воскресенье, 29 декабря 2019 г.

Главная победа: честь Ликуда спасена!

В Ликуде облегченно перевели дух. На выборах председателя Ликуда Нетаниягу одержал уверенную победу! Уверенную ли? «Газета Биби» вела агрессивную кампанию против Гидона Саара. «Левые СМИ», якобы поддерживавшие Саара, убеждали избирателей -  в том числе ликудовских – что у него нет шансов. Неужели получение Сааром после всего этого более четверти голосов членов Ликуда – это сокрушительное поражение? Есть другое мнение - Саар добился на праймериз большего, чем Нетаниягу: покусившись на создаваемый в Ликуде культ вождя, он спас честь партии.

 


Результаты праймериз в Ликуде: Биньямин Нетаниягу получил 72,5% голосов, Гидон Саар – 27,5%. Явка членов Ликуда на внутрипартийных выборах составила менее 49%.

Официальные сообщения Ликуда о победе Нетаниягу напоминают фронтовые сводки: мы победили врага! (товарища по партии...). Триумфатор, устало улыбаясь, рассказывает товарищам по партии, как много пришлось работать для победы, которую он со свойственной ему скромностью назвал «грандиозной».

Сказать по правде, меня поразило достижение Саара! Я был уверен, что он получит максимум 10% голосов. Ведь его попытка бороться с Нетаниягу за лидерство в Ликуде казалась безнадежной по всем статьям.

Нетаниягу - не просто глава партии, но премьер-министр. Саар сейчас не занимает в партии никаких постов. Больше того, он на время отошел от большой политики и вернулся в Ликуд совсем недавно. За время его отсутствия ситуация в партии еще больше изменилась в пользу Нетаниягу.

Работающая на премьер-министра пропаганда партии представляет Ликуд, возглавляемый Нетаниягу, как главный оплот сионизма и патриотизма в еврейском государстве. Правым партиям настоятельно рекомендуется на выборах в кнессет не путаться под ногами у Ликуда, чтобы не «распылять» голоса национального лагеря. Собственно, Нетаниягу сейчас называет правой партией только Ликуд: остальные – это или «мелкие правые», или «левые капитулянты». Возможная победа на выборах Кахоль-Лаван изображается как немедленный союз этой партии с арабским списком и, соответственно, террористами. По этой же «методике» оценивается поведение членов фракции Ликуда. Все, кто подозревается в нелояльности лидеру, считаются агентами левых. Именно так аттестовал Нетаниягу Гидона Саара, который всегда считался более правым, чем он, и к тому же при голосовании по избирательному списку дважды опережал всех ведущих деятелей Ликуда.

В общем, если называть вещи своими именами, то в Ликуде укрепился культ Нетаниягу. С ним не положено полемизировать, его нельзя критиковать. Если еще недавно за пост председателя партии демократически боролись и Давид Леви, и Моше Аренс, и Сильван Шалом, и Меир Шитрит, то сегодня чье-то намерение  соперничать с лидером Ликуда рассматривается как нелояльность, интриганство.

Нетаниягу всегда ревниво относился ко всем, кто мало-мальски угрожал его лидерству в Ликуде. Саар не случайно на время покинул партию. Он постоянно ощущал неприязнь к нему босса. Она выражалась и в том, что второй человек в иерархии партии не получал самых важных министерских постов, и в том, что министерства, достававшиеся ему, финансировались не слишком щедро (в бытность министром образования всегда корректный Саар однажды прямо заявил, что при таком урезании средств не сможет продолжать работу в этом ведомстве).  

Пока Саар отсутствовал, Нетаниягу с напряжением ожидал его дальнейших действий. Как только тот вернулся, Нетаниягу громогласно заявил, что Саар вместе с прездентом Ривлиным замыслили путч и, если после выборов никто не сможет сформировать правительство, Ривлин поручит это Саару. Хотя за последний год уже два раза раза ни одна партия не могла создать правящую коалицию, мрачные пророчества Нетаниягу не сбылись. Тем не менее он не счел нужным извиниться перед Ривлиным и Сааром за клевету. Культ личности в том и состоит, что обожествляемый вождь всегда прав и не может опуститься до извинений перед кем-то.    

