воскресенье, 9 апреля 2017 г.

Удушающие объятия Трампа

Ракетный удар США по Сирии был одобрен правительством Нетаниягу, но эта акция никак не связана с израильско-палестинскими отношениями. Последние контакты между Иерусалимом и Вашингтоном, решение правительства Нетаниягу о сокращении строительства в поселениях, намерение Трампа провести в США региональную конференцию по ближневосточному урегулированию – всё это, мягко говоря, не соответствует тем радужным надеждам, которые национальный лагерь возлагал на нового американского президента.


От эйфории и иллюзий – к суровой реальности

Недавнее решение правительства о дальнейшей стратегии заселения территорий бодро интерпретировалось Ликудом как новый этап его поселенческой политики. Но на самом деле то, что происходит, гораздо больше похоже на осуществление мечты... Барака Обамы о прекращении строительства в поселениях и немедленном подписании израильско-палестинского мирного соглашения!

Когда министр обороны Либерман настойчиво предупреждал, что есть однозначные сигналы из Вашингтона, указывающие на неодобрительное отношение Трампа к строительству за «зеленой чертой», кое-кто считал это проявлением усилившегося «прагматизма» главы НДИ, который начал критиковать «крайности» поселенцев и старается улучшить свое реноме на Западе. Факты, свидетельствующие об удивительной эволюции Либермана, нельзя отрицать. Но в правящей коалиции его высказывания - это отнюдь не глас вопиющего в пустыне. Премьер-министр Израиля уже признал, что новый президент США считает расширение строительства в поселениях тормозом мирного процесса. В связи с этим правительство Нетаниягу, обсуждавшее жилищную политику в Иудее и Самарии, утвердило постановление о том, что границы существующих поселений расширяться не будут. Министры проголосовали только за создание нового маленького поселка для жителей разрушенной Амоны. Против этого - как и против строительства двух тысяч единиц жилья в поселениях - Трамп не возражал, так как эти решения были приняты до его инаугурации и он не вправе требовать их пересмотра.

В середине марта на Ближнем Востоке побывал спецпосланник американского президента Джейсон Гринблатт. Нельзя сказать, чтобы программа его визита сильно отличалась от целей аналогичных вояжей прежнего госсекретаря США Джона Керри, зачисленного нашими правыми в недруги Израиля. Гринблатт встретился и с Нетаниягу, и с Абу-Мазеном. Он сказал, что диалог с «президентом» ПА был плодотворным. До этого Трамп лично беседовал с Абу-Мазеном по телефону. Сообщение Рамаллы о том, что обсуждался вопрос о двух государствах для двух народов, ни в США, ни в Израиле никто не опровергал. Как сказал Трамп, у него нет сомнений в искренности стремления Абу-Мазена к миру.

На прошлой неделе состоялись встречи американского президента с египетским лидером Ас-Сиси и королем Иордании Абдаллой. Они отличались небывалой теплотой и декларациями о необходимости ускорения мирного процесса. Трамп информировал собеседников о своем намерении провести этим летом в США региональную конференцию по ближневосточному урегулированию.

Когда я прослеживаю эту цепочку событий, у меня возникает ощущение, что я чего-то не понимаю. Пугаясь своей неадекватности, пытаюсь восстановить картину с момента победы Дональда Трампа на президентских выборах. Среди израильских правых – а уж о «русских» СМИ и социальных сетях и говорить нечего – царила эйфория! Радость не знала границ: после третировавшего Израиль Обамы Америку возглавил друг еврейского государства – он не даст нас в обиду, он в корне изменит ближневосточную политику США, он перенесет американское посольство в Иерусалим, он откажется от реверансов перед арабским миром, он не будет бесцеремонно подталкивать нашего премьер-министра к подписанию соглашения с палестинцами и ругать его за строительство в поселениях!..

