суббота, 15 ноября 2014 г.

Гальон с принципами, Либерман без: кто мужчина?

Кнессет проголосовал в предварительном чтении за закрытие «Исраэль ха-йом». Против бесплатной «газеты Нетаниягу» высказались не только левые. Лидеры коалиционных партий или поддержали закон Эйтана Кабеля, или трусливо не явились на голосование. Тем самым они показали избирателям, что все их разговоры о демократии – болтовня, а на самом деле в политике им важны карьера, выгода, сведение личных счетов.

Закон Эйтана Кабеля утвержден кнессетом в предварительном чтении. Депутат от Аводы требует запретить распространение бесплатных газет. Точнее - одной газеты: «Исраэль ха-йом». Она имела несчастье стать самой читаемой в Израиле и нарушить монополию «Едиот ахронот».

У левых СМИ и их читателей вызывает бешенство то, что «Исраэль ха-йом» выходит на деньги американского миллиардера Шелдона Эдельсона и поддерживает Биньямина Нетаниягу. Поначалу протесты направлялись именно в это русло: 1) существование политически «односторонней» газеты недопустимо; 2) надо запретить СМИ, принадлежащие иностранцам. Но прямолинейная атака на «Исраэль ха-йом» не получалась. Во-первых, непременно пришлось бы закрыть «Ха-арец». Во-вторых, в прошлой каденции «лагерь мира» с трудом предотвратил принятие законов, требовавших от левых общественных организаций обнародования их источников финансирования, которые находились в Швейцарии, Норвегии, а иногда попахивали арабской нефтью. Крики об иностранном спонсоре «Исраэль ха-йом» могли бумерангом ударить по оппозиции.

Теперь противники «Исраэль ха-йом» нашли состав преступления в самом факте бесплатного распространения газеты! Согласно закону Кабеля, запрещается издавать бесплатную ежедневную газету с массовым тиражом более шести месяцев. Уже это отдает кретинизмом – но не больше, чем главное требование экс-генсека Аводы: если газета входит в число четырех крупнейших в Израиле, ее цена не должна составлять меньше 70% стоимости самой дешевой из трех других газет.

Закон Кабеля пышет ненавистью, исключающей минимальную логику.

В Израиле выходит множество бесплатных городских, региональных газет. Они недостаточно «массовые»? Но «Едиот ахронот» издает кучу местных приложений – в сумме они более чем массовы.

Закон должен быть четко сформулирован и безотказно действовать. Но как можно определить четыре крупнейших газеты при нестабильной ситуации на рынке? Даже если бы газеты не скрывали свои тиражи, рейтинг изданий теоретически может меняться несколько раз в год. Как определить третью по стоимости газету и заставить «демпингующее» издание реагировать на ее стоимость?

Но самое отвратительное – идет прямое наступление на демократию. Запрещать «Исраэль ха-йом» можно только в том случае, если будет запрещено функционирование всех СМИ, выражающих политическую позицию одной партии или одного лица. Я имею в виду не только «Ха-арец», но и издания ультраортодоксов!

Столь идиотское установление минимальной цены – это поворот на 180 градусов от курса на усиление конкуренции и снижение цен. Это прецедент, чреватый законодательными ограничениями и в других областях (например, с какой стати одна сеть кафе продает чашку кофе вдвое дешевле, чем конкуренты?). Так можно быстро разрушить рыночные отношения и вернуться к социализму.

Эйтан Кабель – человек простой. Наверняка он даже верит, что Авода неспособна бороться за власть не из-за бездарности, не из-за подыгрывания террористам, а исключительно по вине «Исраэль ха-йом». Но на самом деле под лидера газетного рынка копает «Едиот ахронот». Эта газета периодически публикует самые оголтелые нападки на Нетаниягу и размещает под грифом «реклама» обличающие его декларации. Именно в ней озвучивались основанные на кухонных сплетнях грязные дела против жены премьер-министра. Утрата монополии «Едиот ахронот» привела к снижению доходов, каковой процесс надо остановить любыми способами.

Поразительны результаты голосования в предварительном чтении по закону Кабеля: «за» - 43, «против – 23. И это при надежном большинстве, которым обладает в кнессете правящая коалиция!