Когда провалилась вторая попытка создания правительства Ликудом, Саар настоял на проведении выборов лидера партии. Это было нормальное демократическое требование: прежде в Ликуде периодически проводились выборы председателя, особенно после поражений партии на выборах в кнессет – как в 1992 году при Шамире и в 1999-м при Нетаниягу. Были праймериз и в 2005-м после создания Шароном Кадимы. Но выдвижение Сааром своей кандидатуры было воспринято Нетаниягу и поддерживающей его фракцией Ликуда как подтверждение всех худших подозрений. Нетаниягу публично высказывался о Сааре не как о товарище по партии, сопернике на демократических выборах в Ликуде, а как о замаскированном враге.

Против Саара выступила не только вся фракция Ликуда кроме нескольких второстепенных фигур, но и «тяжелая артиллерия» - «газета Биби». Трудно сказать, оговорил ли заранее престарелый американский миллиардер, подаривший Нетаниягу бесплатную газету для противостояния ангажированным израильским СМИ, ее цели и методы работы. Тем не менее Биби опять использовал это мощное пропагандистское средство для борьбы с более правыми чем он политическими соперниками: раньше это были Беннет, Шакед, Фейглин, теперь – ликудник Саар. До праймериз в Ликуде «Исраэль ха-йом» публиковал многочисленные статьи с критикой Саара и карикатуры на него.        

Некоторые поклонники Нетаниягу осуждали Саара: мол, недостойно навязывать политическую борьбу лидеру своей партии в трудную для него минуту, когда он подвергается травле. Но имеет ли место травля или ведется обоснованное расследование, может выясниться только в суде. Нетаниягу же очень не хочет суда и намерен затянуть рассмотрение своих дел на долгие годы. Так что же - из-за этого в Ликуде еще десять лет нельзя проводить внутренние выборы? 


Уже после победы Нетаниягу на праймериз аналитики «Исраэль ха-йом» поспешили отметить, что вдохновитель их газеты получил безоговорочную поддержку периферии, а Саар – Северного Тель-Авива, то есть за Биби стоит народ, а ликудовский раскольник почему-то симпатичен оплоту левых... Тем не менее и в Ришон ле-Ционе Саар получил всего лишь вдвое меньше голосов, чем Нетаниягу. Если считать «народом» массу, которую устраивает культ вождя, а не жителей главных культурных центров, то «Исраэль ха-йом» совершенно прав! Этот "народ" кричал Саару, явившемуся на празднование Хануки в Ликуде: "Предатель! Убирайся домой". Печально, что существует одичавший до такой степени еврейский плебс, который готов растерзать даже представителя "своей" партии, осмелившегося соперничать с его кумиром (эти крикуны могут быть и правыми, и левыми, и ультраортодоксальными). . Но еще печальней то, что кто-то выращивает  этот плебс и заряжает его мозги ненавистью к нужным "объектам". Впрочем, это отдельная тема.  

Вне всякого сомнения, с Нетаниягу сегодня не может конкурировать ни Саар, ни любой другой деятель Ликуда. Но должно ли это радовать лидера партии, заботящегося о ее будущем? Главе Ликуда стоило бы задуматься о том, что меньше половины членов Ликуда участвовали в праймериз. Увы, сам Нетаниягу сделал всё, чтобы рядом с ним не появлялись достойные потенциальные наследники. Партию покинули, не выдержав его давления,  Фейглин, Бени Бегин, на время отошел от дел Саар. Чтобы расти, политик должен занимать все более серьезные посты. Но Нетаниягу не продвигал ни прекрасного организатора Каца, ни энергичного Эрдана, ни спикера кнессета Эдельштейна, ни интеллектуала Элькина.

Худшее, что сделал Нетаниягу, - он внушил значительной части общества, что национальный лидер должен сидеть в своем кресле до самой смерти, а препятствуют этому исключительно враги Израиля! Чем же мы отличаемся от тоталитарных режимов? Понятия о демократии с ужасающей скоростью выветриваются из голов израильтян – об этом свидетельствуют подростковые «аргументы» обожателей Биби в пользу его незаменимости: «Он такой талантливый! Кто из наших политиков умеет так красиво вступать! Он так много сделал для страны!»  

