Давно не получал такого удовольствия, как
на презентации фильма «Руская пятерка» в Тель-Авивском музее. Он посвящен
победам «Детройт ред уингз» в Кубке Стэнли, достигнутым благодаря замечательным
русским хоккеистам. Секрет сильнейшего воздействия фильма – в том, что он
документальный! Режиссер Джошуа Рилл понял, что великие моменты в истории
спорта не нуждаются в художественной реставрации и «оживлении» актерской игрой:
это волнующие драмы, это взлеты и падения сильных личностей, это философия
бытия в обнаженном виде...
Мои впечатления – это не логически выстроенная
рецензия. Скорее эмоции, вызванные отдельными эпизодами, субъективные
ассоциации.
Я никогда не любил спортивных фильмов, особенно советских. В СССР эти картины (будь они о реальных спортсменах или вымышленных героях) всегда оказывались схематичными, иллюстративными, идейно-назидательными – соответственно лживыми и неинтересными. Начиналось такое кино с убого-патриотического «Эй, вратарь, готовься к бою» - дошло до «Непобедимого», поставленного в стилистике «истерна», естественно, с перевранной историей. Сказать по правде, иностранные фильмы спортивной тематики были не лучше.
По дороге на просмотр в Тель-Авивском музее искусств я вспоминал недавно поставленные российские фильмы о хоккеистах Харламове и Фетисове. «Легенду номер 17» усердно насаждали, как когда-то кукурузу, объявили шедевром. Но нигде за пределами России этот фильм не вызвал восхищения. Харламов был выдающимся хоккеистом. Но байопик состоял из скучного перечня его спортивных побед, расцвеченного примитивными «художественными» штампами. Не слишком мудрствовали и создатели фильма «Слава».
Фильм Джошуа Рилла – документальный. В нем много великолепных кадров, снятых в свое время блестящими мастерами. Естественно, красивейшие голы великих хоккеистов прошлого и сегодня вызывают восторг у подлинных любителей спорта: зал Тель-Авивского музея периодически взрывался аплодисментами! Такое искусство нельзя передать топорными методами «спортивного фильма», в котором - благодаря открытиям Эйзенштейна и Гриффита - мы сначала видим «вдохновенно» оскаленное лицо актера, играющего форварда, истерический замах руки или ноги, а затем – мяч или шайбу, непонятно как влетающие в ворота (обычно в замедленной съемке).
«Русская пятерка» - это настоящее искусство, потому что фильм сделан по всем законам кино. Это не нагромождение голевых моментов - документальный материал выстроен согласно сценарию, который написали Кит Гейв, Джошуа Рилл, Джейсон Уэлинг. Их интересовали не хоккейные рекорды, а судьбы людей и целых стран! Они показывают, как детройтская команда, бывший фаворит НХЛ, приходит в упадок, как богатый предприниматель Майк Илич, владелец пиццерий, ресторанов, кинотеатров, загорается мечтой о возрождении «Ред Уингз». Профессиональный спорт – это сложнейший бизнес, и Илич начинает с назначения генерального менеджера – Джима Девеллано, а затем и «главного конструктора» - Скотти Боумена, лучшего тренера НХЛ. Они начинают поиск игроков и приходят к мысли об укреплении команды «русскими игроками». На протяжении многих лет Девеллано и Боумен то оживляют игру «Детройта», то терпят неудачи, но хозяин не спешит заменять их, так как разделяет их концепции и проявляет терпение ради конечной задачи.
Создатели фильма не акцентируют, но дают почувствовать проблемы Детройта конца 1980-х, где начинался трагический кризис автомобильной столицы США, росла безработица: для простых обитателей города победы любимой хоккейной команды были важнейшей моральной компенсацией за их трудную жизнь. Столь же точными штрихами обрисована обстановка в разваливавшемся СССР. Лучшие советские хоккеисты играли в ЦСКА, были офицерами. Во время заграничных поездок по пятам за ними следовали топтуны КГБ. Кого-то из намеченных русских легионеров американские эмиссары пытались прельстить сказочными гонорарами и перспективами в лучшей хоккейной лиге мира, ради кого-то они попросту... подкупили военных врачей, которые поставили хоккеисту «трагический» диагноз и рекомендовали лечиться в Америке!
