На прошлой
неделе я побывал на конференции «Репатрианты-неевреи в Израиле: какие
проблемы?» Поместил на моей странице в ФБ небольшой пост об этом. Меня поразило
обилие комментариев. Они делились на две резко контрастирующие части. Многие
высказывали сочувствие репатриантам, оказавшимися в Израиле людьми второго
сорта. Но не меньше было таких, кто категорически заявлял: «Никакой проблемы
нет. Беда только в том, что напустили сюда гоев, которые чужды этой стране, а
иногда даже не скрывают своего антисемитизма». Решил, что надо высказаться
основательней.
Конференция
«Репатрианты-неевреи в Израиле: какие проблемы?» была частью Восьмых
Штерновских чтений. Покойный депутат кнессета Юрий Штерн считал эту тему крайне
важной и много работал над ней. Он предложил способ регистрации браков между теми
гражданами Израиля, которых раввинат игнорирует. К сожалению, партийные коллеги
Юрия Штерна давно делают вид, что не помнят о его предложениях...
Конференция
проходила в тель-авивском «Центре Леонардо». Организовал ее Дом
ученых-репатриантов, руководимый Моше Кенигштейном.Участников приветствовала Лена Штерн, вдова Юрия Штерна, председатель правления Фонда Юрия Штерна, учрежденного его семьей.
Содержательный вводный
доклад «Кого считать евреем? История вопроса» сделал раввин Григорий Котляр. Он
привел данные о том, что в составе «большой алии» в Израиль прибыло 300 тысяч
человек, не являющихся «евреями по Галахе». Котляр отметил, что это не
негативное явление, свойственное алие из бывшего СССР, а отражение ситуации в
мире. В диаспоре доля «негалахических» евреев составляет 50%, а в современной
России – 80%! Как напомнил Котляр, отнюдь не всегда еврейство определялось по
матери. В библейские времена евреями считались дети еврейского отца. Нынешний
подход был введен уже в изгнании. Раввин констатировал, что пропускная
способность ульпанов по подготовке к гиюру минимальна и не сопоставима с числом
желающих пройти эту процедуру.
Сильное
впечатление произвело сообщение «Российские евреи в поисках идентичности» доктора
Елены Носенко-Штейн, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН.
Она занимается изучением различных групп российского еврейства. Носенко-Штейн
сослалась на данные российской переписи 2010 года, согласно которой более 156
тысяч граждан называли себя евреями. Но это самоидентификация. По мнению
некоторых специалистов, численность евреев в России достигает 220 тысяч.
Елена
Носенко-Штейн составила свою классификацию российских евреев именно на основе
их самоидентификации. Недаром ее известный труд, базирующийся на сотнях
интервью, носит название «Быть или чувствовать?». Главный вывод ученого: в
России нет единой еврейской самоидентификации. 27% считают себя атеистами. 25%
- верующие, но... не в еврейского Бога. Только 13% исповедуют иудаизм, причем
молодежь предпочитает реформистское и консервативное направления. 76,8% считают
своей родиной Россию, 10,1% - и Россию, и Израиль. 29% признают, что их
историческая родина – Израиль. Что же в этих людях осталось от еврейства?
Признание своего еврейского происхождения, еврейских генов. Все эти сведения
важны потому, что в Израиле кое-кто считает Россию неисчерпанным источником
репатриации...
Дальнейшие
выступления на конференции были не столько научными, сколько эмоциональными.
Этому способствовал тон, заданный ведущим Моше Кенигштейном. Он в промежутках
между докладами рассказал немало драматических историй о горестной судьбе
«негалахических» евреев.
Хотя сообщение
известного литератора и ученого Велвла Чернина называлось солидно:
«Этно-политический аспект присутствия в Израиле неевреев» - в нем немалое место
занимали личные воспоминания докладчика о жизни «смешанных» семей в СССР и
Израиле. Он первым затронул политическую проблематику. Как считает Чернин,
негативно отразилось на ситуации с «негалахическими» евреями то, что в
последние десятилетия в главном раввинате представителей религиозного сионизма
оттеснили ультраортодоксы.
