кристофером персонажей играть непросто - из-за неадекватности
их поведения сложному душевному состоянию. Тут требуется тонкая актерская
интуиция. Актрисы Юлия Варгина и Евгения Итин набрасывают образы пожилой
пациентки Фелисити и ухаживающей за ней Агнес скупыми психологическими штрихами,
не спеша обнажать мотивы действий «странной» дочери. Ариэль Крыжопольский и
Крис-Крис передают взаимоотношения измученного болезнью Марка и уставшей от груза
ответственности и забот Беверли в условно-романтической манере.
Мрачновато-философская атмосфера спектакля - заслуга Ариэля Крыжопольского, которому принадлежит его оформление. Особое место в режиссерском замысле занимает
Голос. В пьесе он принадлежит психиатру, который следит за внутренним
состоянием больных. В постановке и исполнении Крыжопольского он превращается в
голос Рока, придающий экзистенциальную глубину происходящему на сцене.
Очень напрашивается банальное замечание о том, что актуальность спектакля
«Шкатулка теней» возрастает в силу эпидемиологических обстоятельств, в которых
мы находимся. Но мне кажется, что пьеса Кристофера предлагает разговор о более вечных
темах, нежели спор между сторонниками вакцинации и антипрививочниками. Она написана
задолго до пандемии и наверняка переживет ее.
Фото: Оксанна Корогодин
Комментариев нет :
Отправить комментарий