воскресенье, 13 мая 2018 г.

С чего это мы такие счастливые?

70-летие Израиля  уже праздновалось официально по еврейскому календарю. Увы, политики не смогли обойтись без склок. Но миллионы простых израильтян, не обращая на них внимания, от души отметили годовщину возрождения государства. Они довольны, что эта страна существует, им хорошо в ней жить. Настолько хорошо, что согласно многочисленным исследованиям, граждане Израиля чувствуют себя более счастливыми, чем жители почти всех государств на планете. Логически это необъяснимо! Тут война. Тут террор. Зарплаты меньше, чем в Европе. Цены выше. Политики воруют. Социальные службы скуповаты. А народ Израиля из года в год занимает 11-е место в мире по уровню счастья!

 

Я не могу объяснить этот феномен как историк, социолог или культуролог, поскольку у меня другая профессия. Но и без научного аппарата, будучи одним из этих парадоксально-счастливых израильтян, я, наверное, понимаю причины нашей глубокой удовлетворенности своим израильским житьем-бытьем.

Шкалу счастья вычерчивают эксперты ООН, ученые из Института Земли при Колумбийском университете. По их мнению, для обитателей разных стран важнее всего величина ВВП на душу населения, продолжительностиь жизни, гражданские свободы, занятость, качество социальной поддержки, уровень корруции, стабильность семьи, уверенность в завтрашнем дне и прочие показатели комфортного существования. Из этих слагаемых они выводят списки счастливых. На первом месте Финляндия. За ней идут Норвегия, Дания, Исландия, Швейцария, Нидерланды, Канада, Новая Зеландия, Швеция, Австралия. Израиль на 11-м месте. Он опережает великие державы: США, Германию, Великобританию, Францию, Японию!

По-моему, в этих исследованиях есть один прокол: перечисляются внешние факторы благополучия, но упускается из виду такая штука как национальный менталитет, который во многом определяет оценку этих факторов! Разве случайно в первой десятке самых счастливых стран – четыре скандинавских государства, Исландия и Нидерланды? Характер нордический, то есть флегматичный. Когда природное спокойствие подкрепляется сытной жизнью, нет причин считать себя несчастным.

Со Швейцарией понятно. Как говорил классик, там озера, горный воздух и вокруг сплошные французы. Правда, уже не только французы. Очень высокие темпы роста исламской общины. Еще несколько десятков мечетей – и будут проводиться отдельные подсчеты индекса счастья – для коренных швейцарцев и для швейцарских мусульман...

Канада, Австралия, Новая Зеландия похожи тем, что на огромных просторах плотность населения невысока. Люди не теснятся, не толкаются, есть место для овечек, кенгуру, бизонов и занятий спортом. Это способствует выделению эндорфинов – гормонов счастья.

Но евреи всегда были народом нервным, недовольным. В древности это называлось жестоковыйностью. Почему они такие счастливые? Да потому что Всевышний дал им запоминающийся урок: за распри отправил в изгнание на две тысячи лет. Там хорошего было мало – преследования, унижения, погромы. Это способствовало созданию правильной системы ценностей. Евреи поняли, как хорошо иметь свой дом, и теперь очень ценят это. Иногда они уезжают в другие края по делам бизнеса, работы, учебы. Но всегда помнят, что дома лучше. И евреи, еще не переселившиеся в Израиль, несмотря даже на фешенебельные особняки, солидные счета в банках, прекрасно знают, что настоящая жизнь – только в своем еврейском государстве. Они задабривают израильских соплеменников, присылают пожертвования, но все равно остаются с комплексом неполноценности.

В общем, главное – это то, что в ближайшие две тысячи лет израильтяне не собираются опять терять свое государство. Остальное относится к деталям, в том числе изучаемым составителями индексов счастья.

Например, «гражданские свободы», «уровень коррумпированности». Большинство евреев, заселявших Эрец-Исраэль в XIX-XX веках, покидали страны, где таких слов не слыхивали. Там они боялись каждого полицейского, любой чиновник мог потребовать от них разорительных взяток, о политике по телефону предпочитали не говорить. В Израиле еврей избавляется от страха, он смело бичует неугодных ему политиков в автобусе, в баре, на работе. Известных государственных деятелей пародируют актеры, изображают в сатирическом стиле художники – никто не напускает на критиканов казаков с нагайками и не заключает в КПЗ. 

Иногда СМИ рассказывают, что высокопоставленные особы берут взятки, живут в непозволительной роскоши. Израильтянин воспринимает это по-философски, так как знает от родителей и дедушек о процветании в странах исхода партийных секретарей, прокуроров, местных беев. Он немного завидует хапугам, растратчикам – как суперменам из кинофильмов, но на себя такие «подвиги» не примеряет даже мысленно, так как те же СМИ сообщают о карах, которые обрушиваются на самых больших людей, забывших о законах.  

В мире есть страны более богатые, чем еврейское государство.  Израильтяне из-за этого мало переживают. Я подозреваю, что многие из них даже не знают, какой у нас ВВП в пересчете на душу населения. Граждане Израиля хорошо питаются,  покупают машины и другие средства передвижения сообразно своим доходам , любят ездить за границу. Если лет тридцать назад честный труженик гордился семейным вояжем в Европу, то теперь такой туризм не престижен  - израильтянин хочет увидеть Индию, Китай, Таиланд, Тибет, Латинскую Америку. Несмотря на экономические проблемы страны принято на бар-мицву или бат-мицву вывозить ребенка  за рубеж. 

