пятница, 5 марта 2021 г.

Кто натравливает израильтян на ультраортодоксов?

Осталось чуть более двух недель до выборов. 23 марта мы получим ответ на вопрос: появится ли у нас, наконец, стабильное правительство или вскоре потребуются пятые выборы?


 

Что показывают опросы?

Пока даже самые проницательные комментаторы ничего обнадеживающего о перспективах нашей политической системы сказать не могут. Если судить по опросам, то у нас по-прежнему наблюдается динамическое равновесие. И правящая партия, и ее противники должны быть готовы как к поражению, так и к победе.  

Опросы - не пророчество, но выявление тенденций. Рейтинг Ликуда снижается. Правящая партия, недавно проводившая в кнессет более 30 депутатов, сейчас застряла на показателях в 27-28 мандатов.

Главным конкурентом Ликуда становится Еш атид - 18-20 мандатов. Тиква хадаша занимает третью позицию - 11-14 мандатов, за ней следует Ямина - 10-12.

Объединенный арабский список, с которым разъединился РААМ, перешел в разряд середняков - 8-9 мандатов.

Ультраортодоксальные партии в опросах стабильны: Яадут ха-Тора и ШАС претендуют на 7-8 мандатов. Немного уступает им НДИ (6-7).

Левые партии в лучшем случае останутся аутсайдерами: Авода - 5-7 мандатов, МЕРЕЦ - 4-5.

«Религиозные сионисты» во всех опросах преодолевают электоральный барьер с 5 мандатами, чего нельзя сказать о Кахоль-Лаван и РААМ, которые пока дотягивают только до 4 мандатов.

Как Нетаниягу удержаться у власти?

Премьер-министр находится в сильном напряжении, о чем свидетельствует его заявление о том, что пандемия уже позади. Опросы сулят Ликуду вместе с ультраортодоксами примерно 45 мандатов. За счет чего Нетаниягу создаст коалицию большинства?

Саар объяснил свой уход из Ликуда идеологическим перерождением его лидера. Он наверняка не войдет в правительство Нетаниягу. Беннет не угрожал Ликуду бойкотом, но у него много причин не доверять премьер-министру.

Еш атид, НДИ, Авода и МЕРЕЦ с нынешним Ликудом сотрудничать не собираются. Для того, чтобы Нетаниягу сохранил шанс удержаться у власти, должны преодолеть электоральный барьер Религиозные сионисты и РААМ, с которым Биби давно заигрывает. Однако и в этом случае премьеру нужна Ямина. Непростое условие! У Смотрича не будет причин отказываться от сотрудничества с Ликудом, но Нетаниягу понимает, что  коалиционное соглашение с главой РААМ Аббасом Мансуром из Исламского движения равносильно включению в израильское правительство представителя ХАМАСа!

 

 

Вообще сложилась новая для Нетаниягу ситуация. В недавнем прошлом конкурировать с Ликудом могли только Кадима и Кахоль-Лаван. Ливни и Ганца Биби легко переигрывал. Но после мартовских выборов его политическая судьба, возможно, будет зависеть от комбинаций, разыгрываемых другими партиями.

Ссорятся или притворяются противники премьера?

Как только союз Нетаниягу с Ганцем стал разваливаться, самый откровенный план смещения премьера обнародовал Либерман. Председатель НДИ заявил, что после выборов следует сформировать коалицию Еш атид - Ямина - Тиква хадаша - НДИ, которая лишит власти Ликуд и ультраортодоксов. План опасный для Нетаниягу. Правда, в сумме названные партии могут получить меньше 61 мандата, но Биби так восстановил против себя большинство политических лидеров, что мятежный квартет получит поддержку других партий. 
 

Скептики сразу поинтересовались, кто будет премьер-министром при альтернативной коалиции. Находчивый Либерман объяснил, что тут всё просто: глава партии, получившей больше мандатов, чем три другие, возглавит правительство, а остальные лидеры, соответственно их достижениям на выборах, распределят между собой портфели обороны, иностранных дел и финансов.

Тем не менее последующие события внесли коррективы в простой и красивый план Либермана. Саар заявил,что он не войдет в правительство, если его возглавит левый Лапид. Беннет постоянно повторяет, что результаты опросов отличаются от итогов выборов, а в роли национального лидера он видит только себя! Лапид старается не критиковать Саара и Беннета, но в опросах опережает их. Либерман уверенно говорит, что после 23 марта противники Нетаниягу легко договорятся, а он лично заранее согласен на скромный пост министра финансов.

 

 

Трудно сказать, насколько драматичны нападки Саара и Беннета на Лапида. Действительно ли у Беннета закружилась голова от возрастания его роли в политическом раскладе? Возможно, эти политики учитывают коварство Нетаниягу и, чтобы предупредить подвохи с его стороны, усыпляют бдительность премьер-министра. Оба они достаточно умны, чтобы понимать, насколько нереально для них в одиночку победить Нетаниягу. Если же будущую коалицию составит блок противников премьер-министра, то, как это всегда было в прошлом, в проигравшей правящей партии начнутся раздоры и там появится новый лидер. А с такой временной фигурой Саар и Беннет надеются справиться.  (Саар мог бы для этого даже вернуться в Ликуд). Все-таки они убеждают избирателей в своей способности руководить страной, а в Ликуде при культе Нетаниягу даже авторитетные партийцы стараются быть незаметными, чтобы не навлечь на себя немилость вождя.