Так в Детройте оказываются защитники Вячеслав Фетисов, Владимир Константинов и нападающие Сергей Федоров, Вячеслав Козлов, Игорь Ларионов. Но путь этой великолепной пятерки к высшей цели - Кубку Стэнли не был усыпан розами, как в большинстве спортивных фильмов. Советские хоккеисты и их канадско-американские коллеги представляют разные миры, разные менталитеты. В фильме Джошуа Рилла нет прямолинейного противопоставления двух систем (в отличие от большевистской кичливости советских «идейных» картин и выпячивания «духовных скреп» в современном российском кино). Здесь всему веришь прежде всего благодаря искренности главных героев. Да, да, хотя фильм документальный, роли героев исполняют говорящие с экрана русские хоккеисты, генеральный менеджер «Детройта» Девеллано, суперзвезда НХЛ Уэйн Грецки, играющий себя Джефф Дэниэлс – известный актер и фанатичный болельщик «Ред Уингз».
Американцы признаются, что всегда представляли русских как плохих парней, стремящихся уничтожить их страну. Бесхитростный рассказ «русской пятерки» посвящен сложностям вживания в новую реальность. Они не скрывают, что старожилы «Детройта» поначалу относились к ним, мягко говоря, холодновато, видя в них угрозу своему благополучию, своим семьям. Возможно, поэтому русские, европейские и канадские звезды не сразу стали единой командой и понадобились терпение, мудрость Илича, Девеллано, Боумэна, понимавших, что
потребуется время для вызревания нового сплава.
В спортивном отношении наиболее интересна сюжетная линия, прослеживающая медленное и непростое сближение двух хоккейных концепций. Они отражали суть двух систем: одна – рациональная, всё подчиняющая качеству выпускаемой продукции, другая – «затратная», осложняющая любую работу администрированием и пустословием.
Канадский хоккей был проще, жестче и эффективней советского. Канадцы бросали шайбу вперед и устремлялись за ней, видя перед собой только ворота противника. Советские хоккеисты элегантно играли в пас, часто отдавали шайбу назад и закручивали карусель по всей площадке. Русская пятерка сразу стала в «Детройте» самой результативней. Команда быстро поднималась всё выше в розыгрышах Кубка Стэнли. Но... в решающих играх терпела неудачи. Тут следует вспомнить легендарную суперсерию 1972 года. Советская сборная, впервые встретившись в Америке с профессионалами, поразила знатоков красивой комбинационной игрой и выиграла первую половину серии. Но профессионалы воспитаны на суровом правиле: игра завершается только с финальной сиреной. Канадцы, прибыв в СССР, умело разрушали комбинации советских виртуозов и в итоге выиграли серию.
Я никогда не любил спортивных фильмов, особенно советских. В СССР эти картины (будь они о реальных спортсменах или вымышленных героях) всегда оказывались схематичными, иллюстративными, идейно-назидательными – соответственно лживыми и неинтересными. Начиналось такое кино с убого-патриотического «Эй, вратарь, готовься к бою» - дошло до «Непобедимого», поставленного в стилистике «истерна», естественно, с перевранной историей. Сказать по правде, иностранные фильмы спортивной тематики были не лучше.
По дороге на просмотр в Тель-Авивском музее искусств я вспоминал недавно поставленные российские фильмы о хоккеистах Харламове и Фетисове. «Легенду номер 17» усердно насаждали, как когда-то кукурузу, объявили шедевром. Но нигде за пределами России этот фильм не вызвал восхищения. Харламов был выдающимся хоккеистом. Но байопик состоял из скучного перечня его спортивных побед, расцвеченного примитивными «художественными» штампами. Не слишком мудрствовали и создатели фильма «Слава».
Фильм Джошуа Рилла – документальный. В нем много великолепных кадров, снятых в свое время блестящими мастерами. Естественно, красивейшие голы великих хоккеистов прошлого и сегодня вызывают восторг у подлинных любителей спорта: зал Тель-Авивского музея периодически взрывался аплодисментами! Такое искусство нельзя передать топорными методами «спортивного фильма», в котором - благодаря открытиям Эйзенштейна и Гриффита - мы сначала видим «вдохновенно» оскаленное лицо актера, играющего форварда, истерический замах руки или ноги, а затем – мяч или шайбу, непонятно как влетающие в ворота (обычно в замедленной съемке).
