четверг, 2 июня 2016 г.

Кто кому задолжал?

В кнессете отмечалось 25-летие театра «Гешер». Конечно, вспомнили об этом в основном «русские» депутаты. Именно они развесили уши, когда руководство театра начало жаловаться на огромные долги «Гешера». Финансовые трудности изображаются как равнодушие израильского истеблишмента к «русскому» театру. Но то, что Евгений Арье за 25 лет не освоил иврит, - не повод считать «Гешер» русским театром! «Гешер» не оправдал своего названия, он давно забыл, кому обязан своим возникновением, он не помогает интегрироваться театральной алие и заботится исключительно о собственном бюджете.

Как сообщила на праздничном заседании парламентской комиссии по алие и абсорбции Лена Крейдлина, генеральный директор «Гешера», долги театра составляют около 5,5 миллионов шекелей. Этот факт вызвал сочувствие у некоторых депутатов. Цитирую «Курсор»: «Крейдлину поддержала депутат от партии Кулану Тали Плосков, которая считает, что финансовые проблемы театра – гордости русскоязычных репатриантов - являются результатом неправильной системы распределения бюджета учреждений культуры. Председатель парламентской комиссии по алие и абсорбции Авраам Нгосо (Ликуд), подводя итоги торжественного мероприятия, сказал, что он намерен созвать специальное заседание комиссии по проблемам театра «Гешер» и пригласить на него министров абсорбции и культуры».

Эти высказывания показывают, как дремучи в вопросах культуры израильские политики, в том числе занимающиеся вопросами интеграции алии! А уж наши «русские» партии никогда не выражали желания руководить сферами образования или культуры – они, вообще, как черт от ладана, шарахались от любых министерств социального профиля.

Если уж «Гешер» опять начинает побираться, надо вспомнить его историю. В самом начале 1990-х русскоязычная пресса много писала о неустроенности прекрасных актеров, прибывших из бывшего СССР. Начитавшись таких статей, ведущие «русские» деятели того периода сумели убедить правительственные круги в необходимости создать театр алии. Его нарекли «Гешер»: подразумевалось, что он будет мостом между двумя культурами. Художественным руководителем стал режиссер Евгений Арье, приглашенный в Израиль из Нью-Йорка. Материальную базу театра создавал великолепный администратор Слава Мальцев. 

Театр сразу приобрел высокую репутацию у израильтян. Естественно, больше всего обрадовались его появлению новые репатрианты. Спектакли «Гешера» действительно внесли свежую струю в израильскую театральную жизнь. Каждый год «Гешер» получал много престижных призов.

... Прошло несколько лет. Оказалось, что к набранной им труппе Арье не добавляет новых «русских» имен. А некоторые имена исчезали! Не нашлось места в «Гешере» талантливой Елене Яраловой, блестящему Андрею Кашкеру, которых охотно взял на первые роли... «Идишпиль», и многим другим ярким фигурам. Тем более не считал нужным Арье приглашать режиссеров-репатриантов для постановки хоть одного спектакля. Дело не в том, что «Гешер» полностью перешел на иврит. На иврите играли и многочисленные маленькие «русские» театры. Но из-за некомпетентности «русских» политиков в вопросах культуры израильский истеблишмент привык считать, что русский театр – это исключительно «Гешер». Он получал миллионные бюджеты (миллион шекелей в год уходил только на оклады художественного руководителя и генерального директора). В то же время остальные «русские» коллективы прозябали в нищете, многие из-за этого закрывались.

Арье мог бы перефразировать французского короля: «Гешер» - это я!» Он давно забыл, кому обязан существованием театра. Все его выступления – это «Я! Я! Я!» Не дай Бог, кто-то из "русских" критиков - не отругает - недостаточно пылко похвалит очередную премьеру! Его больше не будут приглашать в "Гешер". С "настоящими" израильскими журналистами "Гешер" такого себе не позволяет.
 

В своих интервью Арье всегда отмечает духовность «Гешера», противостоящую коммерческому духу израильских театров. Помню, один журналист попросил назвать израильские спектакли, которые он видел, но Арье не припомнил ни одного!..

Коммерция – неотъемлемая часть театрального дела. О ней думали и Станиславский с Немировичем-Данченко. Актеры израильских театров вкалывают как проклятые. Они каждый вечер выступают или на своей сцене, или на выезде. Иначе театры не выживут.

«Гешер» считает себя театральным бутиком, который не должен так надрываться. Здесь не умеют считать деньги. Часто сооружают безумно дорогие декорации. Но вправду ли «Гешер» настолько выше израильских театров, как кажется Евгению Арье?

Без сомнения, в «Гешере» бывают немалые творческие удачи. Но много и проходных спектаклей. Наступило время, когда на ежегодной раздаче театральных призов «Гешеру» почти ничего не доставалось. Арье быстро «решил» эту проблему: сочтя отсутствие наград дискриминацией, он отказался от участия «Гешера» в театральном конкурсе!

Самое скверное – это то, что название «Гешер» давно ничего не выражает. Мост между культурами не построили. В «Микро» режиссер Ирина Горелик помогла найти себя талантливым актерам-репатриантам и воспитывала из совсем юных ребят настоящих профессионалов. Таким же путем шли театры "Маленький", ZERO, La Panim. Арье – отнюдь не игнорируя коммерцию! - предпочитал пополнять «Гешер» израильскими звездами вроде пошловатой Ханы Ласло и невыразительного Моше Ивги. Он ищет "понимания" у самой невзыскательной израильской публики обязательными сценами с раздеванием и прочей клубничкой – такая «духовность»...

Репатрианты по-прежнему предпочитают «Гешер» другим израильским театрам, потому что он предлагает синхронный русский перевод. Но ни по репертуару, ни по эстетике, ни по составу труппы это уже давно не русский театр и не мост между культурами.

Я бы посоветовал «русским» политикам не спешить повышать свой рейтинг, выдвигая популистские требования о покрытии долгов «Гешера», а для начала ознакомиться с ситуацией во всех «русских» театрах и вообще в израильской "русской" культуре. «Гешер» хочет конкурировать с ведущими израильскими театрами, не работая, как они, и не заботясь о грамотном менеджменте. Не так давно назад «Гешер» уже находился на грани разорения, но получил щедрые финансовые вливания. За несколько лет он "накопил" еще большие долги! Нельзя считать себя лучше всех и вечно ходить в нахлебниках.

Жаль, что из министерства абсорбции ушел Зеэв Элькин. Я часто встречаю его на спектаклях. Он интеллигентен и хорошо разбирается в театре. Боюсь, что возвращающееся на ниву абсорбции прежнее руководство с его наработанными стереотипами, непрекращающимся хвастовством восстановит глупый и вредный культ «единственного русского театра»...

Комментариев нет :

Отправить комментарий