Доктор Людмила
Кривош из колледжа «Ораним» поделилась своими изысканиями в среде
репатриантов-неевреев. Интервьюируя их, она столкнулась с многочисленными
жалобами на предвзятое отношение к ним. Что интересно, особенно грубо эту
группу репатриантов третируют не уроженцы
страны, а «братья по алие».
Нора Амзельт – руководитель
образовательных программ для репатриантов в муниципалитете Рамат-Гана. Но живое,
темпераментное выступление «Быть русским в Израиле» она посвятила не своим
подопечным, а личному и достаточно грустному израильскому опыту. Среди
многочисленных еврейских предков докладчицы оказалась одна бабушка, лишившая
внучку статуса «полноценной» израильтянки. Нора – сильная личность, она
отслужила в ЦАХАЛе, получила высшее образование, приобрела прочный профессиональный
статус, но не может жить спокойно, когда другие выходцы из бывшего СССР
испытывают душевный дискомфорт.
Решат ли
проблему научные форумы?
Ситуация с
репатриантами-неевреями в Израиле обсуждается с начала 1990-х. Хорошо, что
изредка проводятся различные форумы, на которых умные люди обсуждают эту тему.
Но приведут ли разговоры к каким-то сдвигам?
Можно провести
интервью с каждым «негалахическим» евреем в Израиле, но и без доскональных исследований
понятны главные проблемы этих людей. Если они приехали сюда в юном возрасте, то
для вступления в брак им придется отправляться за границу. У супругов-неевреев
при желании развестись возникнут сложности. После смерти их не похоронят рядом
с «чистыми» евреями. В остальном теоретически всё в порядке. Но практически всё
не в порядке уже с детского сада. О некошерном происхождении могут не слишком
тактично напомнить друзья по дворовым играм, соседи, работодатели.
«Галахические»
израильтяне относятся к этим проблемам по-разному. Одни считают, что в
демократической стране все граждане должны быть равны. Другие говорят, что
Израиль - еврейское государство и гои, желающие здесь жить, не могут
рассчитывать на равенство.
Я не буду
касаться вопроса о еврейской ксенофобии, ее истоках и нынешних проявлениях. Наш
народ немало обижали, и он стал довольно злым. Но дело в том, что отношение к
«неоднородной» алие нельзя считать внутренней проблемой Израиля. Еврейское
государство неразрывно связано с мировым еврейством, состояние которого
отражает алия из любой страны. В мире происходит ассимиляция евреев. Нравится
нам это или не нравится, но с каждой волной алии в Израиль будет прибывать все
больше «негалахических» евреев. Наша «русская» алия с ее 25-30% неевреев
покажется эталоном чистоты крови!
Израильтяне с
местечковым кругозором могут считать, что обойдутся без новых потоков
репатриантов. Но более мудрые евреи не могут быть безразличны к судьбе своего
народа. Должен ли он отторгать от себя тысячи и миллионы собратьев с большой
долей еврейской крови или обречен на медленное вымирание из-за отсутствия
достаточного количества этнически чистых еврейских невест? Можно процитировать
выдающихся вероучителей нашего времени, которые считают, что надо сделать всё
возможное для возвращения в лоно народа отдалившихся от него потомков Авраама.
К сожалению,
еврейские лидеры редко обладают способностью рассчитывать на много ходов
вперед. В Израиле чтят Герцля, но не дают детям читать его книги, в которых он
описывал сосуществование в еврейском государстве представителей всех народов и
конфессий. Принимая Закон о возвращении, отцы-основатели хотели восполнить
урон, нанесенный еврейскому народу Катастрофой. Но они не подумали о том, как
среди евреев будут жить – и множиться! – внуки нееврейских бабушек.
Сторонников
ужесточения Закона о возвращении можно понять. Они правы: появились обладатели
израильского гражданства, чуждые этой стране и даже ненавидящие ее. От них
можно услышать слово «жид», именно их среда породила мерзавцев, малюющих – в
Израиле! - свастики на синагогах и создававших неонацисткие группировки! Тем не
менее необходимо разделить две проблемы: 1) проникновение в Израиль людей с
фальшивыми метриками и враждебным настроем; 2) дискриминация членов еврейских
семей, которые всегда разделяли еврейскую судьбу, но именно в еврейском
государстве оказались чужими.
