Рахель Лихт сочла нужным поместить под названием своего труда подзаголовок: «Первая
часть книги «Черновик биографии Бориса Пастернака». Эта «расплывчатая»
формулировка очень точно передает авторскую установку. О Пастернаке вроде бы
немало известно, но гораздо больше неизвестно! Он сам не был склонен делиться
подробностями своей жизни. А трагический финал его творческой биографии,
травля, которой подверг Нобелевского лауреата Хрущев, долго не позволяли
советским литературоведам изучать наследие Пастернака и публиковать свои
работы. Да и послереволюционная эмиграция большей части семьи Пастернака
считалась до развала СССР пятном на репутации! Конечно, при советском
государственном антисемитизме «мешали» исследователям обстоятельства детства и
юности поэта: его родители усвоили лучшие достижения русской культуры, но
гордились своим еврейским происхождением и не пытались от него отречься.
Так что, именно в постсоветскую эпоху и именно в еврейской стране сложились
оптимальные условия для создания научной биографии Бориса Пастернака. Рахель
Лихт начала свой труд задолго до репатриации в Израиль. Она сотрудничала с
наследниками поэта, благодаря чему получила доступ к его семейному архиву, изучила
места, связанные с разными периодами его жизни, в том числе - детством,
опубликовала немало работ о Пастернаке. После всего этого она с удивительной
скромностью определяет свою задачу: создать «черновик биографии» великого
поэта.
Жанр книги «О детство! Ковш душевной глуби!» трудно
определить: в ней соединяются глубокие психологические характеристики, картины
эпохи, изысканный литературоведческий анализ. На мой взгляд, Рахель Лихт
продолжает традиции, заложенные биографическими романами Юрия Тынянова: тот же
метод «погружения в образ», обеспеченного доскональным знанием творчества поэта
и окружавшей его среды.
Я не знаю, собирается ли Рахель Лихт в будущем анализировать отношение зрелого
Пастернака к еврейству и спорить с оппонентами типа Дмитрия Быкова. В первой
части «черновика биографии» она без полемического запала, ненавязчиво показывает,
что Пастернак, родители которого были одесситами, рос в еврейской среде. Он не
мог забыть о своем еврействе уже потому, что не с первой попытки был принят в московскую
гимназию из-за процентной нормы, потому что его отец, блестящий живописец (он
стал первым российским художником, картину которого приобрел престижный
Люксембургский музей в Париже), не мог вступить в Товарищество передвижных выставок
- передвижники очень неохотно принимали его работы и «передвигали» их не дальше
Петербурга и Москвы. Гораздо позже Борис Пастернак не мог простить
администрации Третьяковки того, что во время приближения гитлеровских войск к
Москве она не вывезла из столицы, практически выбросив, записные книжки Леонида
Пастернака с его изумительными рисунками. Естественно, он понимал, что
советские чиновники от искусства редко упоминают его отца в истории русской
живописи и из-за эмиграции, и из-за национальности.
Многие еврейские авторы неприязненно относятся к высказываниям Пастернака о
еврействе и христианстве. Но, прочитав книгу Рахели Лихт, осознаешь, что эти
высказывания принадлежат не злобному выкресту, а страдающему еврею, который
никогда не отказывался от своих корней и именно поэтому так остро воспринимал
драму евреев в мировой культуре!
С поразительной проницательностью и убедительностью Рахель Лихт показывает, как
в стихах Пастернака претворились его увлечения живописью и музыкой, как его
картину мира формировали и Черное море, и природа средней полосы России, и
московский быт. В книге о детстве поэта эти утверждения подкрепляются
поэтическими цитатами. Наверняка в продолжении литературоведческого
исследования творчества Пастернака это взаимовлияние искусств будет прослежено
на уровне поэтики.
Книга Рахели Лихт - замечательный подарок для тех, кто «знает сладострастье
высоких мыслей и стихов». Она написана с легкостью, скрывающей тонкость и
изящество литературоведческого анализа. Она не только открывает культурному
русскоязычному читателю детские годы великого поэта, но и впервые показывает
масштаб дарований его родителей: современники считали Леонида Пастернака
выдающимся художником, а Розалию Кауфман - гениальной пианисткой, не реализовавшей
своих огромных возможностей из-за
болезни, но советские историки и искусствоведы по уже указанным причинам
предпочитали не вспоминать о них. Книга иллюстрирована рисунками Леонида Пастернака и уникальными фотографиями.
Завидую тем, кто впервые прочитает эту книгу,
хотя приобрести ее непросто! Попробуйте заказать.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьHard Rock Casino New Orleans - Mapyro
ОтветитьУдалить› lodging › hard-rock-casin 전라남도 출장안마 › lodging 전주 출장샵 › hard-rock-casin Hard Rock Casino is a luxury 양산 출장샵 property in the New Orleans 울산광역 출장샵 metropolitan area. The casino was first opened in 2004 아산 출장샵 and rebranded into Hard Rock International.