суббота, 16 ноября 2019 г.

Американский пейзаж в багровых тонах

Так уж сложилась моя жизнь, что только в прошлом году, в преклонном возрасте,  я впервые побывал в Америке. Из-за неопытности выбрал для путешествия в США июль. Оказалось, что там переносить жару и духоту не легче, чем в Израиле. В этом году я совершил перелет через Атлантику в первой половине октября. В это время на Восточном побережье не только легко дышится, но и необыкновенно красиво.


В октябре американские улицы, парки, леса полыхают кроваво-красным цветом. Ученые разработали различные теории, объясняющие, почему в Европе деревья осенью желтеют, а в Америке багровеют. Я в это вдаваться не буду, дабы посетители моего сайта не заскучали. Однако сразу отмечу, что в ходе нынешнего посещения Восточного побережья я вдосталь налюбовался природой Америки!

Почему-то США ассоциируются с гигантскими городами, небоскребами, современными технологиями. Но не меньше восхищает то, что в наиболее промышленно развитой стране мира удалось сохранить ее природные богатства. Здесь бережно охраняются огромные природные парки. Да и в обыкновенном городском районе по двору может пробежать заяц, через улицу, высокомерно игнорируя поток автомобилей, перебирается стая гусей. А уж белки всюду гроздьями висят на деревьях. Поездки по крупным автотрассам заставляют восхититься нетронутостью флоры и фауны. Тут можно увидеть оленей, лосей, енотов, бурундуков, над лесами плавно парят орлы.  

Балтимор – родина Эдгара По, арена этнических конфликтов

В свой первый приезд в Америку я больше всего внимания уделил Нью-Йорку, предварительно осмотрев Бостон, где мой сын готовит пост-докторат. На этот раз я решил изучить столицу США. Поэтому приземлился в аэропорту Вашингтон-Балтимор, чтобы потом постепенно двигаться на север, к Бостону, - там  меня ждала встреча не только с сыном и его женой, но и с недавно родившейся внучкой.

В аэропорту меня встретил старый друг (бывший одноклассник) Лео. Мы отправились в Балтимор, где нас на несколько дней радушно приняла его сестра Нелли. Тот, кто снимал номера в вашингтонских отелях, поймет преимущества моего варианта размещения. Ночуя в гостиницах, не узнаешь, как живут американцы. К тому же я увидел еще один известный город Восточного побережья. Из Балтимора мы с Лео каждое утро отправлялись в Вашингтон в его автомобиле. Дорога занимала всего полтора часа – куда динамичней и удобней, чем пользоваться поездами, автобусами, метро.

 

Балтимор – крупнейший город штата Мэриленд. Основан в 1729 году и сохранил немало примет старой американской культуры. В Балтиморе жил гениальный писатель Эдгар По. (Впрочем, сейчас местные жители лучше знают Майкла Фелпса - «балтиморскую пулю», феноменального пловца, которого не скоро превзойдут по количеству мировых рекордов и олимпийских медалей). Здесь существует немало высших учебных заведений и известный медицинский центр университета Джонса Хопкинса. В XIX веке город заполнили промышленные предприятия, он стал одним из флагманов американской металлургии. Несмотря на это в  Балтиморе сохранились очень симпатичные старые районы, красивые церкви, театры, музеи. В многочисленных ресторанчиках можно освежиться отличным пивом и отведать фирменное балтиморское блюдо - краб-кейк (котлета из мяса голубого краба). 

Как во всех городах Восточного побережья, район гавани соединяет в себе элегантность современных зданий со старомодной морской романтикой. Неподалеку находится уютный жилой массив Маленькая Италия. Пешком добираться туда непросто и... опасно! Даже в путеводителях по Балтимору о некоторых уголках города откровенно сказано: «Здесь появляться не рекомендуется из-за не контролируемой криминогенной обстановки». 

Главная проблема Балтимора - две трети местного населения составляют афроамериканцы, взрывоопасная человеческая масса. Здесь происходили настоящие бои с полицией в 1968 году, после убийства Мартина Лютера Кинга. В город пришлось вводить крупные силы Национальной гвардии и федеральных войск. Балтимор нередко откликался бунтами на «жестокость», допускавшуюся полицией в отношении темнокожих правонарушителей. Каждый раз эксцессы удавалось погасить только с помощью армии.

