Как ни
оценивай сериал «Оттепель», следует признать, что он вызвал огромный интерес в
русскоязычном мире и мало кого оставил равнодушным. Но оценка необходима. Почему,
снимая фильм о послесталинском периоде, режиссер Валерий Тодоровский топит
эпоху в приторной лирике?
На любые претензии к сериалу «Оттепель» следует стандартный ответ: «Картину, не отрываясь, смотрели миллионы людей. Они получили удовольствие – это лучшая оценка фильма. Режиссер имеет право быть только художником и игнорировать политические проблемы». Именно в таком духе объясняет сам Валерий Тодоровский поставленную перед собой творческую задачу: «Я не снимал двенадцать серий про политическое явление. Мне было интересно снимать про людей, про их ощущения».
Успех - не всегда
критерий качества. Миллионы советских людей рыдали на индийских и мексиканских
фильмах, бешеная популярность которых отнюдь не повышала их художественный
уровень. Впрочем, и этот приведенный навскидку пример заставляет задуматься
о... социальном контексте! Народ любил безыдейные, но гиперэмоциональные заморские
мелодрамы, потому что отечественный кинематограф больше показывал завод, колхоз,
сибирские стройки и даже интимные страсти персонажей были неотделимы от
выполнения ими производственного плана.
Думаю, успех
«Оттепели» тоже объясняется законом контраста. Сегодняшнее российское кино
нафаршировано жестокостью, грубостью, кровью, утомительно-однообразным сексом –
после этой чернухи так хорошо окунуться в тепленькую, пуританскую лирику Валерия
Тодоровского!
По-моему, чисто
внешние атрибуты начала 1960-х переданы добросовестно: архитектура, автомобили,
прически, одежда. В поисках точности постановщики особенно усердствовали в
изображении женского белья. Недовольные сериалом указывали на то, что герои
картины чересчур много курят и пьют. Но в те годы еще не было культа здорового
образа жизни, диет, тренажерных залов. Мне лично не мешают дымящие актеры.
Огорчает другое: они без конца курят из-за того, что им нечего играть! Наверняка
Тодоровского интересовали «ощущения», но они у него не складываются в
характеры.
Главный герой –
оператор Виктор Хрусталев в основном предстает за камерой или в постели.
Евгений Цыганов – великолепный актер, и ему почти удается заставить нас
поверить в значительность этого человека. Но эта не заслуга авторов сценария (его
вместе с режиссером писали Алена Званцева и Дмитрий Константинов).
Возлюбленные
Хрусталева – его первая жена Инга (Виктория Исакова) и юная дебютантка Марьяна
(Анна Чиповская) просто никакие. Этим похожи: обе красивые, обе гордые, обе
честолюбивые, обе готовы ради Виктора на любые жертвы.
Фигура режисера
Федора Кривицкого (Михаил Ефремов) вообще лишена каких-то индивидуальных черт.
Ни о чем не говорит то, что он фронтовик, непонятны его профессиональные
качества. Ясно только, что он много пьет и боится ревнивой жены.
Молодой
режиссер-стажер Егор Мячин (Александр Яценко), по замыслу, должен изображать
незаурядную творческую личность, прокладывающую новые пути в советском
кинематографе, но это совершенно не вяжется с ужасающей наивностью парнишки и
его склонностью к истерикам. На протяжении двенадцати серий он не произносит ни
одного умного слова об искусстве.
При таких
недописанных характерах не надо удивляться отсутствию психологической логики в
поступках героев.
Хрусталев в конце
сериала гордо говорит, что пожертвовал любовью ради дружбы, – имея в виду уход
Марьяны к Егору. Но ведь параллельно он возвращается к Инге, причем, это не
холодно обдуманный шаг, а вспышка поистине мальчишеской страсти – трудно
поверить, что оператора могла привлекать еще одна женщина. Так же необъяснимо
набрасываются друг на друга в ночной киностудии нравственно чистый максималист
Егор и отнюдь не развратная гримерша Лида (Анна Котова).
Не убеждает
эпизод объяснения Хрусталева с убежавшей из дома дочкой Асей (Ольга Штыркова).