«Русская пятерка» - это настоящее искусство, потому что фильм сделан по всем законам кино. Это не нагромождение голевых моментов - документальный материал выстроен согласно сценарию, который написали Кит Гейв, Джошуа Рилл, Джейсон Уэлинг. Их интересовали не хоккейные рекорды, а судьбы людей и целых стран! Они показывают, как детройтская команда, бывший фаворит НХЛ, приходит в упадок, как богатый предприниматель Майк Илич, владелец пиццерий, ресторанов, кинотеатров, загорается мечтой о возрождении «Ред Уингз». Профессиональный спорт – это сложнейший бизнес, и Илич начинает с назначения генерального менеджера – Джима Девеллано, а затем и «главного конструктора» - Скотти Боумена, лучшего тренера НХЛ. Они начинают поиск игроков и приходят к мысли об укреплении команды «русскими игроками». На протяжении многих лет Девеллано и Боумен то оживляют игру «Детройта», то терпят неудачи, но хозяин не спешит заменять их, так как разделяет их концепции и проявляет терпение ради конечной задачи.
Создатели фильма не акцентируют, но дают почувствовать проблемы Детройта конца 1980-х, где начинался трагический кризис автомобильной столицы США, росла безработица: для простых обитателей города победы любимой хоккейной команды были важнейшей моральной компенсацией за их трудную жизнь. Столь же точными штрихами обрисована обстановка в разваливавшемся СССР. Лучшие советские хоккеисты играли в ЦСКА, были офицерами. Во время заграничных поездок по пятам за ними следовали топтуны КГБ. Кого-то из намеченных русских легионеров американские эмиссары пытались прельстить сказочными гонорарами и перспективами в лучшей хоккейной лиге мира, ради кого-то они попросту... подкупили военных врачей, которые поставили хоккеисту «трагический» диагноз и рекомендовали лечиться в Америке!
Так в Детройте оказываются защитники Вячеслав Фетисов, Владимир Константинов и нападающие Сергей Федоров, Вячеслав Козлов, Игорь Ларионов. Но путь этой великолепной пятерки к высшей цели - Кубку Стэнли не был усыпан розами, как в большинстве спортивных фильмов. Советские хоккеисты и их канадско-американские коллеги представляют разные миры, разные менталитеты. В фильме Джошуа Рилла нет прямолинейного противопоставления двух систем (в отличие от большевистской кичливости советских «идейных» картин и выпячивания «духовных скреп» в современном российском кино). Здесь всему веришь прежде всего благодаря искренности главных героев. Да, да, хотя фильм документальный, роли героев исполняют говорящие с экрана русские хоккеисты, генеральный менеджер «Детройта» Девеллано, суперзвезда НХЛ Уэйн Грецки, играющий себя Джефф Дэниэлс – известный актер и фанатичный болельщик «Ред Уингз».
Американцы признаются, что всегда представляли русских как плохих парней, стремящихся уничтожить их страну. Бесхитростный рассказ «русской пятерки» посвящен сложностям вживания в новую реальность. Они не скрывают, что старожилы «Детройта» поначалу относились к ним, мягко говоря, холодновато, видя в них угрозу своему благополучию, своим семьям. Возможно, поэтому русские, европейские и канадские звезды не сразу стали единой командой и понадобились терпение, мудрость Илича, Девеллано, Боумэна, понимавших, что
потребуется время для вызревания нового сплава.
В спортивном отношении наиболее интересна сюжетная линия, прослеживающая медленное и непростое сближение двух хоккейных концепций. Они отражали суть двух систем: одна – рациональная, всё подчиняющая качеству выпускаемой продукции, другая – «затратная», осложняющая любую работу администрированием и пустословием.
Канадский хоккей был проще, жестче и эффективней советского. Канадцы бросали шайбу вперед и устремлялись за ней, видя перед собой только ворота противника. Советские хоккеисты элегантно играли в пас, часто отдавали шайбу назад и закручивали карусель по всей площадке. Русская пятерка сразу стала в «Детройте» самой результативней. Команда быстро поднималась всё выше в розыгрышах Кубка Стэнли. Но... в решающих играх терпела неудачи. Тут следует вспомнить легендарную суперсерию 1972 года. Советская сборная, впервые встретившись в Америке с профессионалами, поразила знатоков красивой комбинационной игрой и выиграла первую половину серии. Но профессионалы воспитаны на суровом правиле: игра завершается только с финальной сиреной. Канадцы, прибыв в СССР, умело разрушали комбинации советских виртуозов и в итоге выиграли серию.
Точно так же в Кубках Стэнли против «Детройта» начали играть жестче, порой даже жестоко – в итоге команда не могла добыть главный трофей. Опять в коллективе появились трещины: местные игроки возлагали на русских ответственность за нежелание играть в силовой хоккей.
