вторник, 28 мая 2019 г.

Политическая хроника времен Биньямина Первого

Кто победит: Нетаниягу или Либерман? Да, вопрос стоит именно так. Либерман борется не с харедим, а с премьер-министром! Именно ради этого глава НДИ готов спровоцировать повторные выборы. Конечно, левый лагерь не опасен. Но Нетаниягу очень не хочет начинать свою пятую каденцию с беспрецедентного политического провала. Завтра вечером, а, может быть, и раньше мы узнаем, какой политический спектакль нас ожидает.


НДИ на выборах с трудом преодолел электоральный барьер. Лидер маленькой партии может выцарапать еще раз должность министра обороны, но не способен влиять на принятие важнейших государственных решений. Либерман понимает, что электорат НДИ неуклонно сокращается и при сохранении нынешнего политического расклада его самые честолюбивые мечты уже не осуществятся. Поэтому ему совершенно необходимы скандал, шумиха, появление перед израильтянами в качестве сильной личности, бросающей вызов премьер-министру! В свою очередь, Нетаниягу обязан поставить на место лидера маргинальной партии, который, как и после выборов 2015 года, осыпает его площадной бранью. 

Вникать в «моральные» доводы Нетаниягу и Либермана – всё равно что выступать арбитром в споре двух картежников, один из которых жалуется на крапленую колоду, другой – на вытаскивание козырного туза из рукава.  

Либерман решил предстать перед израильским обществом в качестве... борца с засильем ультраортодоксов! Его не смущает то, что на этой одряхлевшей лошадке ездили и Шуламит Алони с Йоси Саридом, и Томи Лапид, и Лапид-юниор. В сущности, все «идеи» Либермана всегда были банальными. Но нынешние его кличи – верх цинизма. Он сидел во всех правительствах с ультраортодоксами и не жаловался на «хомейнизацию». Он всегда говорил, что гордится дружбой с Дери. Именно с лидером ШАСа председатель  НДИ, опустошая бюджет «русской» партии, дважды проталкивал на пост мэра Иерусалима религиозного кандидата и, наконец, добился своего. Либерман врал новым репатриантам, обещая гражданские браки и упрощенный гиюр. Либерман предавал свой электорат, на протяжении 20 лет торпедируя в кнессете антиклерикальные законы, предлагавшиеся другими партиями.

Избиратели, у которых мозги не поражены склерозом, возмущены не только лицемерными нападками Либермана на харедим. Его требования о вторичном представлении ему поста министра обороны и всей полноты полномочий в борьбе с ХАМАСом просто непристойны. Все слышали хвастливые обещания Либермана об уничтожении ХАМАСа и видели, как это закончилось трусливыми соглашениями с террористами, завозами в Газу чемоданов с катарскими миллионами.

За 20 лет НДИ не решил ни одной из важнейших проблем репатриантов – а теперь Либерман якобы решил добиваться резкого повышения пособий для «русских» пенсионеров (в прошлой каденции он «вырвал» у минфина добавки к пособиям по старости в 31 шекель!).

Пусть сенильные обожатели Либермана продолжают верить ему. В конце концов ведь нельзя сказать, чтобы Нетаниягу обличал коварство кандидата в министры обороны с высоты огромного нравственного превосходства.

Перед выборами в кнессет Нетаниягу разглагольствовал о необходимости сплочения правого лагеря ради недопущения к власти левых капитулянтов и предателей. Теперь же, когда ему надо сохранить власть любой ценой, он уже готов пригласить в коалицию лидера Аводы!

После пафосных речей Нетаниягу об интересах страны неприглядно выглядит торопливое принятие закона о расширении состава правительства. Это политический подкуп. Вводится «норма»: коалиционной партии якобы полагается один министерский портфель на каждых двух или двух с половиной (?!) депутатов. То есть народные избранники идут в  кнессет  не для  работы на благо еврейского государства, а только ради зарплаты, персонального автомобиля с охранником и прочих личных благ. Такова  цена  «интересов страны»: министерский портфель на двоих.  Если же  фракции из пяти депутатов предложат одно министерство, она  уже не готова служить родине...

Многие поклонники Нетаниягу, с пеной у рта доказывавшие, что он – жертва преследований, мрачно смолкли, после того как еще до формирования коалиции Ликуд  выдвинул закон о юридической неприкосновенности политиков. А ведь перед выборами Нетаниягу пренебрежительно заявлял, что все претензии следователей к нему высосаны из пальца и он не боится ни слушания по его делам, ни суда. Так ли он чист, если первым делом спешит обеспечить себе юридический иммунитет? А заодно - немалой компании депутатов от Ликуда, НДИ, ШАСа. Они тоже не уверены в своей безгрешности, если спешно поддержали новый закон? И что можно возразить тем, кто говорит о превращении кнессета в убежище для преступников?         

Предпочтение личных интересов политиков интересам страны – не уголовное преступление. Поэтому можно давать только моральную оценку нелюбви Нетаниягу к религиозным сионистам - Беннету, Фейглину - и упорству, с которым он привлекает в коалицию ультраортодоксов. А ведь это партии, требующие оградить своих последователей от службы в армии, но выбивающие для них блага, недоступные гражданам Израиля, которые выполняют все свои гражданские обязанности.