Черчилль немало сделал для своей страны, он помог ей отразить агрессию нацистской Германии и стал одним из руководителей антигитлеровской коалиции. Оратор он был несравненный, да еще и лауреат Нобелевской премии по литературе! Тем не менее на первых же выборах после Второй мировой войны англичане переизбрали его. Тэтчер преобразила Великобританию, но на пике карьеры ее в собственной партии заменили на менее заслуженного соперника. Такова суть демократии: чем более крупные политики руководят страной, тем важнее сохранить соперничество во власти, преемственность, чтобы после их ухода страна не впала в прострацию.

Как ни странно, мне вспомнился... первый съезд народных депутатов периода «перестройки» в СССР. Впервые встал вопрос о политической реформе, о демократических выборах президента. Однако, по советской инерции, депутаты твердили: «Конечно, в принципе нельзя голосовать за одну кандидатуру, но ведь на сегодняшний день Горбачеву нет альтернативы». И тогда встал и предложил свою кандидатуру никому неизвестный молоденький депутат с декабристской фамилией Оболенский. Он сказал, что понимает – у него нет шансов против Горбачева, но он хочет помочь рождающейся демократии.

Результат Гидона Саара на праймериз в Ликуде нельзя назвать провальным. Он в одиночку боролся против популярного партийного лидера и его мощной пропагандистской машины. Как сложится дальше карьера Саара, трудно сказать. После уверенного возвращения на политическую арену каждый его шаг будут отслеживать все, кто рассчитывает стать наследником Нетаниягу. Но Саар уже одержал важнейшую победу для Ликуда: он спас его честь, он напомнил, что это демократическая партия. Саар показал, что не все в Ликуде забыли о правилах приличного поведения в политике. После поражения на праймериз он не заказывал сатирических статей о сопернике, а поздравил победителя и заверил, что на выборах в кнессет поддержит партийный список, возглавляемый Нетаниягу.

Напоследок признаюсь: я никогда не был «болельщиком» Саара. Встречался с ним в качестве журналиста, и меня в его взглядах многое не устраивает. Его личную жизнь я, в отличие от некоторых взбесившихся блюстителей идеологической чистоты, не обсуждаю. По моему убеждению, перед тем как поцеловать женщину не надо спрашивать у нее партбилет. Что бы сегодня ни писал о Гидоне Сааре «Исраэль ха-йом», когда-нибудь в истории Ликуда ему будет посвящена похвальная страница.       

5 комментариев :

  1. Я думаю, что кто хотел Саара и не хотел Биби, пошел голосовать несмотря на климат, а кто был уверен, что Биби победит, не пошел голосовать из-за плохой погоды.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересное словоблудие, если Натанияhу что то сказал, то он "создал атмосферу" или это "демагогия", "личные заслуги" - их нет! но почему почти 2 млн граждан хотят его в качестве главы правительства, а остальные "давка" за это его ненавидят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Молодой человек! Если вы цитируете меня, то приводите выдержки из моего текста, а не занимайтесь враньем. Если берете в кавычки свои собственные фантазии, то в скобках называйте свое имя. За хамство и подтасовки можно и ответить!

      Удалить
  3. "Нет ничего, что израильские левые желали бы больше, чем отстранение Биньямина Нетаниягу с поста премьер-министра. В их глазах он символизирует все плохое: провал "мирного процесса", пробки на дорогах, холод зимой и жару летом. Так много лет у власти превратили его в самого ненавистного для израильской оппозиции, бродящей по политической пустыне, будучи жаждущей воды и усталой; его имя стало ругательством в кругах бывшей верхушки, с воспаленными глазами глядящей на правых под его руководством у власти, побеждающих раз за разом на выборах. Разве что Либерман решает запутать всех. " http://maof.rjews.net/actual/10-2009-07-22-07-05-36/31417-sleduyushchij-v-ocheredi-pozhalujsta

    ОтветитьУдалить
  4. Eugene! Большая просьба: писать комментарии к статье, а не к ситуации в израильской политике.
    Учитесь читать! Я пишу и о достоинствах Биби, и о том, что он сейчас вне конкуренции, но тема статьи: исчезновение внутренней демократии в Ликуде.
    Если собираетесь петь славословия Биби, то буду стирать. Это не по теме и здесь не пропагандистский штаб Ликуда.

    ОтветитьУдалить