Театр «ZERO» поставил спектакль по рассказам Чехова. Он еще
раз подтвердил, что у него не бывает проходных постановок, что за обращением к
серьезной литературе всегда стоят серьезные причины.
«Забавные опыты
любви» - назвали свой спектакль по расcказам Чехова его постановщики Олег
Родовильский и Марина Белявцева. Так могло бы звучать более легковесное и
фривольное зрелище. Но, во-первых, театр «ZERO» обратился к трем рассказам, которые действительно рассказывают о любви:
«Супруга», «Следователь», «Враги». А, во-вторых, грустная ирония пронизывает
все творчество Чехова, позволяя ему превращать фарс в драму, а драму в фарс.
На сцене – именно
опыты: попытки разобрать тайные душевные механизмы той страсти, которая кого-то
превращает в поэта, кого-то – в мученика, кого-то - в пошляка. Тем не менее
режиссура не сводится к назидательному и ныне принятому в чеховских постановках
нудно-тягучему зачитыванию текста в расчете на его «самоигральность». Сюжет
каждой истории разворачивается стремительно, театральная форма, как всегда в
театре «ZERO», отличается оригинальностью и яркостью
(сценография – Олег Родовильский и Марина Белявцева, костюмы – Леа Шац, дизайн
света – Михаил Чернявский и Инна Малкин). Тут и «голос автора», и драматические
диалоги, и пантомима, и хореография.
Главное в
спектакле – резкий, убийственный контраст между романтическим идеалом и
беспросветно-грубой реальностью. Преуспевающий врач, женившийся по любви,
открывает в своем кумире подлость и лживость, но не решается вырваться из этого
духовного болота. Следователь, привыкший на службе руководствоваться логикой,
неспособен понять, почему его «маленькая» измена привела к огромной семейной трагедии.
Доктор, потерявший собственного ребенка, может показаться нравственно выше
вызвавшего его в такой момент помещика, который напуган мнимой болезнью супруги. Но
их уравнивает то, что обоих несчастье делает тупыми и черствыми.
Сегодня – в духе
прискорбных изменений в русской культуре – иногда высказывается «смелое» мнение,
что у Чехова нет никакой поэзии, что он презирал своих героев и всю
провинциальную дикость (на этой «концепции» построены показанные в Израиле карикатурные
спектакли Андрея Кончаловского). Такой взгляд превращает Чехова в плоского,
неинтересного писателя, которого непонятно почему называли Пушкиным в прозе.
В спектакле
Родовильского и Белявцевой есть заостренность гротеска (его любил и автор), но
сложность композиции отражает сложность смыслового и эмоционального наполнения.
Как в музыкальном произведении, заданная в названии тема выдерживается до
финала. Все забавно и совсем не забавно. И чеховская поэзия никуда не исчезает.
Возвышенный идеал воплощен в... музыке! Замечательная режиссерская находка: в
спектакле звучат песни великих немецких композиторов-романтиков в исполнении
Ирины Евдокимовой из московского театра «Артгнездо».
«Забавные опыты
любви» играют всего три актера, которых тяжесть задачи заставляет проявлять
весь диапазон выразительных средств. Мастерство Олега Родовильского и Марины
Белявцевой известно. На уровне установленной «планки» - и Борис Шиф. Это одна
из его лучших работ в Израиле.
А театр «ZERO» еще раз подтвердил, что обращается только к
серьезной литературе и ее глубокую интерпретацию сочетает с оригинальной
формой.
Комментариев нет :
Отправить комментарий