среда, 21 декабря 2016 г.

Кто полюбит от скуки Амира Переца?

Амир Перец объявил о своем намерении бороться за пост председателя Аводы на следующих партийных праймериз.Эта политическая новость не вызвала никакого ажиотажа в обществе. Еще раз стало ясно, что в Партии Труда нет новых лидеров, а, следовательно, она не сможет предложить израильтянам никаких новых идей...


Выборы нового председателя Аводы состоятся через полгода. Решение Амира Переца участвовать в них не только не повысило интереса израильтян к предстоящим партийным разборкам, но даже вызвало у них раздражение. Ну неужели за столько лет прозябания Аводы в оппозиции нельзя было подыскать нового человека для руководства партией? А уж Амир Перец – один из ветеранов израильской политики.

Еще в начале 1990-х он входил в «восьмерку молодых», с которыми связывали будущее Аводы. В этой компании все считались перспективней Переца. Йоси Бейлин стал одним из «архитекторов Осло». Хаим Рамон устроил «революцию» в Гистадруте. Авраам Бург добился поста спикера кнессета. Но все они давно сошли с дистанции. Бейлина держат в «газете Биби» (!) в качестве автора скучнейшей колонки - для политического баланса. Хаима Рамона вспоминают только в связи с... банкротством футбольного клуба «Ха-Поэль» (Тель-Авив), в правлении котрого он, как обычно, играл какую-то двусмысленную роль. Авраам Бург пришел к выводу, что надо «отменить» еврейский характер Государства Израиль, и вступил в партию ХАДАШ. А Перец, успевший в последние 20 лет создать партию «Ам эхад», поруководить Гистадрутом, победить на праймериз в Аводе Шимона Переса и стать министром обороны, перебежать в выморочную партию Ципи Ливни «Ха-Тнуа» и оказаться в нынешнем Сионистском лагере, - опять метит в лидеры левого движения!

На праймериз в Аводе появятся и председатель Сионистского лагеря Ицхак Герцог, и - скорее всего - экс-председатель партии Шели Ехимович, и не нуждающийся в спонсорах Арэль Маргалит. Авода и «Ха-Тнуа» наверняка скоро разойдутся, так как у списка Ливни сейчас нулевой электоральный потенциал и он Партии Труда совершенно ни к чему.

Амир Перец хорошо знает настроения в Аводе. После поражения на выборах в кнессет 2015 года в партии царит уныние. Оракулы предвещают новый взлет Еш атид, а Сионистскому лагерю – сокращение вдвое его парламентской фракции. Амир Перец надеется воодушевить Аводу и внушить ей, что только с таким лидером как он она может вернуть себя роль партии власти. «Только я имею опыт уверенной победы над Ликудом: - говорит он. – На выборах 2006 года я возглавлял Аводу и мы намного опередили партию Нетаниягу». Опытный манипулятор Перец жонглирует фамилией премьер-министра, ненавистного левым, рассчитывая, что никто не заметит передергивания им фактов.

В 2006 году, после «размежевания», созданная Шароном Кадима (в которой ее слегшего создателя сменил Ольмерт) без труда одержала победу на выборах в кнессет. Ведомая Перецом Авода проиграла Кадиме 10 мандатов, но на 7 опередила расколотый ренегатами Ликуд. В Аводе это сочли провалом и заменили Переца Бараком.

Нужен ли сейчас Аводе Перес? А богат ли у нее выбор?

Ицхак Герцог восстановил против себя партию переговорами с Нетаниягу о вхождении в его правительство, за что он получил бы тщательно хранимый для нужного человека портфель министра иностранных дел. Бывшая журналистка Шели Ехимович никогда не была в Аводе своей и потому не сможет сплотить вокруг партии левый электорат, что продемонстрировала в недавнем прошлом. Бизнесмен Арэль Маргалит включается в круг кандидатов на пост председателя Аводы, видимо, для того, чтобы к ней не теряли интереса олигархи.

Новых лидеров в Аводе нет, потому что не предвидится изменений в ее платформе. После Осло израильские левые призывали к скорейшему заключению мира с палестинцами несмотря на чудовищные теракты, которые оплачивал лично Нобелевский лауреат Арафат. Эта безумная позиция все сильнее отталкивала от Аводы избирателей, и она безнадежно застряла в оппозиции. Некоторые лидеры партии соглашались быть взятыми из милости в правительства Шарона, Ольмерта, Нетаниягу, что продолжало подрывать ее репутацию.

Встряской для Аводы стал успех движения за социальную справедливость в 2011 году. В партии заговорили о том, что в ее программе следует выдвинуть на первый план экономические проблемы. Тем не менее Авода ограничилась тем, что подобрала нескольких молодых организаторов акций «палаточников», но не отказывалась от миротворческой риторики. Социально-экономические лозунги лидеров партии оставались невразумительными: Ехимович с умным видом призывала печатать больше денег, Герцог что-то вяло бубнил о равенстве. Не удивительно, что успехов на выборах в кнессет добивались благодаря более конкретной социальной демагогии сначала Еш атид, потом Кулану, а Нетаниягу перед прошлогодними выборами хватило погромче предупредить об угрозах безопасности Израиля, чтобы опровергнуть опросы, благосклонные к Сионистскому лагерю.

