Я внимательно слежу за работами Ариэля Крыжопольского, создателя театра "Ла Паним". Он не только яркий, разноплановый актер, тонкий, умный режиссер, но и великолепный педагог. Мне особенно импонирует то, что Ариэль готов принимать в свою студию совсем не подготовленных подростков и приобщать их к искусству. На днях я побывал на первом спектакле холонских учеников Крыжопольского. С этими ребятами он занимается три года.
Ариэль - не сторонник "войны культур" и предпочитает игру на иврите. Но так получилось, что в Холоне он набрал группу детей "русских" репатриантов. Занимаются у Крыжопольского ребята самого разного возраста - одни пришли первыми, другие сравнительно недавно приступили к постижению секретов профессии. Всем нашлось место в нынешней постановке! Русским языком не все владеют одинаково, но тех, кто собирается в будущем выступать на израильских сценах, это не слишком заботит!
Спектакль называется "Зажигательная история". Руководитель студии не скрывает, что взял за основу старую драму, которая привлекла его тематикой, и полностью ее переделал - в расчете на своих учеников и современных зрителей. Герой пьесы - Джордано Бруно, преследуемый инквизицией за его "еретическое" учение о мироздании!
В соответствии со своими эстетическими и педагогическими соображениями, Крыжопольский не "позволяет" великому ученому долго и длинно излагать его взгляды и избегает соблазна акцентирования израильских аллюзий. Он ставит молодежно-студийный спектакль, легкий, динамичный и веселый - из него умышленно удалены даже намеки на "проблемность". То, что ряд мужских ролей исполняют девочки, а функции "резонеров" доверены самым младшим по возрасту студийцам, - естественно вписывается в веселую атмосферу спектакля.
Название постановки "легкомысленно" обыгрывает весьма печальный факт применения инквизицией костров против вольнодумцев. Но в карнавальной стилистике нет места жестоким казням: они симоволически заменены совсем не страшным мельканием забавных красных опахал. Режиссеру важней научить своих подопечных театру, а не политической непримиримости. Поэтому - вопреки старинному правилу трех единств - он выводит на сцену максимум персонажей, придумывает для них эпизоды, не имеющие прямой связи с фабулой, и постоянно меняет место действия, которое переносится из Италии в соседние с ней страны. В спектакле практически нет декораций, костюмов, грима. Юные актеры играют в тренингах - так легче прочувствовать суть лицедейства и условность театрального представления!
Даже в сцене прощания Бруно с его любимой режиссер не дает зрителю серьезного повода для слез! Неожиданно звучат слова из... "Юноны" и "Авось": "Я тебя никогда не забуду"! Конечно, у исполнителей нет таких вокальных данных, как у Караченцова и его партнерш по Ленкому, но неокрепшие голоса дуэта подхватывает хор всех участников спектакля. В этом - полное соответствие режиссерскому замыслу и студийному духу постановки, а также обозначение связи с той культурой, которую привезли в Израиль новые граждане страны.
Ариэль Крыжопольский вовсе не безразличен и к политике, и к морали, и к глубокой драматургии. Но мне нравится, как он работает с подростками. Ариэль не спешит превратить детей в профессионалов. В их возрасте нужно время, чтобы определить, готовы ли они посвятить себя внешне красивому, но сложному и трудному искусству. Те, кто захотят осилить многолетнюю работу, еще узнают о Станиславском, Брехте и Михаиле Чехове. Им придется много читать. А пока они осознают, что искусство представления - это прежде всего радость!
Скажу прямо, мне подумалось, что в спектакле занято очень много ребят и при перераспределении некоторых ролей он, возможно, ничего не потерял бы. Поэтому я решил не перечислять всех фамилий. Пожалуй, назову только Камиллу Фурман, играющую роль Великого Инквизитора. Фактически она ведет спектакль, и в ней ощущается не только одаренность, но та энергетика, которая превращает девочек и мальчиков в актеров.
Не могу не упомянуть, что на премьере зал был переполнен. Для тех, кто опоздал, приносили стулья. Поддержать учеников Крыжопольского спешили их семьи, друзья, которые приехали в Тель-Авив и не скупились на аплодисменты. Это было похоже на студенческие спектакли в "Бейт Цви" и в "Нисан Нативе". Кого-то из увлекшихся театром ребят мы еще увидим в столь серьезных заведениях...
Комментариев нет :
Отправить комментарий