Конечно, финансовые возможности многих израильтян ограничены. Но они не берут это в голову и смело залезают в  любой допустимый «минус». По-моему, нигде в мире  такой стиль   жизни недопустим. Но, видимо, евреи исходят из того, что при их горестном прошлом весь мир у них в долгу и теперь они могут позволить себе по крайней мере некоторую банковскую задолженность.

Недоброжелатели  еврейского народа всегда предсказывали, что если евреи построят свое государство, то не уживутся там друг с другом.  На антисемитский роток не накинешь платок. Но вспоминаю, как я оказался в этом государстве. 

Поначалу я не находил интеллектуальных заработков (если вообще относить к таковым журналистику) и трудился на заводе «Осем»  в Бней-Браке. Каждое утро я ездил из Петах-Тиквы на работу в маршрутке.  В машине сидело 7-8 человек, разного происхождения, достатка и не знающих друг друга. Внезапно кто-то в полголоса говорил как бы себе: «Ничего себе!». Это относилось к главной утренней новости: отставке известного политика, очередному сексуальному скандалу, неожиданному результату футбольного матча... Все пассажиры моментально  схватывали о чем речь, и начиналась бурная дискуссия. Я много ездил в разных странах во всех видах транспорта, но никогда не видел такой степени близости и взаимопонимания между незнакомыми людьми.  Эта маршрутка стала для меня символом Израиля – разношерстного,  двигающегося в непонятном направлении, но способного в любой момент сплотиться и  ощутить общность интересов. 

Я помню, как когда-то меня, бедного студента, лишили стипендии за то, что перед 7 ноября я тихо слинял в Ленинград и не участвовал в демонстрации. В Израиле никто  не составляет  списков  участников праздничных демонстраций. Люди сами заполняют лужайки, парки, леса  и всей семьей от души отмечают праздники. 

Не буду прибегать к высокопарным фразам. Но не знаю, где еще в современном мире сохранились такие понятия о семье. Всюду ограничивают рождаемость. При нашей крохотной территории население – и без алии – увеличивается с феноменальной для развитых государств скоростью. Посмотрите, как здесь отмечаются дни рождения детей. В известной нам стране в таких случаях приходили гости, сразу напивались, быстро забывая о виновнике торжества. В Израиле родственники и друзья появляются с кучей мелюзги  - и начинается детский праздник!  Каждый принесенный подарок все уважительно осматривают  и комментируют.  Едят, пьют и шумят дети, а взрослые только обслуживают их, на ходу чем-то перекусывая, и обычно поднимают только один стаканчик вина – за  именинника.

Семейственность  отражается в языке. Израильтяне называют друг друга по имени. Так обращаются  ученик к учителю, рабочий к хозяину, пациент к врачу, рядовой гражданин к министру.       

Да, не всё сводится к зарплате, ВВП, банковским процентам. Маленький Израиль необыкновенно красив, здесь есть пейзажи на любой вкус, и есть много такого, чего не увидишь нигде в мире:  таинственный Иерусалим, древний Яффо, средневековый Акко, Мертвое море, лунный пейзаж Иудейской пустыни, панорама страны, открывающаяся с Голанских высот...

Израильяне чувствуют себя счастливыми, потому что люди, ежедневно сталкивающиеся с опаснейшими угрозами, умеют радоваться жизни.  Поэтому, несмотря на нервную обстановку, израильтяне живут долго. Еду здесь называют национальным спортом номер один.  В Израиле пища вкусная и полезная. Это старая еврейская традиция. В галуте евреи были нищими, но ухитрялись  готовить из самых простых и дешевых продуктов замечательные блюда.  Может, потому что своих мизерных доходов не пропивали, тратили на семью, детей. Сегодня кто-то может позволить себе закупки в магазине деликатесов или посещение модного ресторана, а кто-то с огромным удовольствием  полакомится  горячей питой со свежим хумусом.

«Не хлебом единым», -  это тоже еврей сказал. В Израиле и с духовной жизнью всё в порядке. Сюда приезжают лучшие зарубежные музыканты и певцы, постоянно проводятся международные книжные ярмарки, кинофестивали, выставки знаменитых художников.  Нас ценят, потому что мы сами на уровне. Здесь прекрасные оркестры, интереснейшие театры, в музеях  - великолепные коллекции живописи. И не стоим на месте: то «Маккаби» европейский кубок завоюет, то Нета Барзилай фурор на Евровидении устроит, то Амоса Оза опять на Нобелевскую премию выдвинут!        

Вот такие мы счастливые. Даже утренний выпуск новостей еврейский телеведущий начинает с серьезного перечисления: «Вот причины, по которым можно считать, что сегодня – хороший день»!  И всё-таки, перефразируя Остапа Бендера, нельзя не задать вопрос: «Почему же мы с таким счастьем только на 11-м месте в мире?»  Тут есть что ответить. Во-первых, состав первой десятки постоянно меняется, а мы всё на том же одиннадцатом месте. Стабильность – важнейший компонент счастья. Во-вторых, глупо завидовать тем, кто стоит чуть-чуть выше тебя.  Но самое существенное: индекс счастья – это среднестатистическое ощущение  жителя определенной страны. При положительном общем балансе наверняка не все в Израиле разделяют   удовлетворенность  нашей жизнью  и обходятся без претензий. Иначе  мы были бы не евреями.          


Иллюстрация: Сергей Буньков 

    
 
  
 

              
 

                                   
    

                       

Комментариев нет :

Отправить комментарий