Сюжет о драках в НХЛ – эмоциональная кульминация фильма. Здесь совершенно естественно рассказывается о том, что накал борьбы в хоккее вызывает ожесточение, выплескивающееся в драки, за которые игроков удаляют, но которые запретить невозможно. Это истинно профессиональный подход, противоречащий советскому лицемерию. В советском спорте нередко калечили игроков, особенно в игровых видах. Но при этом внедрялся культ «комбинационной борьбы». (Даже в боксе поощрялась «игровая манера», которую высмеял Высоцкий в «Песенке о сентиментальном боксере»). Жесткую, атлетичную игру западных команд советские газеты называли грубой, хулиганской. Техничными силовыми приемами советские хоккеисты владели слабовато, не всегда проявляли они и бойцовские качества (откуда им было взяться, если лучших игроков страны загоняли в одну команду, не имевшую соперников). Когда тарасовский ЦСКА столкнулся в Америке с агрессивными ребятами из «Филадельфии флайерс» и начал безнадежно проигрывать, самый грозный советский тренер увел питомцев с площадки, прекратив матч. Это вызвало презрительный смех и свист местной публики.
Русской пятерке «Детройта» было непросто перестроиться. «Я никогда в жизни ни с кем не дрался», - наивно признается в фильме Игорь Ларионов. Но как раз с его стычки с игроком «Каролины» началась одна из исторических драк в НХЛ. В 1996 году именно «Каролина» остановила «Детройт» в плей-офф. Ее лидер Клод Лемье был великим хоккеистом, но любил грязные удары исподтишка. Он так впечатал в борт игрока «Детройта» Криса Дрейпера, что из-за многочисленных повреждений лица тому пришлось делать пластическую операцию. «Детройт» отыгрался через год. Тут надо понять, что даже в драках у канадских хоккеистов существует своя профессиональная этика! «Бить сзади подло, - объясняет Даррен Маккарти из «Детройта», лучший друг русской пятерки. – Если хочешь драться, смотри в глаза и бей в морду». Опять же – «Детройт» мог затеять «матч-реванш» во время игры с «Каролиной» в гостях в 1997 году. Но сезон только начинался, а гладиаторская этика требовала полной реабилитации перед болельщиками на своей площадке! В Детройте команда была готова к настоящему сражению. «Когда я увидел, что Ларионов, настоящий джентльмен, дерется с Форсбергом, я не поверил своим глазам и... бросился к Лемье», - вспоминает Маккарти. Хотя Лемье был крупней и сильней, Маккарти поволок его к борту и сбил с ног. Лемье был небезупречным человеком но настоящим профессионалом. Впоследствии он признавал: «Да... Меня никогда так не вырубали!» (Вряд ли надо говорить, что кадры этой чудовищной драки вызвали одобрительный гул и бурные аплодисменты в зале тель-авивского музея). Побоище закончилось в пользу «Детройта» - и по полученным штрафным минутам, и по заключительному счету. В финальной серии «Ред Уингз» выиграли всухую у забияк из «Филадельфии», устрашенных расправой с «Каролиной».
Завоевание после 42-летнего перерыва (!) Кубка
Стэнли стало незабываемым праздником для всего Детройта. Увы, не по замыслу
сценаристов, в фильме срабатывает закон контраста, который иногда напоминает о
себе и в реальной жизни. Отмечая великую победу, игроки «Детройта» решили один
день провести в гольф-клубе. После физической нагрузки и пива никто не сел за
руль – домой всех развозили заказанные лимузины (это тоже характеризует
профессионалов – в Союзе известные спортсмены нередко погибали, управляя своими
машинами в подпитии). Но водитель, который вез Фетисова, Константинова и
массажиста команды Сергея Мнацаканова, видимо, заснул и попал в аварию. Фетисов
оправился от травмы, двое его товарищей пострадали гораздо серьезней.
Константинов оказался прикованным к инвалидной коляске. У больницы был разбит
палаточный городок, каждый житель Детройта воспринимал случившееся как личную
трагедию.
Через год «Детройт» играл в НХЛ с четырьмя русскими хоккеистами. Но опять завоевал Кубок Стэнли и посвятил свою победу Владимиру Константинову – Владди, как его звал весь город.
Вот такой фильм показали на днях в Тель-Авивском музее искусств. Несмотря на «узкую» тему и документальную конкретику, это великолепное кино, волнующее, захватывающее и заставляющее думать. «Русская пятерка» уже отмечена призами нескольких фестивалей и претендует на «Оскара» в номинации документалистики.
После просмотра была беседа зрителей с создателями фильма, а также с приехавшими в Израиль Фетисовым и Маккарти.
