суббота, 29 марта 2014 г.

Сказать о важном на языке театра

Удивительно: «большой алие» уже четверть века, а она создает все новые театральные коллективы. Эти труппы не всегда играют по-русски, но рождены культурой, менталитетом выходцев из бывшего СССР.



Посмотрел в «Цавте» спектакль «Коллекционеры одиночества». Пьесу написал актер и режиссер Ариэль Крыжопольский, создавший театр «La Panim».

Меня порадовало уже то, что все герои пьесы – «русские». Поразительно, но ни алия 1970-х, ни алия 1990-х не вызвали творческого интереса у израильских мастеров пера. Если израильские драматурги в своих пьесах выводят «русских», то это либо легкомысленная красотка-разлучница, либо алкаш. Не намного глубже постигают жизнь своих братьев по алие выходцы из бывшего СССР. Они спешат настрочить пошловатые комедии, которые доставят израильскому обывателю приятное чувство собственного превосходства, но способны обеспечить кассовый сбор и в «русской» аудитории. Не отличаются по стилистике сценарии «русских» сериалов.

Театр «La Panim» заявляет: «Мы убеждены в том, что театр способен показывать реальную жизнь и изменять ее». Что ж, дебют Ариэля Крыжопольского и его единомышленников соответствует этой декларации.

«Коллекционеры одиночества» - это юные репатрианты, о проблемах которых мало думают не только их учителя, но и родители. И это не сюжет для небольшого репортажа в газете. Перед нами живые, очень разные «русские» ребята – романтичный Максим (Ариэль Крыжопольский), мрачноватый Фил (Филипп Домаров), бестолково-порывистый Рома (Владислав Песахович), бравирующая напускным цинизмом Кристина (Крис-Крис). Они находят выход из одиночества в создании «боевой группы» для разборки с «кавказцами», обижающими Кристину.

По ходу спектакля нарастает драматическое напряжение: приближается время схватки, в которой, по «джентльменскому соглашению», каждая сторона выставляет по десять человек, а к «русским» никто не хочет присоединиться – струсить же и не прийти они не могут. Трагично не только то, что их мало, что драка чревата самыми опасными последствиями, но и то, что юные «кавказцы» - такие же дети и представляют ту же алию. Особенно печально то, что всем вокруг плевать на «детскую потасовку» и никто не предотвратит ее.

Еще раз отмечу: спектакль лишен прямолинейного публицистического пафоса, так как говорит на языке искусства. В первичном восприятии он берет за душу, но для прочтения требует определенной подготовки. Эстетический код «Коллекционеров одиночества» включает и меняющуюся по ходу действия цветовую гамму, и пантомиму, и музыку (оформление – Алексей Терлецкий, Ванане Бориан, музыка – Татьяна Шенкер). Спектакль «монтажен» по построению. Отдельные сцены вплетаются в воспоминания Максима, который возвращается к прошлому, уже повзрослев, находясь в армии и участвуя в сражениях за страну. Каждый зритель может сам свести поток ассоциаций в свои выводы. Общим для них будет, наверное, то, что в еврейском государстве появились отчужденность и жестокость, что такое состояние общества не соответствует задаче сплочения нации - единственного способа ее выживания во враждебном окружении.

Не могу придумать ничего менее банального, чем пожелать театру «La Panim» продолжать в том же духе. Среди многочисленных «русских» трупп некоторые состоят из «говорящих голов», стремящихся повеселить зрителя. Мало кому удается быть ТЕАТРОМ и при этом что-то СКАЗАТЬ.

Комментариев нет :

Отправить комментарий