вторник, 28 февраля 2017 г.

О бедных актерах замолвите слово!

Руководитель театра «Маленький» Михаил Теплицкий провел встречу с израильскими театральными критиками. Он рассказал о творческой платформе театра, отмечающего свое 20-летие, о проблемах труппы, которая «живет не по правилам», противопоставляя себя коммерческому искусству.



Михаил Теплицкий не нуждается в представлении. Русскоязычная публика давно знает его актерские и режиссерские работы. Но я не припомню, чтобы кто-то из руководителей многочисленных «русских» театров, созданных алией 1990-х, осмелился устраивать пресс-конференцию для израильских критиков. Мне лично было приятно слушать «русского» режиссера, непринужденно выступавшего на иврите. (И, наоборот, всегда бывает стыдно, когда перед израильскими журналистами выступает на плохом английском Евгений Арье, а аудитория неодобрительно качает головами: «Ма зе! Эсрим ве-хамеш шана ба-арец ве ло-медабер иврит...»). Еще приятней было то, что монолог Теплицкого о театре «Маленький» длился часа полтора и никто из слушателей не выказывал признаков скуки – после этого еще и вопросы задавали.

История возникновения одного из лучших «русских» театров действительно интересна. Двадцать лет назад четыре новых репатрианта, еще не знавших, как сложится их творческая жизнь в Израиле, на кухне у актера Михаила Теплицкого решили учредить театральную амуту. Его единомышленниками стали актриса Елена Яралова, режиссер Игорь Березин, театровед Борис Ентин. Своему театру они дали скромное название «Маленький». Потом Яралова стала звездой «Идишпиля» и Камерного театра. Теплицкий играл в разных театрах, преподавал в «Бейт-Цви», все интересней проявлял себя в качестве режиссера.

Березина Теплицкий очень точно назвал духовным руководителем «Маленького». Игорь занимался не просто постановкой спектаклей, а освоением глубоких духовных пластов: «Посторонний» Камю, «Войцек» Бюхнера, «Преступление и наказание» Достоевского», «Маленькие трагедии» Пушкина, «Черный монах» Чехова... «Маленький» перешел на иврит. Интеллектуальный уровень «русского» театра, его непростой эстетический язык оценили израильские критики, «Маленький» получил немало наград в номинации «Фриндж». Теплицкий играл в большинстве спектаклей «Маленького», Ентин плодотворно работал в нем как драматург. Березин воспитал целую группу ярких актеров. Самым верным из них оказался Дима Росс, по сей день играющий во всех спектаклях «Маленького». В команду Березина вошли сценограф Полина Адамова, композитор Евгений Левитас, художники по свету Михаил Чернявский и Инна Малкина, позже оформлением спектаклей занялся Вадим Кешерский.

Трудности «русского» театра, да еще желающего ставить перед собой сложные задачи, хорошо известны огромной театральной алие. До обидного мало профессионалов смогли обеспечить себе стабильную работу по специальности. Как говорит Теплицкий: «В израильском театре есть цензура - в отделе продаж!» В «больших» театрах не позволят ставить слишком «длинные» и «скучные» спектакли. Там играют каждый вечер, а часто параллельно с выступлениями на своей сцене ездят со спектаклями в другие города. Этот изматывающий ритм не оставляет просветов для творческих поисков, экспериментов. «Русские» театры позволяют себе заниматься тем, что им интересно, но за это надо расплачиваться безденежьем, неустроенностью.

Несколько лет назад «Маленький» пережил тяжелый финансовый кризис, потерял свое последнее пристанище – крохотный зал в тель-авивском «Ган-Меир». В этот трудный момент его возглавил Теплицкий. Он принципиально не отказался от приверженности театра сложной, интеллектуальной драматургии. Но проявил организационную хватку, которой не хватает многим талантливым «русским» режиссерам. Теплицкий укрепил творческий потенциал театра: предоставил сцену «Маленького» своим коллегам (большим успехом пользуется спектакль «Невостребованный прах», созданный людьми, репатриировавшимися совсем недавно), провел первый смотр русскоязычной израильской драматургии – фестиваль «Первое чтение». Оставшись без зала, он перешел на спектакли-«квартирники». Потом арендовал более чем скромное помещение неподалеку от тель-авивского театра «Тмуна». Теперь приступил к «работе» с израильскими СМИ.

При всех своих трудностях «Маленький» продолжает готовить новые спектакли. Скоро состоится премьера «Семейство Тот». Это венгерская пьеса, адаптированная израильским драматургом Михаилом Хейфецем. Сцена из спектакля была показана на встрече с журналистами. Следующая постановка будет посвящена драматической судьбе Наума Цемаха. Один из создателей «Габимы», он не решился отправиться с театром в Палестину и предпочел Америку. Когда Цемах попытался воссоединиться с труппой, бывшие товарищи отвергли его. Как рассказывает Теплицкий, это будет спектакль без «выдумок» - в его основу положены письма Цемаха.

                                       
                                           Сцена из спектакля "Семья Тот"

У Михаила Теплицкого огромный запас энергии и оптимизма, но пока будущее «Маленького» покрыто туманом. Работать в таком помещении можно только от безысходности. Нет минимального финансирования главных проектов театра.

Хочется надеяться, что ознакомившиеся с «кухней» театра израильские критики расскажут о нем своим читателям. Но ведь, скажем прямо, тут нужны влиятельные читатели!

Трудно надеяться на помощь муниципалитета Тель-Авива. В этом городе сконцентрирована почти вся театральная жизнь страны – мэрия не может реально помочь множеству обосновавшихся здесь трупп.

Но речь идет о «русском» театре. В таком положении, как «Маленький», находится еще несколько талантливых коллективов. А все существующие сейчас «русские» труппы трудно перечесть. Увы, политики, представляющие нашу алию в кнессете и муниципалитетах, редко вспоминают о культуре общины.

Почему-то под «русским театром» подразумевается только «Гешер», в котором почти не осталось русскоязычных актеров. Этот театр получает миллионы от министерства культуры, быстро их просаживает и влезает в долги – пусть сам решает свои проблемы, для него община уже достаточно постаралась.

Понятно, что ни министерство абсорбции, ни муниципалитеты не могут полностью взять на свое содержание небольшие «русские» театры. Но надо иметь прежде всего желание помочь им – совместными усилиями различных инстанций можно было бы сообщить им хотя бы стартовый импульс. К сожалению, – если верить нашим СМИ – «русские» политики проявляют немало деловой сметки, однако не в том направлении.
 

Перед выборами пропагандисты НДИ начинают льстить избирателям - обяснять им, что они отличаются от остального Израиля своей культурой. Но я не встречаю партийных демагогов на спектаклях. А пусть займутся "русской культурой" – кроме духовной пользы, это расширит диапазон их деятельности и повысит падающие рейтинги...

Фото: Вера Рыжикова

Комментариев нет :

Отправить комментарий