Против закона голосовали почти (!) все члены фракции Ликуда, а также Моше Мизрахи (Авода), Нисим Сломянски (Еврейский дом), Исраэль Хасон (Кадима) и... Захава Гальон (МЕРЕЦ). Союзники по коалиции «кинули» премьера. Либерман и депутаты от НДИ, а также почти все представители Еш атид голосовали «за». Яир Лапид и Нафтали Беннет предпочли не явиться на голосование...

Либерман счел себя конкурентом Нетаниягу, а кроме того «Исраэль ха-йом» приводит многовато компромата на него. Зато «Едиот ахронот» и «Вести» его не обижают. Беннет имеет старые счеты с Нетаниягу, и во многом его обиды обоснованны. Но как же быть с политическими принципами? На словах Либерман и Беннет – убежденные демократы и «рыночники». Лапид въехал в политику на популистских призывах к обузданию картелей и снижению цен. А теперь он поддерживает закрепление монополии одного газетного концерна и законодательное установление минимальной цены!

Кстати, если говорить о борьбе с дороговизной, то по крайней мере рост цен (все сильней кусающихся) на газеты был приторможен именно благодаря «Исраэль ха-йом». Закрытие этой газеты приведет к увольнению ее сотрудников и огромной армии распространителей.

Лидер МЕРЕЦа Захава Гальон проголосовала против закона Эйтана, а бывший председатель Аводы Шели Ехимович воздержалась. Обе не любят Биби, но понимают, что политик, говорящий о демократии, не может публично приносить принципы в жертву личным эмоциям. Они проявили себя... по-мужски, чего не скажешь о Либермане, Беннете, Лапиде.

Пример достойного политического поведения – не импонирующий мне своими взглядами Моше Фейглин. А уж как его травит в Ликуде глава партии! Но при обсуждении закона Кабеля Фейглин сказал: «Нет депутата, которого «Исраэль ха-йом» критиковал бы больше, чем меня. Мне не нравится эта газета. Мне не нравится и «Ха-арец». Но я готов бороться всеми силами за то, чтобы и «Исраэль ха-йом», и «Ха-арец» могли высказывать свою позицию, потому что я человек, стремящийся к свободе, а Эйтан Кабель стремится к рабству».

В заключение подчеркну: я не считаю Нетаниягу безгрешной жертвой. Он сам часто руководствуется в политике личными мотивами, и с его подачи в прошлой каденции замышлялись законы против Ливни («закон Мофаза»), против Дери, против Лапида. Но почему, если все СМИ два десятилетия третируют Биби – это свобода слова, а если одна газета поддерживает его, - это удар по демократии?

Не надо демонизировать «Исраэль ха-йом». Газета эта не скучней, чем «Едиот ахронот». А какие приобретения принесла ее поддержка премьер-министру? На последних выборах Ликуд – без НДИ – получил два десятка мандатов. Такие «триумфы» у него бывали и до появления «персональной» газеты Нетаниягу.

Лишатся ли тысячи небогатых израильтян бесплатной газеты, к которой они привыкли? Пока закон Кабеля утвержден в предварительном чтении. До окончательного принятия он должен пройти длительную процедуру. Не исключено, что правительство решит идти на досрочные выборы – тогда о законе забудут. Но избиратели не должны забывать о неприглядном поведении тех наших политиков, которые из личной корысти готовы наплевать на демократию, плюрализм, свободу предпринимательства, свободу слова.

1 комментарий :

  1. На фоне этого голосования, интересно бы понаблюдать за позицией Либермана и его "партийцев" в вопросе реформы Гостелерадио. Эта реформа напрямую затрагивает его "карманное" радио РЭКА. Всё лето мы слышали по много раз в день истерические вопли из радиоприёмника про то, что нас якобы хотят оставить, ВАЩЕ, без радио на русском языке!!! Затем, вусмерть запуганных этой страшной вестью, обитателей бейт автов, успокоили сообщением, что ЛИЧНО Либерман обещал , что РЭКУ (с полным поголовьем нынешних "коллективных агитаторов и пропагандистов") не только сохранят, но и расширят!

    ОтветитьУдалить