Уже тогда я пытался указать на то, что завышенные ожидания чреваты разочарованиями. Я никогда не участвовал в конкурсах оракулов и в данном случае руководствовался всего лишь элементарной логикой: Трампа избрали не председателем Всемирной лиги друзей Израиля, а президентом США, и уже поэтому он должен исходить прежде всего из интересов своей страны. Интерес сильнейшей мировой державы состоит в том, чтобы сохранять свои традиционные зоны влияния. Америка не может бросить вызов всему мусульманскому миру, заявив, что Израилю дозволяется всё, а его соседи должны при любых его действиях молчать и утираться. Но именно так представляли себе политику Трампа его восторженные израильские поклонники...

Поначалу Трамп не разочаровывал самых безудержных оптимистов. Он и новый посол США в ООН Никки Хейли заявили, что Израиль – друг их страны и они не допустят такого беспредела с антиизраильскими резолюциями, который практиковался в последние годы. Трамп говорил о переводе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, будто речь идет о пустяковом оргвопросе. Прибывший в Вашингтон израильский премьер-министр был обласкан, как ни один из его предшественников. Трамп сказал, что не собирается навязывать Израилю формулу «два государства для двух народов» и предоставляет партнерам по переговорам самим решать, на каких условиях они подпишут мирное соглашение. Израильские правые пришли в еще больший восторг, решив, что эта декларация означает индифферентное отношение нового президента США к самой идее создания палестинского государства. Они упорно не обращали внимания на постоянные высказывания Трампа о его желании примирить два народа – о чем он говорил и на встрече с Нетаниягу.

Администрация Трампа, конечно, будет защищать интересы Израиля на международной арене – в отличие от прежнего американского президента, начавшего предавать нас к концу своей каденции. Но вот в «подстегивании» мирного процесса Трамп проявляет даже больше прыти, чем Обама! Приятно, что мы опять можем рассчитывать на блокирование представителем США в ООН антиизраильских резолюций и отчетов. Но, будем откровенны, Израиль на эти нападки практически не реагировал. А вот вопрос об окончательных границах еврейского государства имеет для нас судьбоносное значение.

Наш правый лагерь кипел от возмущения, когда Обама не наложил вето на резолюцию, осуждавшую израильское строительство в поселениях. Я чувствую себя невоспитанным мальчиком из сказки Андерсена, но вынужден спросить: а, собственно, чем лучше заявления Трампа о том, что строительство в поселениях мешает достижению мира? Ведь уже много лет Нетаниягу красноречиво доказывает Западу, что мирный процесс остановился не из-за поселений, а из-за нежелания палестинских лидеров прекратить террор. Но ни Трамп, ни Гринблатт даже не пожурили Абу-Мазена за продолжающуюся интифаду ножей и автомобильных наездов – и в то же время американский президент всерьез собирается уже через несколько месяцев провести в своей стране конференцию по ближневосточному урегулированию. До сих пор такие форумы предлагали провести на своем поле только Россия и Франция. Их посулы Израиль игнорировал. Но как может Нетаниягу после нежностей на первой встрече с Трампом отклонить его сопровождаемое самой приветливой улыбкой приглашение на конференцию по окончательному размежеванию с палестинцами?

В следующем году - в Западном Иерусалиме?..

Сделаю свой вывод: Обама вел себя с Нетаниягу грубовато, пытался выкручивать ему руки, но никакого ущерба Израилю не нанес, а Трамп распинается о любви к еврейскому народу и еврейскому государству, но заключает нашего премьера в удушающие объятия, из которых тот высвободится только после подписания соглашения о двух государствах для двух народов. О палестинском государстве не хотели слышать Бегин и Шамир. Ничего не говорил на эту тему (как и о разрушении еврейских поселений) Рабин, которого после Осло правый лагерь обвинил в предательстве. И вот теперь американский президент, вызвавший страстную любовь нашего правого лагеря, «настоятельно просит» прекратить строительство в поселениях и договориться, наконец, с палестинцами о мире.