Вчера Нетаниягу, у которого оставалось 48 часов на формирование коалиции,  выступил с обвинениями, направленными только против Либермана. Он не сказал ничего обидного о харедим, которые точно так же препятствуют созданию правительства. Биби назвал противоречия между НДИ и ультраортодоксами «косметическими». Это служба в ЦАХАЛе для национального лидера – «косметика»? А ведь ШАС и Яадут ха-Тора не только в вопросе о призыве игнорируют интересы Израиля. Они создали автономную систему средневекового образования, отдельную систему соцобеспечения, своим рвачеством они разрушают представления о социальной справедливости.
Этот «политический курс» идет вразрез с выдвигавшейся отцами-основателями задачей  построения современного еврейского государства, отличающегося высочайшим уровнем науки, культуры, образования... Но Нетаниягу намерен создать правительство любой ценой – других помыслов у него нет.

Будет ли найден выход их возникшего политического тупика? На что рассчитывают Нетаниягу и Либерман, закусив удила?

Автор этих строк – не оракул. Всё может быть. Нетаниягу руководствуется пословицей «Брань на вороту не виснет». Он готов забыть любые оскорбления от тех политиков, которые соглашаются сотрудничать с ним. Известно, что к большинству компромиссов Биби приходит на «90-й минуте». Поэтому нельзя исключить, что завтра повторные выборы исчезнут из повестки дня. Причем, не обязательно в результате договоренности между Либерманом и раввинами. Кто поручится, что один из четырех лидеров Кахоль-Лаван не соблазнится лукавыми посулами Нетаниягу?

Если же Нетаниягу и Либерман действительно готовы идти на выборы, то, видимо, запаслись какими-то новыми козырями.  Нетаниягу собрался вернуть в Ликуд Кахлона с коллегами из Кулану: это соответствует его призывам к сплочению правых сил, а Кахлон сможет не беспокоиться о провале на повторных выборах. Биби наверняка рассчитывает на то, что ультраортодоксальные партии, доказавшие избирателям свою «принципиальность», получат чуть больше мандатов, чем в апреле.

Весьма интересно сообщение о том, что в последнее время Либерман дважды встречался с... Аелет Шакед! Любопытные журналисты уже ссылаются на опрос, согласно которому объединение с Шакед принесет Либерману десять мандатов. Это согласуется как с версией о том, что главный мотив Либермана – месть Нетаниягу, который еще в свою первую каденцию предал своего верного помощника,  так и с предположениями о намерении председателя НДИ вступить в борьбу за лидерство в Ликуде после отставки Нетаниягу. Как утверждают обозреватели, готовность Биби бронировать "ренегату" Моше Кахлону пятое места в списке Ликуда уже вызвало недовольство Исраэля Каца, Гидеона Саара, Юлия Эдельштейна...

Либерман, конечно, понимает, что для продолжения карьеры ему нужно изменить имидж НДИ или покинуть его. Но Шакед уже достаточно поднаторела в политике, чтобы догадываться, насколько ненадежен союз с Либерманом, который всегда выживал из партии всех мало-мальски самостоятельно мысливших политиков. Кстати, на первой встрече Либермана с Шакед присутствовал... Яир Нетаниягу! Единственное «логичное» объяснение: сын премьер-министра был уполномочен зазывать их обоих в Ликуд. Другой, гораздо дальше идущий вывод: анализируя планы Нетаниягу, пора учитывать фактор его заботы о «наследнике по прямой» -  что при американизме Нетаниягу вполне нормально.

А вообще, складывается впечатление, что примирение между Нетаниягу и Либерманом до завтра не состоится. Уж больно непримиримым тоном отличаются их нападки друг на друга – особенно выступления Нетаниягу, который обычно достаточно гибок и не спешит сжигать мосты. Стоит заглянуть в «Исраэль ха-йом», который всегда бесхитростно обнаруживает настроения премьер-министра и его установки. Вчера там на первую полосу был вынесен заголовок статьи Мати Тохфельда «Жульничество, которое называется Либерман». Сегодня на первой полосе между фотографиями Нетаниягу и Либермана помещена карикатура на лидера НДИ. Он изображен в виде диковатого колдуна вуду, который собирается вонзить в сердце куклы с надписью «ВВ» иглу, на которой выведено: «Закон о призыве». Подпись к карикатуре: «Это не месть, а принципиальная позиция». В том же номере подкупают актуальностью статья Ариэля Бульштейна «Не оставлять Либерману новых репатриантов» и Михаила Лобовикова "Либерман - не "один из наших". Смысл заголовков сразу поймет тот, кто помнит угрозу Ликуда: развернуть среди «русских» пропаганду против НДИ в случае проведения повторных выборов. НДИ аналогичными возможностями не располагает после закрытия ведущей "русской" газеты. 

Итак, до судьбоносных решений осталось 26 часов. Кто может угадать, что нас ждет?..   



 

   

Комментариев нет :

Отправить комментарий