суббота, 30 июня 2018 г.

Какой хозяин нужен Иерусалиму?

Муниципальные выборы состоятся осенью. Но уже сейчас оживленно обсуждается борьба за пост мэра в крупнейших городах Израиля. Естественно, больше всего комментариев по поводу того, кто станет мэром столицы после ухода с этого поста Нира Барката.



Никому не надо объяснять особенную роль Иерусалима в еврейском государстве. После Шестидневной войны у столичного муниципалитета появилось много новых забот. Присоединение Восточного Иерусалима с арабским населением резко увеличило расходы на социальные нужды, в этой части города развернулось массированное строительство жилья. Из-за изменения этнического состава населения столицы приходится (особенно после Осло) постоянно заботиться о безопасности ее жителей и гостей.   

Сегодня мэром Иерусалима не может стать любой политический назначенец или «крепкий хозяйственник». Руководить таким городом способна только сильная личность со своим видением его будущего, с широким кругозором и опытом в самых разных областях.
 

Иерусалим находится сейчас в эпицентре невиданных политических бурь. Перенос сюда американского посольства - это только начало возможных радикальных перемен в регионе. Пока мы не знаем, какой «мирный план» намерен предложить Трамп и как его воспримут наши соседи. Возможно, страсти вокруг Иерусалима разгорятся еще сильнее. Столице нужен мэр с политическим и дипломатическим опытом.
 
Если  отвлечься от политики, то пора задуматься о том, что Иерусалим давно переживает демографический, социально-экономический и культурный кризис. Столица страны не может кормить такие огромные массы иждивенцев. Большинство населения составляют ультраортодоксы и нацменьшинство. Они не платят налогов, и в кассе мэрии постоянно не хватает средств. Огромные районы Иерусалима нуждаются в ремонте и реставрации, немало проблем с транспортом, на более высокий уровень необходимо поднять школы.
 
Все мэры столицы говорят о проблеме занятости, о необходимости создания современных предприятий. Все они признают отток из Иерусалима светского населения, особенно молодежи. Изменить демографическую структуру города могло бы только строительство доступного жилья. Но на этих направлениях до сих пор практически ничего не сделано. У интеллигенции и молодежи нет своих партий, которые пробивали бы их интересы в городском совете с такой энергией, как это делают ультраортодоксы.
 
Иерусалим давно смирился с тем, что культурная столица Израиля – Тель-Авив. Но так не должно быть. Тысячи туристов, приезжающих в Вечный город, не могут довольствоваться только осмотром знаменитых религиозно-исторических мест. А культурных объектов в Иерусалиме совершенно недостаточно, индустрия развлечений не может расцвести под суровым присмотром «блюстителей морали». Удар по туризму наносит и то, что полтора дня в неделю здесь не работают транспорт и система обслуживания.
 
В ходе муниципальной кампании наверняка вспомнят о том,  что в столичной мэрии существуют нехорошие коррупционные «традиции». Из четырех мэров, руководивших городом после 1967 года, два – Ольмерт и Луполянски - оказались фигурантами скандальных уголовных расследований. Ольмерт отправился за решетку, чтимого в религиозной среде Луполянски после сурового вердикта освободили от отсидки «по состоянию здоровья». Нир Баркат не был замешан в таких историях. Но вряд ли бациллы казнокрадства навсегда истреблены в муниципалитете...
 
Это только проблемы, которые видны невооруженным глазом. Перед любым новым мэром Иерусалима встает гораздо больше вопросов. Кроме профессионализма, он должен обладать системным, стратегическим мышлением. Кто сегодня претендует на этот пост?
 
Уже не в первый раз в столичные мэры баллотируется Моше Леон, обычно поддерживаемый НДИ и ШАСом. О создании собственного списка заявил Зеэв Элькин, министр экологии и министр по делам Иерусалима. Сионистский лагерь выдвинул кандидатуру Нахмана Шая, Кулану – Рахель Азарии. Без сомнения, появятся и другие кандидаты, особенно от религиозных списков.
 
Пока самые реальные претенденты – Леон и Элькин.
 

Моше Леон – человек религиозный. По образованию экономист и бухгалтер. Он руководил многими коммерческими структурами. Был генеральным директором министерства главы правительства и его канцелярии, возглавлял компанию «Ракевет Исраэль». Две каденции он состоял в городском совете Иерусалима.
 
Формально Леон обладает всеми козырями для успеха в муниципальной кампании. Но не всё так просто...
 
Для взвешенного, справедливого решения проблем всех секторов столичного населения Леон «узковат». В армии он служил в подразделении для религиозных солдат, выполнял обязанности кантора. Характерна его близость к Арье Дери. Это не компрометирующие обстоятельства, но широты политического и культурного кругозора ему не хватает.
 