 

Не скрою, именно в Балтиморе - и только там - я лично столкнулся с агрессивностью афроамериканцев, к счастью, не в самой крайней ее форме. Однажды вечером мы с Лео заглянули в торговый комплекс (отнюдь не находившийся в «неблагополучном» районе), чтобы купить какую-то мелочь. Заняли очередь к кассам. Перед нами стояла супружеская пара афроамериканцев средних лет с дочкой. Услышав, что мы говорим по-русски, отец семейства вдруг обернулся, с подозрением посмотрел на нас и неприязненно спросил: «А вы других языков не знаете?» Лео примирительно ответил: «Мы знаем разные языки. Неважно. Всё в порядке, приятель». Но «приятель» явно завелся. Он нагло заявил: «А вы перейдите к другой кассе!» Спорить не было смысла, мы отправились к последней кассе, подальше от грубияна, и он больше не возникал.

Вашингтон – царство чиновников, туристов, демонстрантов


Здесь, казалось бы, совсем не бурлит жизнь, как это должно быть в столице. Открыто и утомительно бурлит она в Нью-Йорке, на Манхэттене. А Вашингтон скромно расположился на северном берегу Потомака, который, набесившись в районе Великих водопадов, на подступах к столь важному городу принимает чинный вид и  неторопливо стремит свои воды в океан.

 

Конечно, в Вашингтоне кипит жизнь, невидимая постороннему, - ведь здесь решаются судьбоносные для страны вопросы. Но эта деятельность скрыта во внушительных зданиях министерств (своей монументальной архитектурой очень напоминающих аналогичные советские ведомства), в Капитолии, в Верховном суде, в Белом доме. А приезжие находят город спокойным и комфортным.

 

Вашингтон сохранил планировку, заданную еще в 1791 году архитектором Пьером Ланфаном. В ХХ веке из-за беспорядочного разрастания столицы власти вернулись к его идеям. Поскольку в город начала проникать мода на небоскребы, Конгресс запретил строить здесь здания выше Капитолия и монумента первому президенту США.

В итоге американская столица занимает ограниченное пространство, организованное продуманным градостроительным планом. Она не подавляет закрывающими солнце циклопическими башнями. Вашингтон считается образцом архитектурного разнообразия и вкуса. Старая часть города построена в очаровательном викторианском стиле, к которому впоследствии добавились другие архитектурные направления, включая стиль бозар, неоготику. По оценке Американского института архитектуры, в Вашингтоне находятся шесть из десяти самых красивых строений США!

В годы Великой Депрессии и Второй мировой войны государственный аппарат  начал увеличиваться, но затем количество чиновников и, соответственно, численность населения столицы стабилизировались. В настоящее время в городе постоянно проживают 600 тысяч человек, в рабочие дни за счет приезда из окрестностей Вашингтона служащих и прочих работников эта цифра увеличивается до миллиона. Тем, кто едет в столицу утром и покидает ее к вечеру, надо учитывать также поток туристов и огромные пробки на дорогах.

Главное скопление туристов - в центре Вашингтона, на Национальной аллее. Это парковая зона длиной в одну милю, от монумента Вашингтону до Капитолия, шириной в 120 метров. По ее сторонам располагаются знаменитые «смитсоновские» музеи. Недалеко находится Национальная галерея – одно из крупнейших художественных хранилищ мира. Респектабельная Пенсильвания-авеню ведет от Капитолия до Белого дома.             


Поскольку все ветви власти размещены в Вашингтоне, именно здесь проходят самые мощные демонстрации под разными лозунгами. В дни моего пребывания в столице примечательных акций протеста не было. Но напротив Белого дома постоянно дежурят (по собственной инициативе) противники президента Трампа, размахивающие очень дерзкими плакатами. Кстати, Белый дом и его знаменитая лужайка немного разочаровали меня камерными размерами - особенно в сравнении с огромным, величественным Капитолием. Но, может быть, именно в скромности – сущность демократии?.. 

Штат Нью-Йорк – вдали от небоскребов

Увлекательные прогулки по Вашингтону не могли заслонить семейные цели моей поездки. Пора было двигаться на север, к Бостону. Рано утром мы с Лео выехали из Балтимора в штат Нью-Йорк. Автопробег занял около шести часов.

Я надеюсь, мои интеллигентные друзья не будут мне пенять на то, что на этот раз я проигнорировал крупнейший город США. Продолжительность моего путешествия  была ограничена, а прошлогодний запас впечатлений от осмотра Нью-Йорка, от знаменитых музеев еще продолжал духовно подпитывать меня. Я не хотел смешивать его с новым потоком информации, обрушивавшейся на меня отовсюду. О расширении списка музеев, которые я посетил в Америке, будет  рассказано далее.

Прибыв в штат Нью-Йорк, мы свернули с шоссе к городку Нискаюна, где живет Лео. Собственно говоря, мы ехали по живописным лесам, в которых проложены добротные дороги. Это не совсем улицы: владельцы частных особнячков ценят тишину, уединение и не заинтересованы в тесной близости к соседям. Номера домов нужны в основном для доставки почты.

