понедельник, 19 апреля 2021 г.

Отнять Юдифь у Рубенса и Караваджо!

Иерусалимский театр «Микро» ознаменовал возвращение к творческой жизни премьерой спектакля Ирины Горелик «Ангелы Юдифи». Не изменяя своим принципам, театр предлагает зрителю один из волнующих еврейских сюжетов - рассказ о Юдифи и Олоферне. Как всегда в «Микро», зрителям предлагается оригинальная версия библейской истории, а точнее - несколько версий, поскольку Илан Хазан написал не историческую пьесу, а... историческое расследование!


 

Драматург Илан Хазан, будучи одним из актеров «Микро», тонко чувствует стиль театра. Он создает поэтические исторические фабулы, раскрываемые через сильные характеры. Такие спектакли своей яркой образностью вызывают у зрителя эмоциональный отклик и без назидательности, пафоса вовлекают его в важные для «Микро» размышления об истоках еврейской духовности.

Юдифь - одна из самых героических библейских фигур. Как рассказывает «Книга Юдифи», по приказу Навуходоносора ассирийский полководец Олоферн отправился на завоевание Иудеи и осадил родной город Юдифи Ветилуе, лишив его воды из местного ручья. Молодая красивая еврейка пришла в сопровождении служанки в лагерь ассирийцев и подчинила своим чарам Олоферна, который трижды разрешал гостьям уходить с наступлением темноты. Но в четвертую ночь, когда он опьянел и заснул, Юдифь убила его. После того как голову Олоферна выставили на стенах города, враги обратились в бегство.

Название пьесы объясняется тем, что на протяжении всего спектакля о подвиге Юдифи спорят два Ангела Смерти  - еврейский (Бени Шиф) и христианский (Илан Хазан). Дело в том, что «Книга Юдифи» не является канонической. Она была с опозданием включена в текст ТАНАХа. Об этом говорят и исторические накладки. Некоторые еврейские комментаторы утверждали, что Юдифь отправилась на борьбу с завоевателями во время восстания Маккавеев. Но тогда главным врагом евреев были греки! Навуходоносор же вообще был не ассирийским, а вавилонским царем.   

 

Позже, в средние века, «Книге Юдифи» придавали огромное значение католические толкователи. Для них в истории героической еврейки принципиальным было то, что в опаснейших перипетиях не пострадала ее «честь»! В христианской традиции Юдифь - символ чистоты, Дева, победившая Дьявола и ставшая провозвестницей появления Девы Марии.

«Освободить» Юдифь от христианских коннотаций очень непросто. Иудаизм запрещает изображать человека, а в гениальной живописи Возрождения Юдифь была одной из любимых героинь. С этих картин начинается спектакль. Многие художники подчеркивали (как Джордоне на знаменитом полотне в Эрмитаже)  кротость, чистоту Юдифи. Только экспрессивные караваджисты - и в первую очередь основатель этого направления - изображают победительницу Олоферна в ночных сполохах пламени с отрубленной головой в руке.

По замыслу создателей спектакля, евреям очень важно разрушить искусственно-идеалистическую трактовку «Книги Юдифи», потому что и сегодня против нас работают квази-христианское противопоставление «миролюбия» и «жестокости», лицемерная проповедь смирения перед агрессивностью!  

Самый убедительный «аргумент» спектакля в борьбе за еврейскую Юдифь - воссоздание ее земного, физического облика. Главную роль блестяще играет Мирьям Энгель. Впервые она так ярко проявляет свой драматический талант. Мирьям - профессиональная танцовщица и, что очень важно, тяготеет к авангардной, атлетической хореографии. Пластика сильного женского тела подготавливает к героическому деянию Юдифи, а сам танец становится метафорической связкой между различными версиями ее подвига.

На протяжении всей еврейской истории (и по сей день) не прекращаются  дебаты: всегда ли сила и решительность должны воплощаться в «крайностях» или иной раз разумней обойтись без жестокости? Героиня «Ангелов Юдифи» порой по-женски колеблется. Человек, принимающий мужественные решения после сложных размышлений, всегда убеждает и впечатляет больше, чем бездумный автомат! Альтер эго Юдифи - служанка (Сима Горен), которая преданно следует за ней не столько для того, чтобы защищать госпожу, сколько для укрепления ее воинственного настроя! В одной из сцен она даже попытается отнять у Юдифи меч и более четко завершить их замысел. 

 

 

Очень важна для разрешения нравственно-философской коллизии спектакля интерпретация образа Олоферна. В исполнении Рана Коэна - это красивый, обаятельный и даже учтивый молодой человек. Он не испытывает ненависти к евреям - просто работа такая и получен приказ царя...

Автор пьесы высказывает «кощунственное» предположение о том, что Юдифь вполне могла увлечься ассирийским военачальником и по этой причине «не по делу» потратила три ночи. Но, пожалуй, именно такая гипотеза позволяет отгородиться от католической казуистики христианского Ангела Смерти. ТАНАХ наполнен бушующими страстями, а иудаизм - в отличие от христианства - спокойно относится к физической любви (тем более что Юдифь - вдова, свободная женщина). А уж по законам драматического контраста казнь возлюбленного после трех ночей любви - это более мощный взлет духа, чем обезглавливание опьяневшего врага.   

Для еврейского Ангела Смерти вывод ясен: враг может быть на вид не злым и привлекательным, но логика выживания народа тысячелетиями состояла в том, чтобы не очаровываться сладкими иллюзиями мира и любви, но быть готовым к схватке (не всегда физической - иногда духовной) не на жизнь, а на смерть. Постоянное погружение Юдифи в ручей - это не просто ритуальное очищение, а метафора приобщения к вечным истокам, увеличивающим ее внутренние силы.

Как всегда в театре «Микро», зрителю надо настроиться на образный язык спектакля: он позволяет глубже понять психологические мотивации героев и общую режиссерскую концепцию. А в «Ангелах Юдифи» всё пронизано режиссерским видением: даже оформление и костюмы - творчество Ирины Горелик. Только современное техническое оснащение - заслуга Андрея Юдашкина, Евгения Лещенко, Вадима Ерохина.

Философско-поэтическая стилистика спектакля вдохновляет актеров, среди которых трудно кого-то выделить. Особое звучание спектакля, конгениальное библейской тематике, создают песни и молитва. Тексты и их переводы - Илана Хазана, мелодии - Симы Горен. Он же и поет в своей неповторимой манере.

Чувствуется, что в период изоляции у театра «Микро» не было творческого простоя и он использовал избыток времени для постоянного совершенствования, обогащения интереснейшего замысла. Наверняка за «Ангелами Юдифи» последуют и другие долго вызревавшие яркие работы.  

Сцены из спектакля:

Юдифь (Мирьям Энгель) и Олоферн (Ран Коэн)

Юдифь (Мирьям Энгель), Служанка (Сима Горен) и еврейский Ангел Смерти (Бени Шиф)

Служанка (Сима Горен) и Юдифь (Мирьям Энгель)

Фото: Вадим Ерохин   

 

 


 

Комментариев нет :

Отправить комментарий