Начнут ли выборы определять будущее Израиля?
 

Читатели всегда спрашивают меня: за кого голосовать? Я беспартийный журналист. У меня, как у всякого гражданина страны, есть представление о том, что хорошо и что плохо для нее. Принимая мои взгляды или отвергая их (возможно, частично) читатели могут определить и свою позицию. Я не партийный агитатор и конкретных имен не предлагаю. Наверное, мой "идеальный политик" напоминает воображаемого гоголевского жениха, в котором сочетаются лучшие черты всех претендентов на руку Агафьи Тихоновны. Поэтому я не возражаю против того, чтобы любой избирательный штаб использовал - получив от меня разрешение! - статьи с моего сайта, если найдет там нечто созвучное себе. Подозреваю, что от ШАСа, Яадут ха-Тора, Объединеного арабского списка, МЕРЕЦа, не говоря о РААМ, я таких просьб не получу. 

Печально то, что русскоязычные избиратели, воспитанные в тоталитарной стране, привыкли обожать или, наоборот, ненавидеть отдельных политиков и путают оценки этих личностей с интересами страны. Похоже настроены и многие уроженцы Израиля, поскольку пропаганда Нетаниягу приложила колоссальные усилия для дискредитации всех политических сил кроме Ликуда и ультраортодоксальных партий. Направляясь на избирательные участки, израильтяне думают о том, кто должен победить благодаря их голосованию, а не о том, что даст стране этот политик и его партия. Предлагаю читателям немного поразмыслить об этом.        

Совершенно ясно, что сегодня итоги выборов будут определять правые партии - даже если в последующих пертурбациях удачливей всех окажется Еш атид.

Видимо, из-за брожения в обществе, вызванного пандемией, израильтяне как никогда критически относятся к союзу Ликуда с ультраортодоксами. Очень многие осознали, что лидер Ликуда, боясь потерять главных коалиционных партнеров, не только перераспределяет в их пользу государственные средства, но и позволяет им не обращать внимания на любые решения правительства! Поведение «духовных учителей» в период пандемии показало, что ультраортодоксы - самая отсталая часть общества, все ощутимей тормозящая развитие еврейского государства.

Для Ликуда главной задачей стало сохранение своего лидера, а лидер при всех его блестящих дарованиях склонен думать прежде всего об удержании власти. Из-за этого он давно не исповедует идеологию национального лагеря и всё больше сползает влево. Этой теме я посвятил отдельную статью, поэтому предельно кратко опишу «эволюцию» Нетаниягу.

Основой правой идеологии всегда была вера в неделимую Эрец-Исраэль. Нетаниягу после Осло яростно критиковал Рабина и Переса, но, став премьер-министром в 1996 году, обнялся с Арафатом, назвал его другом и вскоре подписал соглашение о передаче ПА 13% территорий. В 2005 году Нетаниягу вышел из правительства Шарона за считанные дни до «размежевания». Вернувшись в кресло премьера, он поддержал лозунг двух государств для двух народов. В последние каденции Нетаниягу прекратил борьбу с ХАМАСом и периодически подписывал с ним соглашения о «затишье». После отправки  Эрдоганом флотилии в Газу Нетаниягу извинился перед ним за отпор, который ЦАХАЛ дал провокаторам, и согласился выплатить компенсации... семьям убитых в столкновении террористов!

Перед прошлогодними выборами Нетаниягу поклялся аннексировать часть территории ПА. Он патетически обещал начать аннексию 1 июля 2020 года, но обманул национальный лагерь. Отказавшись от решения вопроса о границах Израиля, Нетаниягу занялся нормализацией отношений с отдаленными арабскими странами. Это важное политическое достижение, но оно полностью соответствует... идеям Шимона Переса о Новом Ближнем Востоке, которые Ликуд всегда осмеивал. Тому, как сегодня Нетаниягу заискивает перед арабскими избирателями, позавидовали бы и Рабин, и Перес, и Бейлин. 

Израильские правые всегда отличались от левых тем, что во всем руководствовались не политической выгодой, а общенациональными интересами. Они стремились к демократии и плюрализму. Но при Нетаниягу пропаганда Ликуда представляет левых как «врагов народа», а израильтянам с правыми убеждениями настойчиво предлагает голосовать за Ликуд, а не за «мелкие» правые партии, чтобы «не распылять силы». Что ж, Биби добился большевистского результата: Израиль приближается к однопартийной системе с культом единственного и неповторимого вождя!

Несмотря на декларации о рыночной экономике, Нетаниягу практикует чисто социалистическое централизованное распределение благ, от которого особенно выигрывают ультраортодоксы. Перед выборами пропаганда Ликуда высмеивает социалистическую уравниловку, но именно ее ввели в период пандемии, предоставляя всем (!) гражданам страны одинаковые денежные подарки. В Израиле прекрасно сосуществуют социализм для электората ШАСа,  Яадут ха-Тора и капитализм для картелей, которые правительство Ликуда ни в чем не ущемляет.

