суббота, 17 января 2015 г.

Тень Арафата над израильскими выборами

Постепенно вырисовывается предвыборная ситуация. В лидеры неожиданно вышел левый блок, чуть-чуть опережающий Ликуд. Сомневается ли кто-нибудь в том, чем займутся в первую очередь Герцог и Ливни в случае победы на выборах?..

Неожиданный спурт левых

Как и Биньямин Нетаниягу после праймериз в Ликуде, Ицхак Герцог делает вид, что доволен итогами внутрипартийных выборов. Они определили избирательный список блока Авода – Ха-Тнуа, который практически является списком Аводы. В нем на втором месте – после Ицхака Герцога - значится его союзница Ципи Ливни, а на восьмом – Амир Перец из ее партии, который, и в Аводе не чужой. Еще два места для представителей Ха-Тнуа зарезервированы во второй десятке.

Победа на праймериз экс-председателя Аводы Шели Ехимович, получившей общий третий номер, не удивила. Сенсация – четвертое и пятое места Став Шафир и Ицика Шмули. Молодые герои «движения протеста» всего два года назад пришли в политику и уже на ведущих ролях в Аводе! На шестом месте новая фигура - полковник Омер Бар-Лев. Из старых партийных кадров в первую десятку пробились нынешний генеральный секретарь Аводы Хилик Бар (7-е место) и бывший генсек Эйтан Кабель (10-е). Высокое девятое место заняла Мейрав Михаэли, известная своим агрессивным феминизмом.

На реальные места в списке Аводы попали семь дебютантов, а очень многие кандидаты только второй раз баллотируются в кнессет. Ветерана партии Герцога должно озадачивать столь радикальное обновление ее авангарда. Прежней Рабочей партии – Мапая, Маараха, Аводы – больше нет. С позором ушел ее бывший лидер Биньямин Бен-Элиэзер, находящийся под следствием. Эльдад Янив, когда-то руководивший штабом председателя Аводы Эхуда Барака, занял в списке нереальное 30-е место. Давно покинули партию идеологи миротворчества Йоси Бейлин, Хаим Рамон, Далия Ицик, Юли Тамир, Авраам Бург. Впрочем, последний, как уже сообщалось, собирается вернуться в политику, чтобы баллотироваться от... коммунистической партии ХАДАШ.

Возможно, Герцогу не совсем уютно в обновленной молодежной команде. Но новое лицо Аводы – ее шанс!

Правые политики и близкие им по взглядам обозреватели уже высказались – резко и объективно - об этом лице. Авода сдвинулась влево, в ней наметился популистский, анархо-социалистический уклон. Не удивительно, что изменился и рядовой состав Аводы. В ней сейчас менее 50 тысяч обладателей партбилетов: еще недавно было в два раза больше. Но не надо повторять ошибку многих русскоязычных комментаторов, путающих свою эмоциональную оценку партии с оценкой ее электорального потенциала.

Поскольку в Израиле давно не осталось партий-тяжеловесов, способных получить сорок мандатов, Аводе не надо быть симпатичной всем или даже большинству израильтян. Для победы на выборах достаточно конвертировать симпатии в 25-27 мандатов. Для списка Авода – Ха-Тнуа это вполне достижимая цель.

Торможение Ликуда в последних опросах объясняется очевидным разочарованием избирателей в лидере партии. У тех израильтян, которые с трудом дотягивают до конца месяца, сложилось стойкое убеждение: Биби плевать на нужды простых израильтян. Они укрепились в своем мнении после крайне неудачного выступления Нетаниягу, в котором тот обвинил в росте цен на жилье... Ольмерта, вынужденно ушедшего с поста премьер-министра шесть лет назад! Что не менее скверно для главы Ликуда - в обществе существует консенсус насчет того, что он нерешительно действовал против ХАМАСа и не довел до логического завершения операцию «Несокрушимая скала».

Поначалу Герцог и Ливни делали ставку на критику бездействия Нетаниягу в переговорном процессе, но теперь наверняка сообразили, насколько эффективно выдвижение социальных лозунгов. На них откликнутся немало избирателей. А если эти кличи будут исходить от Став Шафир, Ицика Шмули, то они привлекут и молодежь, три года назад протестовавшую в палатках на тель-авивском бульваре Ротшильд и на демонстрациях протеста, проходивших в крупнейших городах Израиля. Часть этой молодежи в 2013 году проголосовала за Лапида, но он, находясь в правительстве, не убедил ее в правильности такого решения.

Кроме всего сказанного, надо понимать, что электоральный потенциал списка Аводы – Ха-Тнуа увеличивает важное обстоятельство: в нем на реальных местах находятся семь женщин! Да и название «Сионистский лагерь», присвоенное себе постсионистами, хоть и раздражает правых, но наверняка введет в заблуждение некоторых простодушных израильтян.

Не скрою, еще несколько недель назад я склонялся к тому, что высокие показатели списка Герцога и Ливни в опросах «слегка» натянуты. Но на этой неделе около десятка опросов единодушны в том, что левый блок опережает Ликуд. Это уже серьезное предупреждение всему правому лагерю.

