Давно не
получал такого цельного и яркого театрального впечатления, как на премьере
«Мещанина во дворянстве» в Камерном. Уди Бен-Моше сегодня, наверное, лучший
израильский режиссер. Но и Ави Кушнер в главной роли великолепен!
Мольера сегодня
ставят редко. Для современного зрителя он тяжеловат. Уди Бен-Моше – из тех
эстетов, которые умеют подать классику изысканно, стильно, извлекая из жанровой
памяти пьесы ее первоначальную энергетику. К тому же «Мещанина во дворянстве»
он поставил по версии Нисима Алони, самого «западного» из израильских
драматургов, несколько лет прожившего в Париже и прекрасно знавшего французскую
литературу. Нисим Алони деликатно сократил архаичную многословность, усилил
самые выигрышные места, придал фабуле больше динамики.
В советские
времена чиновники от искусства ценили «Мещанина во дворянстве» за возможность
высмеять сразу два эксплуататорских сословия – буржуазию и дворянство. Уди
Бен-Моше избавляется от социально-исторических координат и предлагает зрителю
универсальную ситуацию: человек, не получивший образования, хороших манер, с
опозданием устремился к культуре. Тут много забавного, но нет повода для
сатиры.
Журден в
исполнении Ави Кушнера не тщеславен, не воспринимается как домашний тиран – он
детски наивен и искренне восхищается мудростью, мастерством нанятых им учителей
музыки, танцев, фехтования, философии. Да и его увлечение маркизой (актриса
Тамар Кенан) лишено эротического наполнения – законная супруга в исполнении
Анат Ваксман явно пикантней и привлекательней – но аристократка загадочней и
недоступней! Такой Журден вызывает симпатию и сочувствие у зала, что меняет
привычные смысловые акценты и атмосферу комедии Мольера. Зритель не чувствует сарказма
и смеется безыдейным, незлым смехом, просто потому что смешно.
А концентрация
комического в спектакле Уди Бен-Моше очень высока. Тут работают не только
выстроенные режиссером мизансцены, но и музыка Керен Пелес, и сценография Лили
Бен-Нахшон, и костюмы Светланы Брегер. Конечно, главное - это прекрасная игра
всего актерского ансамбля, самозабвенно отдающегося стихии импровизации, без
которой был невозможен театр времен Мольера. Особо яркие характеры создают -
кроме исполнителя главной роли - Анат Ваксман, Наама Шитрит (Люсиль, дочь
Журдена), Ицхак Хезкия (учитель философии).
Не знаю, чья заслуга
– Нисима Алони или Уди Бен-Моше – в том, что спектакль вызывает израильские
ассоциации. Они вызваны не только смешным столкновением классической музыки и восточных мелодий. Карикатурные аристократы и учителя, окружающие обаятельного
Журдена и обирающие его, подводят к выводу: отсутствие культуры – это плохо, однако не менее
скверно то, что самозванная элита прожорлива, но неспособна предложить
настоящую культуру! Впрочем, может быть, это я сам додумал о своем, о
наболевшем...
Комментариев нет :
Отправить комментарий