четверг, 16 января 2020 г.

В лучах истинного таланта...

Создатели театра ZERO Олег Родовильский и Марина Белявцева любят ставить спектакли для двух актеров. Этот прекрасный дуэт занят и в премьере – «Последние романтики». Действительно, здесь третий был бы лишним!

 


«Последние романтики» - режиссерская переработка известной пьесы Джона Маррелла «Смех лангусты». Ее герои – великая Сара Бернар, предстающая после своей блистательной карьеры,  и секретарь бывшей актрисы Жорж Питу, помогающий ей писать мемуары.

Действие происходит в течение одного дня – точнее нескольких часов - на приморской вилле Сары Бернар. Казалось бы, что может произойти за это время в процессе работы немолодой женщины над воспоминаниями? Но именно погружение в свое прошлое вызывает у великой актрисы осознание трагически ускоряющегося остатка жизни – как в романе ее соотечественника «Шагреневая кожа». Тихо доживать свои дни в буржуазном достатке Сара Бернар, с ее неукротимой натурой, неспособна. Воспоминания становятся для нее... возможностью еще раз прожить свою жизнь! И, поскольку она актриса, для которой вся жизнь – театр, каждый эпизод биографии становится актом незабываемого спектакля, который Сара Бернар намерена сыграть еще раз. А ее «сценическим партнером» оказывается – выбора нет -  скучноватый, инертный, но безотказный Питу... 

Часто можно услышать банальную фразу о том, что короля (как и королеву) играет его окружение. Но ее истинный смысл - в том, что чем ярче королевская особа, тем сильнее она вдохновляет своих приближенных! Питу – полная противоположность Саре Бернар. Она всегда жила «на разрыв аорты», сама устанавливала для себя правила, для нее не было ничего невозможного. Питу, как всякий бескрылый обыватель, оглядывался на других, боялся всего нового, «неприличного». В сущности, поступление на службу к Саре Бернар стало для него шансом преодолеть душевную лень. Больше того, когда работодательница требует от него играть с ней вместе ее воспоминания, ему передаются искры ее темперамента и таланта.

 



Марине Белявцевой надо было не просто заставить зрителей поверить, что перед ними – великая Сара Бернар. Она должна еще и убедить их в магической способности ее героини преображать мир и людей. Всю свою жизнь Сара Бернар была актрисой, но сохранившаяся после замечательных ролей творческая энергия превращает ее в великого режиссера, а может быть, даже в великого скульптора, лепящего из самого неблагодарного человеческого материала достойного ее актера!

Я не помню, когда еще Олег Родовильский демонстрировал в одном спектакле такой диапазон актерских возможностей. Он играет мужчин, встречавшихся на пути Сары, а также... ее мать и настоятельницу монастыря, в который помещают будущую актрису! И при всех этих перевоплощениях он, как учил Брехт, оставляет зазор между собой и персонажем: он остается Жоржем Питу и всё время вопросительно смотрит на создательницу труднейшего для него спектакля...

«Последние романтики» - праздник для тех, кто приходит в театр ради наслаждения актерской игрой. Но это не лицедейство как самоцель. В памяти остаются два человека: гениальная женщина и ее заурядный спутник, преображающийся в лучах ее таланта. «Последние романтики» - мудрая притча, которую каждый зритель вправе понять по-своему.

«Последние романтики» - одна из лучших постановок театра ZERO. Как обычно, созданию ярких образов способствовали великолепные костюмы Леи Шац. Оптимистический настрой, прорывающийся сквозь ностальгическую грусть, создает прекрасная музыка Альберта Халмурзаева. И, конечно, спектакль своей невидимой жесткой архитектоникой и в то же время – тонкой поэтичностью обязан режиссуре Олега Родовильского.

Фото: Максим Полак
    

      

Комментариев нет :

Отправить комментарий