среда, 22 августа 2018 г.

Некультурная Америка. Часть 2

Культура отражает менталитет нации. Подлинная культура не самоутверждается ни похвальбой о своих духовных скрепах, ни оскорбительными нападками на другие культуры. Американская культура базируется на огромном уважении к ценностям, созданным всеми народами, и финансируется американцами, которым удалось достичь большего, чем их соотечественникам. Государство стимулирует меценатов.



Огромный музей в крохотном Уильямстауне

Музей Стерлинга и Франсин Кларк часто называют просто «Кларк». Этот комплекс, включающий исследовательский институт и музей, находится в штате Массачусетс, в Уильямстауне, насчитывающем менее десяти тысяч жителей. Здания музея возведены в стороне от городка, в лесной зоне, откуда открывается вид на живописные горы. Но американцев не затрудняет добраться в это изумительное место на автомобиле, особенно когда проводятся очередные выставки.
 

Музей начался со страсти к живописи, овладевшей братьями Кларк. Они были внуками богатого адвоката Эдварда Кларка, опекавшего изобретателя швейной машинки Айзека Зингера и создавшего с ним огромную компанию. Младший - Стивен ценил в искусстве новизну, эксперименты, а старший - Роберт Стерлинг отличался консерватизмом.
 

Стерлинг (1877-1956) окончил престижный Иельский университет, стал офицером, воевал. Затем решил отдохнуть в Париже. И… неожиданно женился на Франсин Клэри, актрисе Комеди Франсэз.
 
В начале 1920-х Стерлинг и Стивен решили объединить свои коллекции, но разругались на всю оставшуюся жизнь. Кроме расхождения во вкусах «современный» Стивен резко осуждал «старомодного» брата за мезальянс: Франсин была незаконной дочерью портнихи и матерью внебрачного ребенка…
 
После размолвки Стивен разделил свои картины между музеем Метрополитен и галереей Иельского университета. Он возглавлял попечительский совет нью-йоркского музея современного искусства МоМА.  

Стерлинг и Франсин, несмотря на недовольство родни, жили в любви и согласии. Стерлинг после смерти матери унаследовал ее коллекцию старых мастеров. Супруги пополнили ее. Постепенно присоединили к своему собранию и импрессионистов. Особый интерес Стерлинг проявлял к Ренуару. Пожалуй, с такой страстью приобретал его картины только Альберт Барнс (об основанном им музее – ниже). Но художественные эксперименты ХХ века Стерлинг отвергал!
 
В отличие от более светского брата Стерлинг не стремился выставлять напоказ свою коллекцию. Только в конце 1940-х постаревшие супруги задумались о ее судьбе. Их пугала антисоветская истерия того времени, раздувавшаяся угроза атомной войны! Стерлинг, бывший офицер, пришел к выводу, что Нью-Йорк будет разрушен при нападения врага и потому нельзя создавать там свою галерею.
 
Он отправился в колледж маленького городка Уильямстаун, где учился его дед Эдвард, а отец был одним из попечителей. Стерлинг договорился, что Кларки создадут здесь художественный музей, в котором сотрудники колледжа будут заниматься исследовательской работой и читать лекции об искусстве.
 
Музей открылся в 1955 году. В 2008-м к нему пристроили новый корпус по проекту знаменитого японского архитектора Тадао Андо.
 
Сегодня посетители могут отдать должное постоянной экспозиции музея «Кларк». Собрание старых мастеров не потеряло своей ценности.
 
Я бы выделил «Портрет Жиля Йоие» Ганса Мемлинга – одного из выдающихся нидерландских художников XV века. Явно не хватает эмоциональности напускному благочестию изображенного на картине композитора, автора известных в то время лирических песен, которому из-за распутства и скандалов пришлось стать церковным певчим и даже священником. Что скрывается под застывшей маской? Не воспоминания ли о более веселом и полнокровном существовании?


