понедельник, 20 июля 2015 г.

Шекспир без подсказок суфлера

Сильное театральное впечатление – «Лир. Куклы и люди». Спектакль поставил Михаил Теплицкий в театре «Маленький», история которого – отдельная драма...


Перед входом в зал зрителей останавливает актер Леон Мороз. Он весело рассказывает им, что «Король Лир» - очень длинная пьеса и создатели спектакля решили сократить ее: они оставили от шекспировской трагедии только одну сюжетную линию, связанную с графом Глостером и его сыновьями.

Обращение актера к публике - прием очень театральный и как нельзя более соответствует стилю Шекспира, у которого самые мрачные трагедии перемежаются шутовством. А уж что может быть страшней истории бедного Глостера, ослепленного за верность королю жестокими дочерьми Лира!

Конечно, в гениально построенной пьесе отделить одну сюжетную линию от общего замысла невозможно. Чтобы вникнуть в характеры Гонерильи и Реганы и понять причину ненависти Эдмунда к сводному брату Эдгару, надо... пересказать всего «Короля Лира». Но в задачу режиссера Михаила Теплицкого не входил добросовестный показ ни всей драмы, ни ее части!

Название спектакля: «Лир. Куклы и люди» - реализация давней идеи драматурга Бориса Ентина, долго работавшего с театром «Маленький» и замышлявшего некий парафраз «Короля Лира». Но то, что сделал Теплицкий, только поначалу может показаться эстетской игрой. Как говорил поэт: «Не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Не случайно в названии сначала упомянуты куклы, а потом люди. Точнее было бы - «куклы и нелюди».

Постановка Теплицкого - сюрреалистическое зрелище, зловещая фантасмагория. Мелькают какие-то сюжетные штрихи из «Короля Лира», но это только сигнальные моменты, придающие смене эпизодов минимальную логику и заряжающие спектакль эмоциональной энергией. Люди на сцене действительно похожи на страшных кукол, но сопровождающие героев куклы похожи совсем не на людей, а на какие-то безжизненные обрубки.

Загадочный шифр этого театрального действа задают экспрессионистская сценография Вадима Кешерского и магическая музыка Евгения Левитаса. Рациональное истолкование происходящего вряд ли возможно, когда перед зрителем - нагромождение метафор. Главный и единственный герой спектакля - стихия жестокости, которая воплощена здесь не в характерах, а в языке страшных пластических образов.

Можно пытаться создать свою интерпретацию увиденного: в уродливых двойниках, неотделимых от персонажей, материализована их отвратительная нравственная сущность; бумага, из которой изготовлены куклы, символизирует хрупкость мира, раздираемого зверскими страстями. Но, конечно, всё это приблизительно, неточно. Теплицкий предлагает нам не разговорный, а метафорический театр, в котором на зрителя воздействует не изысканность литературного стиля елизаветинской эпохи, а грубость высвобождаемых инстинктов, взрывы эмоций, бешеный напор красок и звуков. Спектакль захватывает, оглушает зрителя, не позволяет ему включить «аналитику» - и в этом его сила!

Честно говоря, я таких работ Теплицкого-режиссера еще не видел. Интересно он начинает эволюционировать! Узнаваемо только его обычное умение работать с актерами. Все они заслуживают высокой оценки – и ветеран театра «Маленький» Дима Росс (Глостер), и пополнившие труппу Леон Мороз (Эдмунд), Ори Леванон (Эдгар), Адас Эяль (Регана), Ксения Мороз (Гонерилья).

Повезло верным зрителям театра «Маленький», которые заполнили крохотный зал в тель-авивском парке «Меир». Следующие спектакли состоятся только в сентябре. Непроста судьба «русских» театров...

В 1990-е годы театр «Маленький», созданный несколькими актерами-репатриантами, возглавил Игорь Березин. Театр перешел на иврит. Его яркие, оригинальные спектакли получали высокие оценки критиков, удостаивались престижных наград. Но надежной финансовой поддержки театр так и не получил, из-за чего оказался на грани исчезновения. Теперь им руководит Михаил Теплицкий. Несколько лет назад он создал интересный творческий коллектив, игравший на русском языке в ашдодском театре «Контекст». Очень плодотворным стало сотрудничество Теплицкого с художником Кешерским и композитором Левитасом: их постановки с успехом были показаны и за границей - недавно прошла премьера «Тевье» в Ярославском театре имени Волкова. Увы, «Контекст» оказался недолговечным. Труппу «Маленького» могли бы укрепить актеры, с которыми Теплицкий давно работает. Но театру нужно укрепить материальную базу.

В последнее время мы слышим от известных «русских» деятелей пафосные высказывания о высокой культуре «нашей» общины, о ее недооценке и даже дискриминации. Может, стоит меньше разглагольствовать и уже сделать для этой общины и этой культуры хоть что-то конкретное?

Фото: Олег Евстафьев

Комментариев нет :

Отправить комментарий