пятница, 7 июня 2019 г.

Философская буффонада Ирины Горелик

Иерусалимский театр «Микро» не только играет на иврите – он и по духу самый еврейский из коллективов, созданных нашей алией. Мне лично особенно близки его обращения к истории. Ирина Горелик и ее ученики не пытаются следовать за научными фактами - им интересней создавать поэтическую версию размытых временем событий, передавать атмосферу далеких эпох в актерской игре, музыке, танце... Это красочное, раскованное действо предлагает премьера - «Иудейские войны».



Самый известный труд Иосифа Флавия - «Иудейская война». Но Ирина Горелик назвала спектакль «Иудейские войны», хотя выбрала для своей композиции один маленький – и отнюдь не военный - эпизод из грандиозного эпического повествования Иосифа Флавия. В Рим доставили из Иудеи несколько знатных евреев, которым грозила казнь из-за обвинения в бунте. Для их вызволения Йосеф бен Матитьяху – как звали на родине великого историка – устроил перед римской императрицей Поппеей театральное представление, которое расположило ее на милостивый лад.

Уже в замысле спектакля заложена режиссерская концепция: еврейская история – это не только самые знаменитые сражения, но постоянные, ежедневные битвы преследуемого народа за свою честь, за свою духовную сущность, за свое выживание.


Ирина Горелик много творческой фантазии вкладывает в драматургию своих спектаклей. Она не скрывает, что ее вдохновляли не только роман Фейхтвангера «Иудейская война», где история освобождения Флавием своих собратьев легла в основу первой главы, но и когда-то не реализованный замысел Юлия Кима. В начале 1990-х он вместе с Владимиром Дашкевичем написал мини-оперу «Еврей Апелла» для спектакля «Иудейская война», который собирался ставить, но не поставил один из московских театров, .

Для самостоятельного художника чужие идеи играют роль бродильного элемента, творческого вызова. У художественного руководителя «Микро» получился спектакль, не имеющий ничего общего с другими интерпретациями маленького сюжета Иосифа Флавия. Разве что сохранились тексты Юлия Кима, которые в переводе Фимы Риненберга стали законченно-еврейскими и к тому же исполняются Симой Горен, написавшей к ним свою музыку.

Ирина Горелик увидела промельк описанных историком событий совсем в другом свете и превратила в соавторов... своих актеров. Они должны были пропитаться духом древней эпохи, почувствовать себя подлинными участниками изображаемых событий и на репетициях импровизировать! Так рождались текст и многие мизансцены спектакля. Конечно, завершенную форму постановке придал режиссер, но в ней  остались импровизация, легкость, поэзия. Игровое начало усиливается тем, что актеры исполняют по нескольку ролей.


Театр «Микро» изображает древних иудеев и римлян, находясь в двадцать первом веке. Поэтому столкновение молодого, порывистого Йосефа бен Матитьяху (актер Офер Иерушалми) с римскими евреями времен Нерона ассоциируется не с версией Фейхтвангера, который сравнивал их с немецкими евреями, упорно надеявшимися «хорошим поведением» задобрить бесноватого фюрера, - а скорее с положением в нынешней еврейской диаспоре! Богатый еврей (Илан Хазан), доказывающий Йосефу, что не надо раздражать могучую державу и ставить под угрозу соплеменников, к которым в империи совсем неплохо относятся, - очень похож на еврейских финансовых магнатов в США или России, не желающих рисковать своими миллиардами и призывающих Израиль к «взвешенной» политике.

Такого же рода ассоциации вызывают поиски Йосефом бен Матитьяху протекции для выхода на «высших лиц» государства и его вынужденное обращение с этой целью к людям не самых престижных профессий (комедиант, куртизанка!..).