Так же загадочен «Портрет молодой женщины» Гирландайо – учителя Микеланджело. Что изобразил художник: женскую покорность долгу, судьбе или еще не угасший интерес к жизни, читаемый в широко раскрытых глазах и легком румянце?..  
 


Заметное место в собрании Кларков занимает эффектное полотно французского романтика Теодора Жерико «Гусар».


Не удивительно, что в «консервативной» коллекции оказалась прелестная картина француза Вильяма Бугро (1825-1905) «Нимфы, дразнящие Сатира». Он представлял академическую школу, против которой взбунтовались импрессионисты. Поскольку в итоге они победили, к «ретроградам» стали относиться с пренебрежением. Вильяма Бугро, часто рисовавшего обнаженную натуру, называли пошляком, потакающим низменным вкусам. Но четко определить его место в художественном процессе никто не мог. Одни причисляли его к символистам, другие усматривали в «игривых» сюжетах влияние рококо! Сегодня Бугро считается «крупным художником XIX века». Он стремился к правде жизни, а как француз не мог не ценить женскую красоту. Одним из его учеников был Матисс – придирчивый педагог советовал ему «учиться держать в руке карандаш»...
 

Американцы ценят профессионализм, поэтому всегда охотно покупали работы французских «академиков». В 1970-е годы за одну из картин Бугро на крупном аукционе заплатили более 20 миллионов долларов! Видимо, в исторической перспективе спор между «архаистами и новаторами» еще не завершен...   

Состоятельный почитатель Ренуара тщательно выбирал лучшие его работы. Даже среди них выделяется пленительный «Портрет молодой женщины».

 


Музей «Кларк» постоянно проводит интереснейшие выставки. Я попал сразу на четыре!  

Подлинным откровением была огромная экспозиция «Женщины-художницы в Париже во второй половине XIX века». Эмансипированные француженки создавали замечательные картины, которые недостаточно известны только из-за мужского шовинизма.
 
Выставка «Железное искусство XVII-XIX веков» знакомила с мастерством итальянских и французских мастеров литья и чеканки, создававших изумительные решетки, перила, различные атрибуты  домашнего интерьера.
 
Экспозиция «Трансформация города. Фотографии Парижа 1850-1900 годов» импонировала редкими снимками. Именно в указанный период барон Осман безжалостно разрушал старинные кварталы, придавая французской столице ее современный облик.
 
Дженифер Штейнкампф свой оригинальный творческий метод (и выставку) назвала «Слепой глаз». Он напоминает... китайскую кухню: довести натуральный продукт до неузнаваемости. Дженифер начинает со съемок на природе. Затем с помощью анимации, видеотехники, компьютерной организации материала получает фантастическое зрелище. Описать его невозможно, это очень красиво и завораживает.

Музеи Филадельфии

Филадельфийский художественный музей

Одно из крупнейших в США собраний произведений искусства. Строительство музея приурочили к всемирной выставке 1876 года, посвященной 100-летию принятия Декларации Независимости. В 1919 году было принято решение о строительстве нового огромного здания в стиле неоклассицизма. Оно открылось в 1928 году.
 

Обладая коллекцией из 250 тысяч экспонатов, Филадельфийский музей не претендует на энциклопедический охват истории искусства. В нем много первоклассных произведений средневекового искусства Европы, очень ценное собрание работ нидерландских художников (Ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Герард Давид, Лукас ван Лейден!), Рембрандт и Рубенс, великолепные образцы французского классицизма и сентиментализма. Но самая ценная часть экспозиции – импрессионисты, постимпрессионисты, художники первой половины ХХ века: Ренуар, Моне, Писарро, Дега, Сера, Гоген, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Матисс, Шагал, Пикассо, Брак, Модильяни, Дали, Мондриан, Миро, Кандинский, Леже!.. В музее – сразу две знаменитые работы Марселя Дюшана, столпа концептуализма: «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» и «Невеста, раздетая своими холостяками».
 

