понедельник, 29 марта 2021 г.

Ионеско без носорогов

Художественный руководитель театра ZERO Олег Родовильский очень взыскателен в выборе репертуара. Не упрощает он творческих проблем и для созданной при театре молодежной студии «Верю!» Но предложенная ученикам для постановки пьеса Эжена Ионеско «Бред вдвоем» - неожиданный выбор!

 

На сцене два героя - Он и Она, Мужчина и Женщина. Оба когда-то бросили свои семьи и теперь заполняют пустоту бессмысленного сожительства глупыми спорами и распрями. «Оживляют» это времяпрепровождение события за стенами их дома. Там стреляют, взрывают бомбы, жестоко притесняют мирное население.

«Бред вдвоем» написан в 1962 году. Мир приходил в себя после глобальной катастрофы, а Де Голль прекратил войну в Алжире, что раскололо Францию на два непримиримых лагеря. Внутри страны бесчинствовали террористы ОАС. Обстановка не прекращающегося насилия, всеобщего страха передана в пьесе гротескно, но весьма правдиво, и тем не менее «Бред вдвоем» не добавляет ничего нового к «антивоенным» произведениям Ионеско!

Как бы добросовестно актеры ни воспроизводили авторский текст, зритель уловит только старые штампы типа того, что пассивность мелкого буржуа приводит к росту насилия в обществе и его милитаризации. Естественно не для таких трюизмов Марина Белявцева решила поставить «Бред вдвоем».

Аллюзии, который вызывал «Бред вдвоем» полвека назад, сегодня не актуальны. Сам Ионеско отмечал, что у него главное - не логика слов, а скрывающиеся за ними иллюзии, мечты. Он требовал от постановщиков его пьес импровизации. Именно этим путем идет Марина Белявцева - в результате «заторможенная» первая часть спектакля не затягивается и сменяющее ее яркое, бурное зрелище, по закону контраста, сильнее действует на зрителя!



Беда двух спорщиков - не просто в неумении найти точное доказательство своей правоты, а в их оторванности от реальности! Они периодически вспоминают прошлое, беспомощно высказывают несбывшиеся надежды, но не понимают, что происходит вокруг. Где на самом деле война, где озверевшая солдатня? Может быть, это сны, которые впитали их страхи и разнообразят убожество прозябания двух прячущихся от жизни человеческих особей? Может быть, это не их жилище разваливается, как карточный домик, а разлетаются последние илюзии?..

В отличие от других классиков театра абсурда в пьесах Ионеско сохраняется человеческая психология. Я посетил спектакль, в котором главные роли играют молодые актеры. Они точными штрихами передают тягомотину ежедневной скуки, но не могут скрыть сохранившуюся энергетику их героев. Она (актриса Анна Кордонская) еще наряжается в элегантное платье, прихорашивается перед зеркалом. Он (Роман Джура) тоже старается в своем недорогом пиджачке выглядеть «прилично». Для них дальнейший ход событий - это напоминание о последнем шансе отстоять свои личности. Непременно посмотрю этот спектакль с Кристиной Головчинер и Вениамином Куперманом - подозреваю, что дуэт постарше придает спектаклю другое звучание, более драматичное...    

В авторском перечне действующих лиц фигурирует «Солдат». Он совсем не страшный, вежливо наведывается к Мужчине и Женщине один раз и сразу исчезает. Этот эпизод направляет режиссерскую фантазию Марины Белявцевой на создание собственной версии «Бреда вдвоем».

 

В программке спектакля уже значится «Армия»! К главным героям всё время вторгаются «гости». Но это не солдаты, не мародеры, не убийцы, а... шумная компания фантастических особ в пестрых одеждах и цветных париках! (Юлия Ким, Ира Брук, Анна Винокур, Ясмин Родовильская, Давид Циновой, Вениамин Куперман - в оформлении художника по костюмам Леи Шац). Они никому ничем не угрожают и больше похожи на расшалившийся античный хор или на очеловеченных шекспировских ведьм. А, возможно, это вырвавшееся на свободу подсознание главных персонажей - та стихия веселых безумств, которую Он и Она подавляли унылым распорядком жизни, скучными спорами и которая теперь разносит в пух и прах их жалкий мирок. Лукавое озорство Анны Винокур, счастливая улыбка Юлии Ким и смешные бесчинства их сообщников - это опровержение философии инерции, альтернативная модель бытия! Нельзя не отметить, что в музыкальном сопровождении спектакля столь же издевательски бурные ритмы Тома Уэйтса подавляют заезженно-тоскливые лирические мелодии.    

От театра абсурда в этой замечательной постановке остается только невозможность свести ее смысл к рационально-дидактическим выкладкам. Марина Белявцева правильно понимает Ионеско, особенно - решающую роль фантазии и импровизации! А талантливые актеры прекрасно раскрывают режиссерский замысел и становятся полноправными соавторами спектакля.


Сцены из спектакля: фото Максим Полак

  

    















 

Комментариев нет :

Отправить комментарий