Прямолинейно-честная девочка, воспитанная на примерах Павлика Морозова и
героев-панфиловцев, потрясена тем, что папа не пошел на фронт. Объяснения Хрусталева
не укладываются в ее пионерские представления о мире, и она не должна так легко
прощать его.
Все недочеты и
неувязки проистекают из сценария. В достаточно длинном сериале все сюжетные
ходы и характеры должны быть четко вычерчены. В «Оттепели» же много неясностей.
Взять все ту же
историю освобождения Хрусталева от призыва в армию в годы войны. Отец, крупный
конструктор (Андрей Смирнов), этого не добился бы. Даже дети руководителей
государства воевали и погибали. Не осмелился бы Хрусталев-старший кому-то
звонить и рисковать своей головой и судьбой сына: самые авторитетные конструкторы
прекрасно знали, что многие их не менее талантливые коллеги сидят в лагерях.
А, собственно,
почему Хрусталев враждебно относится к отцу? В растянутом сериале можно было
более конкретно рассказать, что случилось с матерью Виктора и как у него появилась
молодая мачеха.
Демонизирован
следователь прокуратуры в средних чинах, бывший энкеведист Цанин (Василий Мищенко).
Его личной ненависти к Хрусталеву было бы недостаточно, чтобы поместить доносную статью о нем в центральной газете. И почему Виктор идет на поклон к нему, чтобы спасти положенный на полку фильм? Такие вопросы решались на более высоком уровне.
В начале 1960-х
еще был силен бюрократический формализм: вряд ли девушку без специального
образования утвердили бы на главную роль. Еще более неправдоподобно то, что юная
студентка химфака так профессионально поет и танцует.
До наступления
брежневской эпохи тотального разложения трудовая дисциплина соблюдалась и в
киностудиях. В сериале съемки фильма слишком часто прерываются из-за чьих-то
капризов и загулов.
Контакты с
иностранцами в период «оттепели» были контролируемыми. Известный режиссер не
позволил бы себе шутовского поведения и лобызания с Софи Лорен. Эта сцена
нелепа и не смешна.
У меня лично
самое большое недоумение вызвали не мелочи. Почему-то ни в одной рецензии я не
нашел отзыва о том фильме, который снимают герои сериала. Его название -
«Девушка и бригадир» - явно пародийно. Но по ходу сериала все члены съемочной
группы говорят о картине вдохновенно и серьезно как о произведении искусства. «Оттепель»
- эпоха замечательных советских фильмов. К началу 1960-х уже сняты «Летят журавли»,
«Судьба солдата», «Сорок первый», «Дом, в котором я живу». А Кривицкий и Мячин с
опозданием чуть не в пятнадцать лет ставят что-то вроде «Кубанских казаков»!
Намного раньше была и «Карнавальная ночь», после которой уважающий себя
режиссер постыдился бы завершать свое творение нелепой сценой с пением и
танцами. Не верится, чтобы такой примитивный и старомодный фильм как "Девушка и бригадир" мог возмутить кого-то "наверху".
Если бы
Тодоровский решил снять ностальгический стилизованный фильм о жизни киношников
шестидесятых годов, никто бы к нему не цеплялся с придирками. В его сериале
есть симпатичные кусочки, трогательные моменты, смешные эпизоды, которые вполне
пригодились бы для такой картины. Но нельзя называть фильм «Оттепель» и
говорить, что тебя не интересует политика!
Введенное
Эренбургом понятие «оттепель» противопоставлялось ледяной стуже сталинской эпохи.
Других коннотаций эта метафора не вызывала. «Оттепель» - это освобождение людей
от страха, это выплеск колоссальной творческой энергии. Это полеты в космос,
появление в магазинах продуктов, массовое строительство жилья. Но со
сталинизмом боролись сталинисты. «Оттепель» - это расстрел рабочих в
Новочеркасске, разносы Хрущевым неугодных деятелей искусства, суды над
Бродским, Синявским и Даниэлем. В сериале обо всем этом напоминает только
бывший зэк, который плачет, узнав о выносе Сталина из Мавзолея.