Самые неприятные
слова надо сказать о Сохнуте, работники которого в диаспоре «гонят вал» и
посылают в Израиль кого попало, чтобы богатое американское еврейство щедрей
финансировало их организацию. Опять же, агитируя потенциальных репатриантов
отправляться в Израиль, сотрудники Сохнута обещают всем райскую жизнь и
скрывают те трудности, которые ждут новоприбывших, особенно если раввинат не
сочтет их полноценными евреями. Хуже всего они выполняют важнейшую задачу по
созданию еврейского образования и пробуждению еврейского самосознания.
В наши дни
технически несложно разоблачить жуликов, покупающих в странах исхода поддельные
еврейские документы. В Израиле пора ввести законы, предусматривающие лишение
гражданства за оскорбление евреев в вербальной и иной форме (в том числе за
использование эпитета «фашист», любимого нашими левыми).
Что же касается
лояльных Израилю «негалахических» потомков евреев, то изменение их статуса
невозможно без пересмотра отношений между государством и религией. Любые
разговоры на тему «статус-кво» вызывают шумные протесты ультраортодоксов, хотя
для оформления «половинками» браков в Израиле совсем не обязательно отделение
религии от государства!
Если наряду с
регистрацией браков в раввинате введут возможность получения свидетельства о
браке в мэрии, еврейский характер государства и полномочия раввината не изменятся: школьники продолжат
изучать ТАНАХ, раввинат обеспечит соблюдение кашрута, евреи будут делать
сыновьям брит-милу и соблюдать свои праздники. Светские браки ничем не повредят
еврейскому народу, так как прошедшие эту процедуру неевреи не будут никого
обманывать и не станут объявлять себя иудеями. Раввинат противится этому, не желая хоть немного поступиться своей монополией и... ее финансовой стороной.
Вряд ли надо
вносить более строгие критерии определения еврейства в Закон о возвращении. Это
окончательно оттолкнет от Израиля многих из тех, кто несмотря на генеалогические
сложности идентифицирует себя с еврейским народом. К тому же сегодня любая
редакция Закона о возвращении не избавит часть репатриантов от неравноправия в
Израиле.
Когда говорят,
что еврейский народ выжил в изгнании благодаря вере, почему-то не добавляют: а
иудаизм всегда отличался гибкостью, способностью давать ответы на вызовы
времени! Именно в галуте изменилось определение еврея. Именно в галуте многие
казавшиеся незыблемыми представления библейских времен подверглись
корректировке. Увы, сейчас нет еврейских духовных авторитетов подобных по
широте мышления раву Куку. Никто не решается признать, что в изменившихся
исторических обстоятельствах стоит признавать евреями детей и еврейских
матерей, и еврейских отцов.
Я человек
светский и не берусь рассуждать о том, надо ли требовать облегчения процедуры
гиюра. На мой взгляд это профанация: записывать в евреи всех желающих. В
сущности, именно это обещали своим избирателям популисты из «русских» партий.
Одновременно – хотя и менее охотно - они говорили о светских браках. Но ведь
большинство репатриантов, проходящих гиюр, делают это только для того, чтобы
облегчить себе или своим детям вступление в брак. Если бы НДИ сдержал свое
обещание о введении «гражданских союзов», не было бы никакой необходимости
заставлять людей лицемерить и идти в ульпаны для подготовки к гиюру. Делать это должны только люди, духовно созревшие для такого шага.
Пока у нас
действует Закон о возвращении в его первоначальной редакции, государство
обязано защищать от дискриминации всех репатриантов. Особенно страдают от
несправедливости, неравноправия дети. Увы, в израильских школах учащимся не
прививают уважения друг к другу – как можно требовать, чтобы дети хорошо
относились к репатриантам, а тем более к сверстникам-неевреям! Мне доводилось
читать о том, как в США учителя проводят воспитательную работу с классом, в
котором должен появиться ребенок-иммигрант. Мы до такого еще не дорасли.