В залах американского искусства классического периода представлено немало пенсильванских художников, прежде всего Томас Икинс.
 
К классикам ХХ века – американцам Поллоку, Ротко, Уорхолу, Раушенбергу, де Кунингу -  публика уже привыкла. Скромный посетитель музеев не всегда готов к восприятию самых последних достижений изобразительного искусства, которое уже практически сошло с холста...

Назову несколько запомнившихся экспонатов музея.

В картине Эль-Греко «Пьета» нет традиционного изображения Богоматери с телом сына на коленях. Христос вообще здесь отсутствует, а оплакивает его грешница Магдалина!


Я уже признавался, что равнодушен к Пуссену. Картина «Рождение Венеры» привлекла меня своей историей. Философ Дидро приобрел ее для императрицы Екатерины II, с которой состоял в переписке. Полотно долго находилось в Эрмитаже. Но в 1930 году его продали, и оно оказалось в Америке...


Одна из лучших картин Тулуз-Лотрека – «Танец в «Мулен-Руж». Художник увековечил кумиров Парижа - виртуозов канкана Ла Гулю и Валентина Бескостного.


В обычной манере Модильяни выполнена картина "Голубые глаза". Автора можно было бы и не указывать.


«Предчувствие гражданской войны» Сальвадора Дали – гениальная, всем известная картина. Воспроизвожу ее, чтобы показать высочайший уровень коллекции филадельфийского музея.


Работы Дюшана, наоборот, мало кто знает. «Невеста, раздетая своими холостяками» сделана из стекла! Видимо, намек на хрупкость любовных надежд. В верхней части – явно «невеста», в нижней – девять «холостяков». К сожалению, интригующий сюжет непонятен...


Музей Родена 

В этом симпатичном особнячке хранится вторая в мире коллекция (естественно, самое полное собрание – в парижском Музее Родена) творений великого скульптора – 133 работы. Ее в 1920-е годы подарил Филадельфии богатый владелец сети кинотеатров, коллекционер и меценат Жюль Эфраим (!..) Мастбаум. Он же заказал строительство здания музея и сада для скульптур. Мастбаум знал, что неизлечимо болен, и спешил оставить подарок своему городу. Большинство работ Родена он скупил за несколько лет.
 

У входа в музей посетителей встречает «Мыслитель». Поскольку эту скульптуру можно увидеть во многих музеях мира, надо пояснить: Роден не трясся над своим авторским правом и разрешил производить любое количество авторизованных копий по его моделям. Благодаря щедрости гения в американских музеях можно увидеть прекрасные коллекции Родена. После смерти ваятеля право на изготовление копий перешло к парижскому Музею Родена. В 1956 году во Франции вышел закон, разрешавший делать не более 12 копий скульптур...
 
Музей Родена административно подчинен Филадельфийскому художественному музею. После посещения последнего по тому же билету можно осмотреть Музей Родена, до которого минут 15 ходьбы.
 
Филадельфийская коллекция включает самые известные работы Родена: «Поцелуй», «Граждане Кале», «Врата ада», «Бальзак», «Три тени» и многие другие.





 Фонд Барнса

Этот замечательный музей находится неподалеку от Музея Родена. Жизнь его основателя – воплощение «американской мечты» и... ответ на «глубокие» мысли Максима Горького о поглощенности бездуховных американцев стяжательством.
 
                                Джорджо де Кирико. Портрет Барнса

Альберту Барнсу (1872-1951) никто не предоставлял подрядов на добычу нефти или строительство олимпийских стадионов. Он родился в бедной семье и знал, что только учеба и тяжелый труд избавят его от социальной неполноценности. Альберт окончил Центральную высшую школу Филадельфии, затем изучал медицину в Пенсильванском университете и фармакологию в Гейдельберге. В годы учебы близко сошелся со студентами, впоследствии ставшими известными художниками. Они приобщили его к хорошей живописи.
 