Нискаюна – характерное для Америки общинное поселение. Здесь живут несколько тысяч человек с достаточно высоким социо-экономическим статусом. С утра до вечера двери их вилл открыты – посторонних тут нет, подозрительных чужаков сразу заметили бы.

Рано утром и после обеда по лесу ползет вереница желтеньких автобусов: развозят детей в школу, а потом – по домам. Можно не сомневаться в том, что школа здесь – высокого уровня. Многие ее выпускники поступают в престижные университеты. Как во всех американских учебных заведениях, большое внимание уделяется спорту. Сразу бросаются в глаза стадион,  площадки для самых популярных в Америке спортивных игр.

Отличные условия для поддержания здорового образа жизни – и у взрослого населения Нискаюны: площадка для гольфа, трассы для бегунов и велосипедистов. Да и просто погулять по лесу, подышать  чистейшим воздухом весьма полезно.  Что очень приятно – не только встречающиеся прохожие, но и бегуны, велосипедисты непременно улыбнутся вам и поздороваются. Так с детства воспитывают  американцев!

После Израиля с его дефицитом водоемов особенно хорошо выйти на берега реки в окрестностях Нискаюны. Они густо поросли камышом. Тут множество разных птиц: утки, гуси, лебеди, цапли, выпи. Гуляя по травке, надо смотреть под ноги - иногда может прошмыгнуть юркая змейка. 



Вообще штат Нью-Йорк всегда был курортной зоной. В первой половине ХХ века, пока авиаполеты в южные края не стали доступными для рядового американца, он находил места для отдыха – соответственно достатку - в нескольких часах езды от своего города. И сейчас люди побогаче приобретают здесь дома, другие их арендуют в сезон. А уж в штате Нью-Йорк есть где расслабиться: океанское побережье, реки, озера, густые леса...


Существует забавный термин – «
Borscht Belt» - «Пояс борща». Это живописные места на севере штата, на возвышенности, которую так же шутливо называют Еврейскими Альпами. Сюда в послевоенные годы летом стекалась еврейская публика, которая еще не забыла своих корней и ашкеназской кухни. Многие видели очаровательный американский сериал «Удивительная миссис Мейзел». Прибалтийские евреи находят в нем массу параллелей со знакомыми им литовскими и латвийскими курортами пятидесятых-семидесятых годов прошлого столетия. Те же моды, те же солидные еврейские мужья и их молодящиеся жены, а по вечерам «мероприятия» с массовиком-затейником, «конкурсы», танцы, легкие флирты... Хотя, конечно, комфорт советских домов отдыха не сравнить с условиями отдыха американца среднего достатка!


                                         "Удивительная миссис Мейзел"
                                        
Посетил я городок Саратога-Спрингс на востоке штата – место более «качественного» отдыха. Когда-то здесь жили гуроны и могикане. Хотя это близкие друг другу племена, с легкой руки Фенимора Купера его читатели первых привыкли считать хитрыми и коварными друзьями французов, а вторых – благородными и преданными англичанам (которые потом, добившись независимости, из «благодарности» загнали их в резервации)...

Саратогу-Спрингс основали в начале
XIX века. Благодаря минеральным источникам городок сразу стал курортом для богатых людей. И сегодня он отличается дорогими отелями, магазинами, ресторанами. Саратога-Спрингс прославилась скачками. Они проводятся до сих пор. Ипподромы заполняют элегантные мужчины и дамы в роскошных шляпах, разбирающиеся во всех тонкостях конного спорта.



            С Лео и его женой Соней в парке в Саратоге-Спрингс


Есть тут речка с гейзерами. Но по ее берегам бродят туристы поскромнее. Отдыхающие предпочитают развлечения высокого класса! В великолепном парке расположен курортный зал, где проводятся балы и банкеты. В летний период сюда приезжают лучшие симфонические оркестры, звезды оперы и балета, знаменитые бродвейские труппы.

 

                                                          Гейзер

В Бостон я добирался сам рейсовым автобусом из Олбани. Это столица штата Нью-Йорк, один из старейших городов США. Еще в 1540 году французы построили маленькую крепость на острове на реке Гудзон. В XVII веке, когда англичане вытеснили отсюда голландцев, они назвали этот укрепленный пункт в честь короля Якова II, который носил также титул шотландского герцога Олбани.

 

Сегодня Олбани – сравнительно небольшой город. У меня было мало времени на его осмотр. Как всюду в Америке, неповторимым колоритом отличаются самые старые районы. Производят впечатление внушительное здание университета в неоготическом стиле и суперсовременный центр Нельсона Рокфеллера, вице-президента США в 1970-е годы.   