В общем, Трамп говорит израильскому правительству: если хотите, можете немножко строить на территориях – поиграйте в свои кубики, но очень скоро всё построенное придется разрушить, как это было в Ямите и Гуш-Катифе, потому что наступит мир и споры о границах Израиля навсегда прекратятся! То есть напрасно гибли тысячи израильтян в войнах с арабскими агрессорами, напрасно евреи мечтали, что хоть немного расширят свою крохотную территорию, напрасно надеялись, что их не запрут в «границах Освенцима».

Я бы сомневался в том, насколько правильно понимаю то, что происходит между США и Израилем, если бы мои опасения не подтвердил глава Еврейского дома Нафтали Беннет. Он заявил коллегам по правительству, что Израиль упускает исторический шанс, возникший благодаря появлению симпатизирующего нам американского президента. По мнению Беннета, премьер-министр должен был твердо и решительно сказать Трампу, что не может согласиться с появлением палестинского государства впритык к израильскому стратегическому шоссе номер шесть. Председатель Еврейского дома убежден, что последняя возможность расширить границы Израиля – это получить согласие Вашингтона на аннексию «зоны С». Беннет давно предлагает этот план, который позволяет минимализировать ущерб от Норвежских соглашений, поскольку в «зоне С» проживают 400 тысяч еврейских поселенцев и менее 100 тысяч палестинцев.

Можно спорить о плане Беннета, предлагать альтернативные варианты. Но комментарий, полученный из окружения Нетаниягу, шокирует! Как заявляют люди, определяющие позицию Ликуда, «Беннет – последний, кто мог бы критиковать правительство, так как он в качестве министра образования включил в школьные программы стихи Махмуда Дарвиша и утвердил на ответственной должности сотрудницу министерства с ультралевыми взглядами».

Еще в древнем Риме осуждался недобросовестный полемический прием ad hominem: переход на личность оппонента вместо опровержения его аргументации. Приведенное высказывание о Беннете прежде всего лживо! Уж он-то не одобряет изучения палестинского поэта, лютого врага Израиля, но, увы, школы имеют право по своему усмотрению определять 30% программы по литературе. Точно так же не Беннет создал систему защиты госчиновников, из-за которой даже министр не может уволить не устраивающего его подчиненого. Ликуд, пришедший к власти в 1977 году, не покушался на засилье левых в культуре и образовании. Он не ослабил власть Гистадрута, а конкретно Нетаниягу после давних схваток с Амиром Перецом во всем уступает профсоюзному спруту. В любом случае переход Ликуда на такие дразнилки показывает, что лидер партии не собирается обсуждать с коллегами по правительству - а тем более с обществом – проблему окончательных границ Израиля.

Еще более агрессивно и грубо (этот «стиль» идет от Либермана) реагирует на предложения Беннета Наш дом – Израиль. Главу НДИ личная конкуренция с этим политиком волнует гораздо больше, чем будущее еврейского государства. Пропаганда НДИ при упоминании Еврейского дома сразу срывается на брань. Достаточно почитать заказные статьи в «русских» СМИ – особенно в «Вестях». Беннета называют «анти-героем года». Появляется "опрос", демонстрирующий популярность министров среди "русских": Беннет - якобы 15-й из 21 - после Акуниса, Гамлиэль, Азулая (спросите репатриантов, какие посты они занимают...) и, конечно, Софы Ландвер (4-е место!!!).

«Представляете, до чего докатился Беннет? – угодливо хихикает кто-то из тружеников партийного пиара. – Он возражает против создания палестинского государства!» Да, Беннет всегда возражал против этого. Если кто-то до чего-то докатился, то это наш национальный лагерь, включая политика, правее которого только стенка: ведь раньше там причисляли к агентам Арафата всех, кто поддерживал лозунг палестинского государства.

Либерман, не раз менявший свои экстравагантные планы решения «палестинского вопроса», теперь предлагает послушно выполнять указания Трампа, но периодически напоминает о своей «идее» обмена территориями и населением. Кроме того, что этот план, требующий трансфера огромных человеческих масс, неосуществим, он предусматривает передачу под юрисдикцию палестинского государства израильских районов (например, части Галилеи!), которые лидеры сионизма всегда считали ключевыми для возрождения еврейского государства. Беннет призывает к расширению официальных границ Израиля. Его план реален, поскольку «зону С» контролируют израильские власти – надо только набраться смелости для изменения ее статуса.