В Гейдельберге Барнс создал антисептический препарат аргирол, благодаря этому основал успешную фармакологическую фирму. В 1920-е годы он ее выгодно продал. Разбогатев, не покупал дворцы и яхты, а занялся коллекционированием.
 
Барнс ценил классику (в его собрании – Тициан, Рубенс, Хальс, Эль-Греко, Гойя), но особенно восхищали его импрессионисты и художники начала ХХ века. Тогда еще не было нынешней аукционной вакханалии. В биографии Барнса приводится невероятный  факт: благодаря безупречному эстетическому чутью он купил десятки картин еще не «раскрученного» Сутина по 50 долларов!
 
Барнс собрал одну из лучших в мире коллекций Ренуара – 181 полотно! Впечатляют и другие сведения о его сокровищах: 69 работ Сезанна, 59 – Матисса, 46 - Пикассо, 21 – Сутина, 18 – Анри Руссо, 19 – Модильяни, 7 – Ван Гога...
 
Фонд Барнса был основан в 1922 году. Несмотря на сухое название, его залы очаровывают комфортом, оригинальным  оформлением. Барнс хотел, чтобы картины составляли на стене единую композицию независимо от времени их создания и фамилий художников.
 


Он завещал ничего не менять в его музее. Но, в отличие от воли Изабеллы Гарднер, его указание нарушили. Возможно, вынужденно. Фонд Барнса находился на окраине Филадельфии. Его основатель открыл для широкого доступа только часть картин, так как считал, что главная задача Фонда – научно-просветительская. Он запрещал делать цветные репродукции картин. После смерти Барнса его Фонд начал испытывать финансовые трудности. В 2000-е годы новое руководство построило современное здание в центре города и выставило всю коллекцию на всеобщее обозрение. 
 
Интереснейший раздел музея посвящен семье Ренуаров. Сын художника Жан Ренуар – выдающийся французский режиссер, создатель вошедших в историю кино фильмов «Великая иллюзия» и «Правила игры». Здесь демонстрируются фильмы сына, явно унаследовавшего живописное мастерство отца.

Один из лучших экспонатов «классической» коллекции – блестящий «Портрет герцога Саксонского» Луки Кранаха Старшего.


Поэтичную картину  Ренуара «В саду» можно увидеть в начале этой статьи. Из импрессионистов я решил показать «Натурщиц» Жоржа Сёра, еще не ставшего пуантилистом.


А вот непривычный Матисс. Картина «Радость жизни» достаточно характерна для фовизма. Но обычно у Матисса красочная декоративность самоигральна, а здесь роскошная композиция работает на философское содержание.


Меня просто привела в восторг картина великого примитивиста Анри Руссо «Неприятный сюрприз». Совершенно непонятно, кто кому здесь угрожает! Медведь очень мил и вряд ли решится напасть на атлетически сложенную красавицу. Пожалуй, наиболее коварен и опасен охотник, исподтишка целящийся в животное из «Красной книги».


Название картины Утрилло: «Улица с винными лавками» - увы, не случайно. Художник слишком часто захаживал в эти заведения... Но изображен здесь характерный для поэта Парижа городской пейзаж. Немного примитивизма, немного постимпрессионистской техники, немного легкой сюрреалистической остраненности - а в сумме возникает особое очарование, свойственное картинам Утрилло. Замечательно сказал Жан Кокто: «Как священнодействует этот жрец, как упоенно он работает, пытаясь выжать из себя душу, как краску из тюбика, и вложить ее в картину, на которой точно срисованная с натуры улочка преображается настолько, что мы видим в ней его самого, Утрилло, - он уходит от нас в вечность этими улочками...».


В заключение поблагодарю читателей, осиливающих мои заметки. Их последняя часть будет посвящена музеям Нью-Йорка.              

2 комментария :