понедельник, 26 июля 2021 г.

Бытие на грани небытия...

Маленьким театральным коллективам, которые создали в Израиле «русские» режиссеры и актеры, пришлось особенно тяжело в период закрытия из-за пандемии «зрелищных» мероприятий. Тем приятней было узнать, что давно посещаемый мной театр «La Panim» продолжает расширять репертуар и свои творческие возможности

 

Руководитель театра Ариэль Крыжопольский поставил пьесу Майкла Кристофера «Шкатулка теней», которая когда-то произвела фурор на Бродвее. После премьеры в 1977 году спектакль получил премию «Тони» за великолепную игру актеров. Майкл Кристофер был удостоен Пулитцеровской премии, а также престижной награды «Drama Desk», присуждаемой «выдающимся современным американским пьесам». Впечатлившись спектаклем, Пол Ньюмен поставил в 1980 году телевизионный мини-сериал по авторскому сценарию, который номинировался на премию «Эмми».

Майкл Кристофер стал одним из американских драматургов «новой волны», чьи герои страдают от неизлечимых заболеваний. В настоящем искусстве человеческие недуги всегда отражают несовершенство окружающей жизни. Изучая «отклонения от нормы», художники по-новому показали мир и человека («Пролетая над гнездом кукушки», «Человек дождя»).

В «Шкатулке теней» место действия - медицинское учреждение для онкологических больных. Пациенты знают, что обречены. Как жить в такой ситуации? Универсального рецепта нет. Кто-то, не думая о неотвратимом будущем, пытается ухватить последние радости жизни. Кто-то погружается в иллюзорные мечты, которые отчаянно поддерживают близкие люди. В любых условиях высшая мудрость - оставаться собой, оставаться человеком.

Изображенных Кристофером персонажей играть непросто - из-за неадекватности их поведения сложному душевному состоянию. Тут требуется тонкая актерская интуиция. Актрисы Юлия Варгина и Евгения Итин набрасывают образы пожилой пациентки Фелисити и ухаживающей за ней Агнес скупыми психологическими штрихами, не спеша обнажать мотивы действий «странной» дочери. Ариэль Крыжопольский и Крис-Крис передают взаимоотношения измученного болезнью Марка и уставшей от груза ответственности и забот Беверли в условно-романтической манере.

 

Мрачновато-философская атмосфера спектакля - заслуга Ариэля Крыжопольского, которому принадлежит его оформление. Особое место в режиссерском замысле занимает Голос. В пьесе он принадлежит психиатру, который следит за внутренним состоянием больных. В постановке и исполнении Крыжопольского он превращается в голос Рока, придающий экзистенциальную глубину происходящему на сцене.

Очень напрашивается банальное замечание о том, что актуальность спектакля «Шкатулка теней» возрастает в силу эпидемиологических обстоятельств, в которых мы находимся. Но мне кажется, что пьеса Кристофера предлагает разговор о более вечных темах, нежели спор между сторонниками вакцинации и антипрививочниками. Она написана задолго до пандемии и наверняка переживет ее.

Фото: Оксанна Корогодин     

     

 



 

Комментариев нет :

Отправить комментарий