Грызня в коалиции самоубийственна для Израиля, поскольку добрый Трамп загнал Нетаниягу в цейтнот. Конференция в США может не оставить никаких вариантов нашему руководству.
Надежда – уже не на наше правительство, а на... импульсивность американского президента. Он не любит террористов и не стесняется менять свои решения. К примеру, заявил, что не призывает к свержению Асада, но после применения сирийской армией химического оружия санкционировал ракетный удар по Сирии и пообещал при необходимости добавить.
 

Трамп - нормальный американец с нормальными человеческими ценностями. Он был потрясен тем, что головорезы Асада травили газом детей, и сразу отдал приказ о карательной акции. К сожалению, никто не рассказал Трампу, сколько израильких детей зарезали "партнеры по переговорам". Нетаниягу заученно говорит о "двух народах" - Трамп охотно слушает, возможно, не догадываясь, что «палестинский народ» с самого начала был террористическим проектом, разработанным КГБ. В ходе Шестидневной войны Израиль занял не «палестинские земли», а часть территорий Египта и Иордании. Газу Израиль уже уступил ХАМАСу, и Египет на нее не претендует. Если кто-то из жителей Иудеи и Самарии хочет опять стать иорданцем, то стоит обсудить эту тему с королем Абдаллой. Остальные жители ПА могут спокойно жить дальше в «зоне А» и «зоне В» - израильтянам там лучше не оставаться...

Что касается перевода американского посольства в Иерусалим, то это важно. Но уже и Путин готов признать Западный Иерусалим столицей Израиля, а Восточный – столицей «Палестины». Наверное, евреям рассеяния придется говорить на Песах: "В следующем году - в Западном Иерусалиме". 

... И немного конспирологии

Есть еще один неприятный аспект проблемы. В 2005 году многие говорили о том, что Ариэль Шарон решился на демонтаж еврейских поселений в секторе Газы, чтобы левые руководители прокуратуры закрыли «дело о греческом острове», по которому он проходил с сыном Гиладом. В 2007 году под грузом целой кучи уголовных дел Ольмерт охотно согласился ехать на мирные переговоры в Аннаполисе. Теперь некоторые комментаторы похоже объясняют покладистость Нетаниягу в вопросе о сворачивании строительства в поселениях. 
Очень не хочется верить, что судьба сионистского проекта может зависеть от личных неприятностей израильских премьер-министров...

1 комментарий :

  1. Неужели, Алекс, и вы полагаете, что разговор идет о 2Г2Н? США добиваются низложения Бога Торы, создавшего избранный народ, чтобы реализовать СВОЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Ведь ПЛАН БОГА записан в Танахе в виде СОБЫТИЙ, УГОДНЫХ Богу. Об этом пророк писал (Зхарья 2:16): «И возьмет Бог во владение Йегуду, удел свой на Святой земле и снова изберет Йерушалайм» и (14:9): «И будет Бог царем на всей земле, и будет Бог один (для всех)». Это записано в информационных полях ДУХОВНОГО МИРА. Поэтому спорить с Богом бессмысленно. Поэтому у США единственная возможгость: добиться отказа Израиля от Бога. Тогда возникают варианты.
    Поэтому Тора пишет (Дварим 32:18-21): «Создателя, сотворившего тебя, ты забыл, и забыл Бога, тебя создавшего. И увидел Господь, и вознегодовал, оттого что разгневали Его сыновья Его и дочери Его. И сказал: скрою лицо Мое от них, увижу, каков будет конец их; ибо они род развращенный, сыны, в которых нет верности. Они досаждали Мне небогом, гневили Меня суетами своими: и Я досажу им ненародом, народом-извергом гневить их буду».

    ОтветитьУдалить