 

Бостон – старый город с молодыми жителями

Я не видел человека, которому не понравился бы Бостон. В Америке мало подобных мест.




Есть такой штамп: «встреча прошлого с настоящим». Бостон основан в 1630 году, в нем много старинных домов и церквей, через центральные районы проходит Тропа Независимости, напоминающая об Американской революции. В Бостоне созданы первая в США железная дорога и первое метро. Здесь открылась первая в стране публичная библиотека. В 1876 году преподаватель Бостонского университета Александр Белл запатентовал первый в мире телефонный аппарат (этот патент считается одним из самых прибыльных в истории).
 

Но особенность города – в том, что здесь соединяются прошлое, настоящее и будущее! На улицах почти не встречаешь пожилых людей, всюду молодые лица. В Бостоне более ста университетов и колледжей! Его гордость – Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт, известные во всем мире. В них подготовлено 150 с лишним Нобелевских лауреатов! Бостон можно назвать гигантской лабораторией, где рождаются идеи XXI и XXII веков.



Мало кто из приезжающих в Бостон не посещает его пригород Кембридж, где находятся Гарвард и MIT, их уникальные музеи и Гарвардская библиотека, одна из крупнейших в США. Но огромное удовольствие получаешь, прогуливаясь без конкретных целей по самому Бостону. Здесь совсем немного небоскребов, они прекрасно уживаются со старыми кварталами. Значительную часть города занимают тенистые парки и бульвары.

Бостон известен спортивными клубами. Кроме принадлежащих им впечатляющих сооружений всюду видишь студенческие стадионы, без которых невозможно представить американские колледжи.

Мой сын и его семейство проживают в Бруклайне. Это пригород, считающийся отдельной административной единицей. Тут всегда селились зажиточные евреи. Об этом напоминают элегантные особнячки и многочисленные синагоги с пышными, эффектными фасадами. 

Конечно, сейчас в Америке уже не встретишь районы, занятые представителями одной конфессии. В Бруклайне много иммигрантов с разных континентов. В многоголосом шуме слышится и русская речь.

 

В октябре у многих домов, магазинчиков Бруклайна можно было увидеть ряды и целые пирамиды из тыкв. Этот плод играет важную роль в праздновании Хэллоуина. Древний праздник кельтского происхождения отмечается в Европе и Америке 31 октября, в канун Дня Всех Святых. Среди различных традиций языческого толка – изготовление жутковатых масок и светильников из тыквы. 

Трехмесячная внучка встретила меня приветливо. Она вообще любопытна и контактна. Зовут Ариана (папа – Арье, мама – Анна). Чьи способности она унаследовала, пока трудно сказать. Это определит сын - математик нынче занимающийся генетикой.


Из-за студенческой специфики Бостона автобусы и метро здесь никогда не пустуют, а в часы пик переполнены. Система общественного транспорта здесь удобная и эффективная. Сейчас в городе появились подземные трассы для автобусов – аналог метро. Даже не знаю, как этот вид транспорта называется.

Морским транспортом пользуются и местные жители, и гости города – он предназначен в основном для развлекательных рейсов. Из бостонской гавани периодически выходят небольшие теплоходы. Главная цель пассажиров – посмотреть на китов (организаторы поездок, продолжающихся несколько часов, гарантируют выдачу дополнительного бесплатного билета тем, кто не заметит ни одного кита!). Естественно, я тоже не упустил такой возможности.

Пока мы не вышли в открытый океан, я рассматривал публику на нашем теплоходе. Была большая группа женщин в длинных юбках и белых чепчиках – я видел таких особ на картинах старых голландских мастеров. Судя по сопровождавшим группу суровым мужчинам с окладистыми бородами,  это какая-то религиозная община, не отгораживающаяся от американской общественно-культурной жизни.

 


Китов мы увидели в огромном количестве! Как мне объяснили грамотные люди,  у побережья Бостона много этих морских животных, так как здесь относительно мелко, и киты успевают заглатывать рыбешку со дна. Потом выныривают, чтобы вдохнуть кислорода.

 


Киты были небольшие и очень проворные: на радость туристам они совершали акробатические прыжки и ныряли, помахивая черными хвостами. Конечно, я сразу вспомнил «Моби Дика». Действие гениального романа Германа Мелвилла происходило именно в этих местах, у острова Нантакет! К счастью, сейчас здесь китов не истребляют, и они резвятся возле судов, не боясь получить гарпун в бок.
             

Комментариев нет :

Отправить комментарий