Но эмоционально самая сильная и метафорически самая многозначная часть «Иудейских войн» - спектакль «Еврей Апелла», который ставит лучший римский актер (Йосеф Альбалак) перед императрицей. Еврей Апелла – карикатурный, жалкий иудей, появившийся (увы!) в сатирах великого Горация и очень понравившийся древним юдофобам. Драматизм ситуации – в том, что еврейский актер, желающий помочь находящимся в заточении евреям, решается на рискованное балансирование: с одной стороны, он должен вызвать у самой могущественной зрительницы симпатию к своим соплеменникам, а – с другой – не вызвать озлобление антисемитов.

«Еврей Апелла» - изумительный спектакль в спектакле! Актер выбирает в качестве фабулы историю угнетения евреев империями, где они находились в плену. Это и предназначенный императрице намек на сходство судеб ныне находящихся в Риме узников с горестной судьбой народа, и героическое освобождение еврейского художника от страха благодаря вдохновенному творческому взлету. Это и раскрытие режиссерской мысли об иудейских войнах, которые евреям приходится вести постоянно и повсеместно...

Я не буду лишать будущих зрителей спектакля Ирины Горелик радости и непосредственности сопереживания. Но не могу не назвать тех талантливых людей, которые участвовали в создании нового великолепного достижения театра «Микро». Это сценограф Илья Коц, автор перевода на иврит Ефим Риненберг, хореограф Мирьям Энгель, художник по костюмам Валентина Стец, художник по свету Андрей Юдашкин.



Но овации прежде всего и заслуженно достаются актерам! Труппа театра «Микро» - особая гордость Горелик-педагога. Коллектив постоянно обновляется, молодые выпускники израильских театральных школ получают в интеллектуальном, генетически «русском» театре огромные возможности для духовного и профессионального совершенствования.

Ефим Риненберг создал в «Микро» много ярких ролей и... стал самостоятельным, очень интересным режиссером. В «Иудейских войнах» он играет вроде бы не самую главную роль постановщика представления «Еврей Апелла». Но его поклонники оценят очень тонкую работу Ефима: сквозь облик его героя просвечивает личная судьба актера и режиссера, даже в сценах без слов ощущаются порой драматизм, порой ирония.

Офер Иерушалми по своим данным очень подходит для ролей возвышенно-героических. К счастью, он работает с режиссерами, которые не позволяют эксплуатировать импонирующую внешность, и заставляют находить внутренние пружины характера. Офер Иерушалми играет Иосифа Флавия, который еще далек от своего звездного часа, но у которого горячность молодости уже сочетается с глубоким умом, хитростью, способностью применяться к обстоятельствам.

Илан Хазан обладает широкой палитрой выразительных средств. Типаж богатого римского еврея получается у него щедро-реалистическим с легким сатирическим налетом, а в роли персидского царя он использует стилистику театра масок.
 
Завидный простор для сценических метаморфоз предоставляет женская линия спектакля: одна актриса должна играть и гетеру, и императрицу, и героинь других стран и времен. Тут требуются легкость в лепке образов, пластичность и, конечно, юмор. Если актерскую манеру Габриэлы Личман отличает изящный лиризм, то Ноа Цанкель элегантно акцентирует контрасты между театральной условностью и психологической убедительностью. Обе актрисы очень хороши, и Ирина Горелик поступила мудро, позволив им выступать по очереди.

Главные роли в театре «Микро» нелегко заслужить. Йосеф Альбалак восхищает фантастической энергетикой, безудержной буффонадой, виртуозной акробатикой, которые органически соединяются с проникновенной игрой. Его успех заслужен, но... коварен.  Трудно играть что-то новое после такого еврея Апеллы!

Удивительный спектакль поставил театр «Микро». Четкость режиссерской концепции, глубина философского содержания – и вольный полет фантазии, свобода импровизации, эпатажная яркость красок. Наверное, надо не один раз смотреть «Иудейские войны», чтобы так и не ответить на вопрос: как это сделано?..

   


 

1 комментарий :

  1. СПАСИБО огромное, Яков Шаус!И так жду не дождусь увидеть спектакль осенью,когда приеду в Израиль,а после вашей глубокой и проникновенной статьи ещё больше захотелось!!!

    ОтветитьУдалить