Хотя Леон занимал высокие управленческие посты, его «толкали» туда влиятельные лица. При министре транспорта Либермане он возглавил железнодорожное ведомство, однако большого профессионализма там не продемонстрировал. Именно при нем произошла серия аварий на железных дорогах.
 
В контексте уже упоминавшихся «традиций» иерусалимского муниципалитета настораживает то, что Моше Леон из-за своей коммерческой деятельности оказывался подследственным, хотя выходил сухим из воды. Он проходил по последнему делу Арье Дери: обвинялся в том, что руководимый им фонд переводил средства главе ШАСа. Леон объяснил следователям, что это были комиссионные, положенные Дери за привлечение инвесторов. Следствие рекомендовало отдать Леона под суд, но в итоге он отделался «легким испугом».
 
Вообще, Моше Леон – бизнесмен, менеджер, однако никогда не был крупной и самостоятельной политической фигурой. А сегодня Иерусалим должен представлять не только в Израиле, но и на международной арене сильный и авторитетный политик.
 
На мой взгляд, именно Зеэв Элькин лучше всех подходит для работы на благо Иерусалима. Он талантливый и перспективный политик. Несмотря на небольшой политический стаж, его приблизил к себе Нетаниягу. Элькин сопровождает его во время визитов в Москву. Он выполняет там функции переводчика, но приобрел важный дипломатический опыт и, без сомнения, участвовал в переговорах, касающихся интересов Израиля и Иерусалима.
 
В качестве министра по делам Иерусалима Элькин хорошо знает сиюминутные и стратегические проблемы столицы. Он - человек, способный вести диалог со всеми секторами иерусалимского населения. Элькин соблюдает традиции,  но получил широкое светское образование, отличается интеллигентностью и эрудицией: начитан, любит театр. Прекрасный оратор и полемист – недаром разъясняет на телевидении самые «проблемные» решения правительства.
 
После технократа Барката именно Элькин мог бы улучшить ситуацию с культурой в Иерусалиме. Трудно поверить, что до него не дошли бы жалобы прекрасного театра «Микро» или знаменитой русской библиотеки на их хронические финансовые проблемы.
 
В момент, когда враги и недоброжелатели Израиля раздувают истерию вокруг Иерусалима, на посту его мэра должен находиться политик, не испытывающий «комплекса еврейской вины» и прочих душевных слабостей. Таким мэром был Баркат, такой же твердостью убеждений – при такой же готовности работать для всех жителей столицы – отличается Элькин.
 
Ну, и, конечно, важный штрих к его характеристике: недавний житель Кфар-Эльдада пришел бы в иерусалимский муниципалитет без своих коммерческих интересов, что позволило бы ему спокойно работать, не отвлекаясь на беседы со следователями...
 
Шансы Элькина зависят от того, кто его поддержит. Пока нет уверенности в том, что он станет официальным кандидатом в мэры Иерусалима от Ликуда. По слухам, Нетаниягу без восторга отнесся к его политическому решению...
 

И тут хотелось бы задать вопрос: почему НДИ должен поддерживать того же кандидата, что и ШАС, а не репатрианта из Харькова, уважаемого в «русской» общине?
 
Партии Либермана давно и сильно вредит расхождение между риторикой и делом. Пропагандисты и «теоретики» НДИ лопаются от усердия, клеймя «стеклянный потолок», мешающий карьерному продвижению русскоязычных израильтян. Но кто создает этот «потолок»? Когда дело доходит до выборов в кнессет, список НДИ заполняется «настоящими» израильтянами, отодвигающими в сторонку «русских».
 
На словах НДИ – враг религиозного засилья, но на деле именно Арье Дери остается надежным партнером Либермана. На прошлых муниципальных выборах они сообща потратили немало сил и... партийных средств для поддержки кандидатуры Моше Леона против Нира Барката. Исчерпав в итоге финансовые ресурсы, НДИ в очередной раз не мог продвигать своих людей в Тель-Авиве и других крупнейших городах.
 
Руководителям НДИ пора понять, что они слишком долго наступают на те же грабли и рискуют окончательно потерять «русский» электорат. До будущих выборов в кнессет они могли бы значительно улучшить свое реноме, поддержав на муниципальных выборах в Иерусалиме одного из ярких представителей русскоязычной общины. Заключение очередной сделки с Дери во имя ставленника ШАСа Моше Леона вызвало бы обратный и весьма негативный эффект...          

Комментариев нет :

Отправить комментарий