Валерий
Тодоровский не показал настоящую «оттепель», как не показал настоящих «стиляг»,
не только потому, что родился в 1962 году и своими глазами не видел обстановку,
воссоздаваемую им на экране. Скорее всего он не видел и запрещенный в годы его
детства безумно-смелый спектакль Эфроса по пьесе Радзинского «Снимается кино». Но
дух 1960-х передают фильмы «Чистое небо», «Мне двадцать лет», «Июльский дождь».
Не менее полезно было бы перечитать тогдашних поэтических кумиров.
«Внутри меня
осенняя пора», - признавался Евтушенко.
Умница Ахмадулина
с тонкой иронией писала:
«Прост путь к
свободе, к ясности ума:
Достаточно, чтобы
озябли ноги.
Осенние прогулки
вдоль дороги
Располагают к
этому весьма».
Заголовки
стихотворений Вознесенского: «Осень», «Осень в Сигулде», «Сентябрь», «Осенний воскресник»,
«Снег в октябре»...
Помню, в годы
«застоя» меня огорчало, что Рязанов, который когда-то был таким дерзким в
«Карнавальной ночи» и «Берегись автомобиля», создает сладкие рождественские
сказки или сатиру на уровне «Крокодила». Во всем сохранялся его талант, но, когда диссидентов сажали в психушки, а советские войска входили в
Афганистан, такая кинопродукция была безнравственной.
В сегодняшней
России сажают за участие в митингах оппозиции. Показывать на экране «оттепель» и прочие периоды советской эпохи непросто.
Эта история не перестала быть политикой. Ведь национальный лидер считает
Сталина эффективным менеджером, а развал созданной им империи – величайшей геополитической
катастрофой.
Валерий
Тодоровский не захотел показывать настоящую «оттепель». После того как художник
выбирает такую позицию, он уже не показывает ничего стоящего.
(Предложение о внесение следующего дополнения в статью в википедии
ОтветитьУдалитьШаус, Яков Лейбович — Википедия
)
Никогда в СССР мы не слышали про диссидента,антисоветчика Якова Шауса.
Никогда!
Играл себе человек блестяще в шашки,печатался в брежневское время в журнале ,,Шашки,,.Издавал книги по шашкам в 1981,в 1985 годах в разгар советского вторжения в Афганистан,в те времена ,когда диссидентов сажали в психушки .
А кого и в чём Яков Шаус обвиняет в 2013 году на своём сайте
http://www.yacovshaus.com/
в своей статье
Сопливое хлюпанье «Оттепели»
суббота, 21 декабря 2013 г ?
Цитата из статьи самого смелого,самого неподлого,самого нелицемерного,самого нравственного человека Якова Шауса:
Помню, в годы «застоя» меня огорчало, что Рязанов, который когда-то был таким дерзким в «Карнавальной ночи» и «Берегись автомобиля», создает сладкие рождественские сказки или сатиру на уровне «Крокодила». Во всем сохранялся его талант, но, когда диссидентов сажали в психушки, а советские войска входили в Афганистан, такая кинопродукция была безнравственной.
(конец цитаты)
Подпись:Антиюдофоб и Антирусофоб
Почему репатрианты стремятся обливать Россию грязью?
ОтветитьУдалить28.03.2014 13:06 Владислав Богуславский
Я не вижу необходимости обливать свою родину, где столетиями жили мои предки, грязью. Я не понимаю, причем здесь пропаганда России? Я предпочитаю относиться с уважением к богатейшей культуре России, своему происхождению, сохранять свои моральные и нравственные ценности.
...
Мне непонятны нападки русских израильтян, озлобленных и агрессивных, испытывающих странное чувство ненависти ко всему русскому и российскому. Думаю, что каждый свободен писать, что хочет, если это не оскорбительно для других. Не думаю, что своими словами о России или этой публикацией я кого-то оскорбил или задел чьи-то чувства. Но если это случилось, то извините.
СПРАВКА IzRus
Владислав Богуславский - руководитель общественной организации ШЕМЕТ ("Истоки, лидерство, культура").
http://izrus.co.il/obshina/article/2014-03-28/24034.html