Из-за перекачивания бюджета на нужды ультраортодоксов деградируют образование, наука, культура. Государство финансирует школы, в которых не изучают точные науки и английский язык! Через несколько десятилетий это трагически отразится на конкурентоспособности и обороноспособности Израиля.

Видя, как усиливается в обществе негативное отношение к ультраортодоксам, их лидеры придумывают мифы о существовании в Израиле антисемитов, ненавидящих еврейскую религию. В их натравливании на «хранителей традиций» обвиняется Либерман. Но председателю НДИ достаточно его реальных грехов. На самом деле никто не сделал для разжигания неприязни к ультраортодоксам больше, чем Нетаниягу! Только лишь за последний год израильтяне убедились, насколько жестче власть относится к ним, чем к ультраортодоксам, которых гладят по головкам при самом вредительском поведении!       

Сегодня из правых лидеров только Саар проявляет  себя как претендент на роль  общенационального лидера. Его главное предвыборное обещание - восстановить единство народа. Саар всегда относился к самым принципиальным деятелям Ликуда, которые были гораздо правее лидера. Он категорически возражает против территориального компромисса с палестинцами, к которому де-факто пришел Нетаниягу «благодаря» слепой вере в Трампа.

Саар не задирается с ультраортодоксами, но способен требовательно относиться к ним, что продемонстрировал на посту министра образования. Желающие ознакомиться с программой Тиква хадаша убедятся в широком кругозоре и высоком профессионализме ее авторов.

Пока в правом лагере только Саар представляет реальную угрозу для Нетаниягу. Беннет обладает многими достоинствами, но его, как и Смотрича или Бен-Гвира, никто не воспринимает как политика, представляющего всё общество.

В заключение - о левых. Я не раз писал о том, что исчезновение левого лагеря делает несбалансированной израильскую политическую систему, сужает ее интеллектуальный диапазон. Конечно, наши левые партии скукожились не только из-за ликудовской пропаганды. Они слишком долго занимали неконструктивную позицию в «палестинском вопросе» и забыли о своих былых социальных концепциях, которые рано отменять в стране, продолжающей принимать алию и отличающейся самым большим разрывом между бедными и богатыми среди развитых государств.

Левый лагерь давно не выдвигает ярких лидеров. Характерно, что перед нынешними выборами ни одна левая партия не захотела пригласить на достойное место профессора Зелиху, создателя Экономической партии. Ярон Зелиха в свое время показал свою способность противостоять коррупции (он сорвал сделку по «приватизации» Банка Леуми, который министр финансов Ольмерт намеревался продать без конкурса своему американскому другу). В программе партии Зелихи называются социально-экономические просчеты израильской власти и способы улучшения положения.

Скромней и тише других партийных лидеров ведет себя перед выборами Яир Лапид. Станет ли катастрофой для Израиля создание им правительства - как стращает Ликуд? Председатель Еш атид может не в первый раз получить солидную поддержку избирателей, что не случайно: еще в 2013 году его дебютировавшая в политике партия отличалась продуманной и актуальной программой. Лапид называет Еш атид партией центра. У правых это вызывает сарказм. Но почему самый левый в Еш атид - Офер Шелах, несмотря на второе место в списке, убежал из партии? Конечно, Нетаниягу продолжает поносить Лапида как левого. Но Биби называет левыми всех, кто ему не поклоняется. Правые у него только Дери и Лицман...            

2 комментария :

  1. "Саар заявил,что он не войдет в правительство, если его возглавит левый Лапид. Беннет постоянно повторяет, что результаты опросов отличаются от итогов выборов, а в роли национального лидера он видит только себя!" Это --цитата из Вашей статьи. На самом деле всё наоборот. В своей ненависти к Н-гу из-за разовой! обиды, пусть и справедливой, он готов и на ЛапидоЛиберманА, и кого угодно. Беннет и Шакед натерпелись от открытых! проявлений ненависти от царька-диктатора, а сейчас он опустился до примитивной клеветы и приравнивания Беннета к...Террористам, пытаясь организовать"процедуру соседства". Но для них общенациональные интересы выше личных симпатий и антипатий, в отличие от Саара. Понимая, что пока -пока! --в правом лагере заменить "Биби" не кем, они неотказыватся быть в коалиции, куководимой им, за что Саар постоянно бьёт их слева, а Н-гу справа. Чем больше мандатов у них будет, тем большая возможность противостоять левым замашкам Биби.Павлоцкая Софья, А НЕ Леонид Аёзенберг.

    ОтветитьУдалить
  2. P.S.Правильно было бы, если бы Вы, уважаемый Яков перепечатали мою статью "Закого же голосовать?", опубликованную на сайте "Хроники Иерусалима" и перепечатанную на сайте Арк. Красильшикова.
    Павлоцкая Софья

    ОтветитьУдалить