Авода образца 2016 года являет собой печальное и очень скучное зрелище. Она неспособна выдвинуть социально-экономическую программу, которая бы убедила и вдохновила израильское общество. Израильские левые еще надеются разогреть пепел Норвежских соглашений. Отсюда – их нескрываемая поддержка кандидатуры Клинтон на президентских выборах в США. Их особенно привлекало то бесцеремонное давление, которое она и ее патрон оказывали на правительство Израиля для возобновления его переговоров с ПА, не обращая внимания на возобновление антиизраильского террора.

Серьезная партия не может жить ненавистью. Израильские левые всех мастей видят в Нетаниягу главное препятствие для установления на Ближнем Востоке химерического мира, которым они бредят. Инспирированные левыми СМИ многолетние расследования «криминальной» деятельности Сары Нетаниягу, которые опираются на показания домработниц и завхозов, - это не столько безнравственность, сколько невиданная в истории Израиля интеллектуальная деградация целого политического лагеря.

На этом фоне разброда и безмыслия вполне может попытать счастья Амир Перец с его неинтеллигентным ивритом и низким образовательным цензом. Он вполне мог бы работать мэром небольшого городка или профсоюзным вожаком невысокого уровня, не имеющим возможности парализовать стачкой всю страну. Конечно, в качестве национального лидера ему сказать ему нечего. Но Авода с шизофреническим «застреванием» давно мечется среди нескольких фигур потенциальных лидеров. Она возлагала надежды на возвращение престарелого Переса и провалившегося циничного Барака, она шла на поклон к безликому экс-генералу Мицне. Она вполне может дать еще один шанс Перецу, хотя этого шанса у него нет.

За время отсутствия Переца на руководящих постах в Израиле появилось поколение «рассерженных молодых людей», которое больше симпатизирует Яиру Лапиду. Молодежь Аводы сама достаточно амбициозна, чтобы не выталкивать вперед «старика».

Констатацию того факта, что израильский левый лагерь сегодня не располагает ни внятной программой, ни лидерами, не следует считать выражением моей личной радости или хотя бы удовлетворения. Среди израильтян правой ориентации популярны высказывания типа «все левые – подлецы и предатели». Увы, такой уровень мышления лучше всего свидетельствует о том, как пагубно для демократии отсутствия полного спектра идеологий.

Сотни тысяч израильских родителей, которые вслух заявляют, что не в силах на две минимальных зарплаты дать детям минимальный комфорт, культуру, образование, - не подлецы. Молодежь, которая знает, что несколько десятилетий назад два работающих супруга могли взять ипотечную ссуду для покупки квартиры, а сегодня это невозможно, - не предатели. Израиль – страна, в которой быстро увеличивается валовой продукт в расчете на среднестатистического гражданина, но с не меньшей скоростью увеличивается разрыв между бедными и богатыми. Израиль опережает все развитые страны по доле не работающих людей среди дееспособного населения. Кто-то должен решать эти проблемы, одновременно помня о нуждах обороны. Да и забота о безопасности у нас иногда преувеличивается. Достаточно упомянуть, что на протяжении десятилетий не улучшается ситуация с бомбоубежищами: их совершенно неудовлетворительное состояние выявилось после увеличения дальности арабских ракет. А недавние поджоги в израильских лесах напомнили, как шаблонно мыслят и как плетутся за событиями наши генштаб и министерство обороны.

«Провисание» левого фланга израильской политики разлагает наших правых. Отсутствие полноценной политической полемики приучает более благополучную сторону к игре в поддавки. В 1990-е годы в парламентской фракции Аводы выделялись люди культурные, образованные: Шимон Перес, Моше Шахаль, Давид Либаи, Моше Шитрит, Шломо Бен-Ами. В Ликуде были личности и более крупного калибра: Ицхак Шамир, Биньямин Нетаниягу, Ариэль Шарон, Моше Аренс, Ицхак Модаи... Сегодня Нетаниягу делает всё, чтобы оставаться в неконкурентоспособном окружении, для чего щедро раздает серостям искусственно создаваемые министерства. Одно из проявлений слабости коллективного ума Ликуда - его топорные действия на культурном фронте. Да, наше искусство сильно сбилось влево. Но Ликуд пришел к власти еще в 1977 году! И по сей день в нем не видно людей, способных вести гибкий диалог с израильской интеллигенцией – легче всего скопом зачислять ее во враги народа.

При нынешнем политическом раскладе трудно поверить в ренессанс Амира Переца. Но более ловкие и красноречивые популисты, находящиеся левее центра, вполне могут отнять лидерство у теряющего форму Ликуда, а потом наломать немало дров...

Комментариев нет :

Отправить комментарий