Провоцируя роспуск кнессета, Нетаниягу самоуверенно полагал, что ему как национальному лидеру нет альтернативы, так как лево-центристский блок неспособен сформировать коалицию. Однако арифметика быстро изменилась! К блоку Авода - Ха-Тнуа готов примкнуть Еш атид. Либерман давно допустил возможность своего вхождения в правительство Герцога. Судя по последним высказываниям Кахлона, Биби не стоит рассчитывать на поддержку партии бывшего ликудника. В гипотетическую коалицию левых, конечно, вошел бы МЕРЕЦ. В ШАСе главным аругментом для присоединения к какому-то правительству всегда была не его политическая окраска, а предлагаемая им сумма. Теперь же партию опять возглавляет Дери, который за время отсутствия в большой политике сильно невзлюбил Нетаниягу.

Нетрудно прикинуть, что при благоприятном раскладе существует вероятность склеивания Герцогом и Ливни коалиции, опирающейся на парламентское большинство. Мандаты арабских партий могут не понадобиться, но нельзя не упомянуть интересное предвыборное происшествие. Председатель ПА Абу-Мазен встретился с лидерами израильских арабских партий. Он рекомендовал им объединиться для получения максимального количества мандатов, а также способствовать приходу к власти левых, которые готовы к мирному диалогу.

Пока перспективу появления левого правительства усиливает то, что партии национального лагеря говорят в основном об израильско-арабском конфликте. Список Ликуда (его пополнит пылкая сионистка Хотобели, сумевшая после пересчета голосов на праймериз опередить прагматичного Дихтера) сейчас таков, что социальные проблемы там никто не затрагивает. Лидер НДИ предпочел предвыборный слоган, касающийся размежевания с палестинцами. Только глава Еврейского дома много говорит об экономике, в которой сам преуспел до перехода на политическую стезю. После выборов 2013 года Беннет стал министром экономики, а вся его команда успела продвинуть немало важных законов социально-экономической направленности.

Нет причин сомневаться в том, что Герцог, Ливни, Гальон, да и Лапид в случае прихода к власти немедленно возобновят переговоры с ПА. Они могут наломать таких дров, что ситуация в Израиле после Осло покажется идиллией! Это требует от партий национального лагеря более умной, доходчивой пропаганды и единства, которое... явно нереально.

Без сюрпризов

Определились избирательные списки двух важных участников избирательной гонки.
Решение Беннета о допуске в Еврейский дом его сторонников без партийного стажа, привело к резкому увеличению численности партии: она составляет 77 тысяч человек. Тем не менее это не отразилось на результатах праймериз. Практически в списке Еврейского дома остались члены парламентской фракции, работавшие в кнессете 19-го созыва. Но первое место (и третье в избирательном списке - после Беннета и лидера Ткумы Ури Ариэля) заняла Аелет Шакед, подтверждающая, что Еврейский дом расширяет свою социальную базу и не замыкается в религиозном секторе. Новая фигура – Ронен Шоваль, в свое время создавший движение «Им тирцу», выступающее против безответственных территориальных уступок.

Создатель партии Кулану пока не может провести внутрипартийные выборы. Среди наиболее известных личностей в его списке – Йоав Глант, в прошлом генерал, командующий округом, и Майл Орен, бывший посол Израиля в США. Остальные кандидаты в кнессет, подобранные Кахлоном, - муниципальные работники, общественные деятели, журналистка, пока неизвестные широкому кругу избирателей. Может быть, поэтому в опросах партия Кахлона выглядит достаточно скромно.

Растерянность?

Складывается впечатление, что ударившее по НДИ неприятное полицейское расследование вызвало растерянность в штабе партии, да и у ее лидера.

На этой неделе Либерман провел пресс-конференцию, на которой ознакомил журналистов со своими предвыборными слоганами. Один из них - «Тахлес Либерман!». У популярного ивритского словечка нет адекватного русского эквивалента. Для пропаганды это не очень хорошо, так как законы рекламы требуют предельно точных формулировок.

Главный политический лозунг НДИ: «Ариэль – Израилю, Умм-эль-Фахм – Палестине». Трудно сказать, насколько успели овладеть массами идеи Либермана об обмене территориями и населением с арабскими соседями и насколько массы готовы за эти идеи голосовать. Удивляет термин «Палестина», который вообще-то употребляют только российские СМИ.

Налицо серьезный кадровый кризис в НДИ. Замминистра внутренних дел Фаина Киршенбаум ушла из политики из-за ведущегося против нее расследования. Покинули НДИ министр внутренней безопасности Ицхак Ааронович, министр туризма Узи Ландау, министр сельского хозяйства Яир Шамир и председатель законодательной комиссии кнессета депутат Давид Ротем. Найдут ли им равноценную замену? В ближайшие дни будет оглашен избирательный список НДИ. Уже известны несколько включаемых в него «запасных игроков». Пока среди них нет «русских» имен. Если они не появятся, это будет тяжелой стратегической ошибкой. Ведь самые верные избиратели НДИ – это выходцы из бывшего СССР.

Только цифры

Информация к размышлению - результаты опросов, опубликованные на этой неделе. Авода – Ха-Тнуа – от 24 до 26 мандатов. Ликуд – 20-24. Еврейский дом – 16-18. Еш атид – 8-11. Кулану – 8-10. Яадут ха-Тора – 7-8. ШАС – 6-8. НДИ – 5-7. МЕРЕЦ – 5-6. Арабские списки – 11-12. Ха-ам итану (партия Эли Ишая) – 0-4.

Комментариев нет :

Отправить комментарий