Среди самых интересных спектаклей, которые я успел увидеть еще до разгула омикрона, была премьера в театре «Ла Паним» - спектакль «Где-то там, никогда...», поставленный Ариэлем Крыжопольским.
«Где-то там, никогда...» - обращение к творчеству Чехова. «Странное» название
спектакля многозначно. Во-первых, оно созвучно поэзии чеховского творчества, в
котором нет четких выводов, однозначных оценок, а тем более назидательности.
Во-вторых, это рекламный ход: потенциальным зрителям предлагается загадка, а
разгадать ее можно, только посетив крохотный театр «Ла Паним», весьма уютно
разместившийся в бомбоубежище на тель-авивской улице Эцель. (Следует заметить,
что это не единственный коллектив, из-за отсутствия помещений для театров играющий
в бомбоубежище, - и пока неизвестно о случаях заражения там ковидом! Возможно,
минздрав недооценивает значение этих прочных сооружений, а также духовной
мобилизации актеров и зрителей для защиты интеллигентных людей от коронавируса!).
В-третьих, название намекает на то, что спектакль Крыжопольского поставлен не
по одному конкретному произведению классика. Сначала мы вроде бы узнаем
замечательную одноактную комедию «Предложение». Но потом... действие вдруг
«перетекает» в сюжеты рассказа «Ниночка» и других новелл, а кроме того - звучат
реплики из знаменитых пьес Чехова!
Композиция мастерски составлена Крыжопольским не только с прекрасным знанием
творчества Чехова, но и с тонким чувством стиля. Забегая вперед, скажу, что для
сценического воплощения этого стиля режиссеру пришлось стать и драматургом, и
сценографом, и даже композитором!
Только очень хорошо зная и чувствуя Чехова, режиссер может понять, что в
Израиле уже нельзя ставить его с ученической доскональностью да еще в традициях
Станиславского (трактовки которого самого автора при его жизни не приводили в
восторг...).
Израильский темперамент людей в зале и на
сцене требует от чеховских спектаклей ускорения темпоритма, упрощения
психологических коллизий, снижения пафоса. Жителям еврейского государства
достаточно постоянного напряжения, в котором они живут, и их ежедневных драм -
им трудно улавливать «подводное течение» произведений Чехова и вдохновляться красивыми
тирадами его героев о приближающемся лучезарном будущем.
Крыжопольский умело подбирает ключ к восприятию израильского зрителя, начиная
свои вариации на чеховские темы с раннего творчества писателя, где доминирует фарс,
а не романтизированные драмы. Но незаметно анекдотическая фабула «Предложения» переходит
в грустные диалоги героев. Они говорят в пространство и не слышат друг друга.
Это та отчужденность людей, атомарное раздробление социума, которые диагностируют и пытаются
объяснить современные писатели - через сто с лишним лет после Чехова. Но именно
для нас, а не для современников классика, проваливших премьеру «Чайки» и не
считавших ее автора особо серьезным писателем, творил Антон Павлович.
У создателя театра «Ла Паним» хватает вкуса, чтобы не «осовременивать» классику
джинсами со свитерами, молодежным сленгом или «оживлять» ее игривыми сценками -
как это делают некоторые режиссеры из-за неумения читать. У Крыжопольского
актеры одеты, как положено было одеваться в конце XIX века, но костюмы тоже
«играют» благодаря своей шаржированности и экспрессивности. А резкая смена
интонаций в ходе спектакля не только передается меняющейся манерой игры Ариэля Крыжопольского
и его талантливых партнеров Авишаг Кахалани и Сандро Зильдмана, но и акцентируется
музыкальным сопровождением. Звучат возвышенные мелодии из опер Доницетти - и
тут же чеховский персонаж поет (на иврите) под гитару: «Ваше благородие,
госпожа удача»! Такое сочетание может показаться ненатуральным и чужеродным, но
его одобрил бы такой мастер контрастов и парадоксов как Чехов. Ведь и оперы
Доницетти, и песня Окуджавы-Шварца - о высоких драмах, о непредсказуемости
судьбы человека...
«Где-то там, никогда...» - это очень тонкая,
изысканная театральная работа. Можно бы посетовать на то, что нынешнее
помещение театра «Ла Паним» не позволяет большому количеству зрителей оценить
режиссерские находки и отличную актерскую игру. Но Чехов давно стал автором для
избранных. И разве не радует настоящего театрального гурмана его причастность к
этому элитарному кругу, когда он спускается в бомбоубежище, чтобы забыть о
суетном мире наверху и погрузиться в глубины когда-то вымышленных, но столь
близких человечеческих душ!..
Сцены из спектакля
Фото Оксанны Корогодиной
Комментариев нет :
Отправить комментарий