Меня очень впечатлил Фетисов. Лучший защитник в истории советского хоккея не отличается богатырским сложением, но импонирует интеллектом! Слушая его быстрые, умные, полные юмора ответы, я вспомнил слова знаменитого бегуна, олимпийского чемпиона Питера Снелла: «Главное, что дал мне спорт, – это уверенность в себе. Теперь эту уверенность я могу применить в других областях жизни». Фетисов после всех своих побед вернулся в Россию, был депутатом Госдумы, сенатором, возглавлял спортивное ведомство страны. Сегодня он занимается огромной общественной работой международного масштаба, включая экологию.
«Когда нас уговаривали переехать в США, нам напрасно показывали сумки, набитые купюрами, - сказал Фетисов. – Мы ехали за свободой, за возможностью распоряжаться своей судьбой. Ведь, играя за сборную СССР, мы 11 месяцев в году были заперты на тренировочных базах. Нас «стимулировали» запретами, угрозами: если не победите, ты не получишь холодильник, новую машину, не позволят сменить двухкомнатную квартиру на трехкомнатную.... Даже, когда мы получали разрешения на отъезд, Система пыталась распоряжаться нами.
- В Америке будете много зарабатывать, - сказал мне важный чиновник. – Тысячу долларов сможете оставлять себе, остальное надо будет сдавать в посольство.
- А почему именно такая сумма? – поинтересовался я.
- Потому что у советского посла такая зарплата, - последовал ответ.
- Ну, так пусть посол и играет в хоккей, - сказал я».
Эти ребята не просто прожили в Америке вторую жизнь. Они должны были многое менять, даже ломать в себе, чтобы стать подлинно свободными людьми и реализовать себя. Фетисов, человек очень простой, естественный, сказал без рисовки и лести, что показанный фильм должны оценить в Израиле, потому что в этой стране знают, что такое – борьба, учеба, преодоление.
Через год «Детройт» играл в НХЛ с четырьмя русскими хоккеистами. Но опять завоевал Кубок Стэнли и посвятил свою победу Владимиру Константинову – Владди, как его звал весь город.
Вот такой фильм показали на днях в Тель-Авивском музее искусств. Несмотря на «узкую» тему и документальную конкретику, это великолепное кино, волнующее, захватывающее и заставляющее думать. «Русская пятерка» уже отмечена призами нескольких фестивалей и претендует на «Оскара» в номинации документалистики.
После просмотра была беседа зрителей с создателями фильма, а также с приехавшими в Израиль Фетисовым и Маккарти.
Меня очень впечатлил Фетисов. Лучший защитник в истории советского хоккея не отличается богатырским сложением, но импонирует интеллектом! Слушая его быстрые, умные, полные юмора ответы, я вспомнил слова знаменитого бегуна, олимпийского чемпиона Питера Снелла: «Главное, что дал мне спорт, – это уверенность в себе. Теперь эту уверенность я могу применить в других областях жизни». Фетисов после всех своих побед вернулся в Россию, был депутатом Госдумы, сенатором, возглавлял спортивное ведомство страны. Сегодня он занимается огромной общественной работой международного масштаба, включая экологию.
«Когда нас уговаривали переехать в США, нам напрасно показывали сумки, набитые купюрами, - сказал Фетисов. – Мы ехали за свободой, за возможностью распоряжаться своей судьбой. Ведь, играя за сборную СССР, мы 11 месяцев в году были заперты на тренировочных базах. Нас «стимулировали» запретами, угрозами: если не победите, ты не получишь холодильник, новую машину, не позволят сменить двухкомнатную квартиру на трехкомнатную.... Даже, когда мы получали разрешения на отъезд, Система пыталась распоряжаться нами.
- В Америке будете много зарабатывать, - сказал мне важный чиновник. – Тысячу долларов сможете оставлять себе, остальное надо будет сдавать в посольство.
- А почему именно такая сумма? – поинтересовался я.
- Потому что у советского посла такая зарплата, - последовал ответ.
- Ну, так пусть посол и играет в хоккей, - сказал я».
Эти ребята не просто прожили в Америке вторую жизнь. Они должны были многое менять, даже ломать в себе, чтобы стать подлинно свободными людьми и реализовать себя. Фетисов, человек очень простой, естественный, сказал без рисовки и лести, что показанный фильм должны оценить в Израиле, потому что в этой стране знают, что такое – борьба, учеба, преодоление.
Комментариев нет :
Отправить комментарий