Художественный
руководитель театра «Маленький» Михаил Теплицкий возобновил работу над
знаменитой пьесой Эжена Ионеско «Стулья». Ивритская версия спектакля впечатляет
и глубоким прочтением первоисточника, и пластическими решениями, и прекрасной
игрой.
Ионеско – один из
создателей театра абсурда. Но от большинства драматургов этого направления он
отличается тем, что во многих его пьесах сквозь деформированные обстоятельства
проступает психологическая логика. В «Стульях» абсурд вполне реален!
Главные
герои – двое древних стариков (обоим за девяносто) с помраченным сознанием. Они
придумывают фантастические версии своего прошлого, своей семейной жизни, они
принимают воображаемых высокопоставленных гостей и поддерживают с ними светские
беседы. Это грустно и даже страшно. Но как раз это - не абсурд...
«Стулья» ставят
довольно редко, потому что берущемуся за эту пьесу режиссеру трудно подобрать
ключ к ней. Механически следуя за текстом Ионеско, можно впасть в натурализм,
правдоподобно изобразить старческую деменцию – но вряд ли именно этого хотел
драматург, и уж никак не этого ждет зритель.
Отказ Теплицкого
от стереотипов начинается с подбора актеров. Супружескую пару играют Евгения
Шарова и Михаил Теплицкий – совсем не старые, полные энергии и красивые! Им
непросто играть стариков, но Ионеско и не требует системы Станиславского. Зато
спектакль приобретает философское наполнение. Это рассказ о трагической судьбе
обыкновенных, ничем не примечательных людей, с которыми за всю жизнь не
происходит ничего яркого, интересного, - разве что под конец старческое
слабоумие порождает красочные, волнующие фантазии. Как у поэта: «В неясной мгле
существованья Был неприметен их удел, и Животворный свет страданья Над ними
медленно горел...Теперь уж им, наверно, легче, Теперь всё страшное ушло, И
только души их, как свечи, Струят последнее тепло...».
Сценография
Полины Адамовой (ей же принадлежат и живописные костюмы) даже пространственно
разводит фантазии и реальность. Действие спектакля разворачивается на помосте,
возвышающемся над сценой – бытовой плоскостью. А по сцене проходят главные
герои, действительно достигшие старости (Инна Слабидкер и Павел Кравецкий). Они
поют... «Оду к радости» - тут и мрачная ирония, и "чистый" абсурд, естественный в
постановке пьесы Ионеско.
Как обычно в
«Маленьком», очень важна для создания настроя и усиления экспрессии в важнейших
моментах музыка Евгения Левитаса. Пластический рисунок спектакля обогащает хореография
Натальи Штендлер. Призрачно- иррациональную атмосферу создает свет – виртуозная
работа Вадима Кешерского.
Спектакль
«Стулья» демонстрирует отменное качество работы театра «Маленький», который и
после смены художественного руководителя высоко держит творческую планку.
Фото Ольги
Дубовой.
Комментариев нет :
Отправить комментарий