На конференции, о которой я рассказываю, после перехода к дискуссиям начали выскакивать какие-то диковатые люди, голосившие: «Тора разрешает жить в этой стране только евреям!» Самые опасные враги иудаизма – те, кто извращают его дух. Всевышний дал евреям мудрые и гуманные заповеди. В Торе даже о чужеземцах говорится: «Пришельца не угнетай и не притесняй его, ибо пришельцами были вы в земле египетской». Мы же говорим сегодня о человечном отношении к членам еврейских семей.
Для того, чтобы мы стали более демократичными, цивилизованными, культурными, надо не только говорить, но и делать. Пора решительней спрашивать с тех, за кого мы голосуем: почему они нас обманывают, почему не выполняют своих обещаний, почему не добиваются равноправия для всех представителей нашей алии?
"В библейские времена евреями считались дети еврейского отца."
ОтветитьУдалитьКстати, караимы всегда (и сейчас) определяют (караим или нет) по отцу.
Вообще, интересная статья (даже для "постороннего человека").
Караимы живут по Торе и не признают Талмуд.
ОтветитьУдалитьВ России к тем, кто имеет смешанную кровь относятся так: если один из родителей Еврей, а другой Русский то чисто Русские не особенно хотят вступать в дружбу с полукровками, но и Евреи тоже сторонятся не чистокровных Евреев. И здесь возникает вопрос: что же делать человеку у которого один из предков Еврей? Получается тупиковая ситуация. Выход один: послать этих чистых Русских и чистых Евреев к "такой-то матери".
ОтветитьУдалитьВыход действительно один, но не тот который видится вам. Выход в том что человек должен определиться кто он? Еврей или русский ? Определиться в первую очередь для себя, только это решает проблему.
УдалитьВ истории достаточно примеров евреев-русских и русских-евреев. Не надо перекладывать ответственность на окружающих или ситуацию.
Так большинство этих людей определились уже тем, что отправились в Израиль. Но определить здесь свой статус они не могут.
УдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалитьЭта тема очень сложна и "нагружена" огромным слоем эмоций самого разного толка.Я не согласна с автором в том,что наш народ "стал злым". Он содержит в себе весь спектр человеческих характеров и ,конечно же,преобладают добрые,сочувствующие и понимающие люди.Мы прежде всего относится к людям в соответствии с их человеческими свойствами.Что касается дискриминации гоев,то все государственные органы должны громко и ясно давать понять какого рода ограничениям они подвергаются (брак,прежде всего).Чтобы принимаемые ими решения об эмиграции носили самостятельный и реальный характер.Что касается захоронения,то даже в такой ,сейчас уже столь продвинутой и либеральной религии как христианство,никто не отменил отдельные кладбища для католиков и реформистов и т.д.Если спросить верующего христианина или мусульманина,захочет ли он быть похороненным на иудейском кладбище,то ответ вряд ли будет положительным.То,что приезжает большое число людей,не имеющих какой-либо выраженной самоидентификации-это большая проблема - как их ,так и всего общества.Но Израиль не может взять на себя решение всех мировых проблем.
ОтветитьУдалитьДа нет никаких проблем! Нужно просто вспомнить, кого считали евреями гитлеровцы. Они были достаточно педантичны при отправке нас в свои печки самым широким спектром. Так и надо подходить при определении еврейства, а тем более гражданства в Израиле. Просто есть реальности, котрые этому противоречат. Гланая в самом Израиле, где на сегодня работает принцип "2 еврея-3 партии". Мне и сейчас непонятно, как умудряется существовать израильская армия между правыми. левыми, ортодоксами и арабами? Мы говорим обычно:"Вот, исламские государства..." мол, плохо это. В Израиле никто религию от государства не отделял, что не делает его сильнее, а нас реально может приблизить к новой катастрофе, от которой молитвы не спасают, как показали те же гитлеровцы. И всё-таки, Господи, помоги израильской армии!
ОтветитьУдалить