пятница, 8 ноября 2019 г.

Цель близка: Ликуд заглатывает правый лагерь!

Пока Бени Ганц пытается что-то сделать с мандатом на формирование правительства, Нетаниягу осуществил неожиданный маневр: Ликуд объединился с Новыми правыми!  



Почему это неожиданность? Ведь премьер-министр перед апрельскими и сентябрьскими выборами убеждал сторонников национального лагеря голосовать за Ликуд, а не за мелкие правые партии, чтобы не распылять голосов. Биби удалось уговорить Фейглина сняться с выборов, пообещав ему министерский пост в будущем правительстве.

Но Новых правых возглавляют Беннет и Шакед, о которых Нетаниягу слышать не желал. Оба они когда-то руководили канцелярией Нетаниягу, но «не сработались» с ним и ушли в Еврейский дом. Платформа религиозных сионистов в конце концов их не устроила, и Беннет с Шакед решили создать партию Новые правые, объединяющую  религиозных и светских сторонников национального лагеря. Хотя перед повторными выборами в кнессет премьер-министра убеждали, что включение Шакед в список Ликуда добавит ему голосов, он не захотел даже говорить на эту тему.


Почему Нетаниягу внезапно изменил свою позицию? Во-первых, он не доверяет ни одному из союзников по право-религиозному блоку и решил уменьшить шансы Ганца на переманивание кого-то из них. Во-вторых, он, видимо, искренне верит в необходимость превращения правого лагеря в одну партию. В-третьих, он дал Беннету портфель министра обороны! Тот давно этого требовал, но Биби не нравилась критика его действий в сфере безопасности, исходившая от Беннета и Шакед. Теперь Нетаниягу ставит Беннета в такое же положение, как Либермана, моментально растерявшего свою «крутизну» на посту министра обороны. В-четвертых, премьер-министр сводит личные счеты с Либерманом, не терявшим надежды на возвращение в оборонное ведомство, и решительно объявляет Ганцу: «Кахоль-Лаван не сможет сформировать правительство. Идем на третьи выборы!»

Можно ли считать ход Нетаниягу абсолютно выигрышным? Я лично в этом не уверен.      


Брошенная Ганцу перчатка угодила в Либермана. Ему теперь терять нечего. Глава НДИ может занять один из ключевых постов в правительстве, только если премьер-министром станет Ганц. Либерман с его огромным опытом и политической изворотливостью наверняка всерьез не ссорился ни с Дери, ни с харедим из Яадут ха-Тора. Он может предложить им компромисс, например: Кахоль-Лаван и НДИ принимают программу постепенного (в течение 10-15 лет...) привлечения ешиботников к исполнению гражданских обязанностей, а ультраортодоксы входят в правительство Ганца и продолжают получать щедрое финансирование. Все участники такой сделки рапортовали бы избирателям, что остались верны своим принципам. Ганц и Либерман объяснили бы, что не смогли создать правительство с участием Ликуда из-за обструкции с его стороны. А «антиклерикальную» программу постепенно спустили бы на тормозах, как уже не раз делалось.

Интересную мысль высказал сегодня один из комментаторов, сказавший, что он на месте Ганца немедленно вернул бы президенту мандат на формирование правительства и пошел на выборы, которые сулят ему успех! Некоторый резон тут есть. Нетаниягу еще не решил, составлять ли в случае проведения третьих выборов общий список с Новыми правыми, проводить ли новые праймериз в Ликуде. Как показывает опыт, объединение партий с близкими политическими платформами не увеличивает сумму их мандатов, а уменьшает (так было при попытках объединения Ликуда с НДИ и с Кулану, при поглощении им партии Фейглина). Беннет формально торжествует, получив портфель министра обороны, но он и Шакед теперь будут считаться «искателями приключений», они потеряли репутацию настоящих сионистов, которые правей Ликуда.

Без сомнения, нынешняя комбинация Нетаниягу продиктована нервозностью, которую усиливают и патовая политическая ситуация, и ожидание решения по его делам. Линия на уничтожение правых партий наносит огромный вред национальному лагерю и в целом израильской демократии. В гражданском обществе каждая группа населения должна иметь возможность отстаивать свои взгляды. Разрушенные правые партии не восстановятся, как оторванный хвост ящерицы. Убеждать соотечественников в том, что только сторонники Нетаниягу – истинные патриоты, а все прочие готовы «продать страну», можно только в помрачении рассудка от непомерного напряжения! Национальный лидер, раскалывающий народ, далеко не уедет на этих обломках. 

Правый лагерь способен получить безоговорочную поддержку избирателей не истериками, не натравливанием одной половины израильского общества на другую половину, а совсем другими способами: решительной борьбой с террористами – прежде всего в Газе, нетерпимостью к коррупции и возвращением к лозунгам социальной справедливости, которые когда-то позволили Бегину покончить с монополией одной партии.      

2 комментария :

  1. Борьбе с террористами препятствуют
    " генералы - гуманисты " и левые .
    Кто против операции в Газе - левые ,
    которых большинство в руководстве армии.

    ОтветитьУдалить
  2. Главное препятствие - премьер-министр, который четыре года предпочитал решительным действиям в Газе тайные переговоры о "затишье" с ХАМАСом (который Израиль официально не признает). Даже сегодня, ликвидировав главаря "Джихада", Нетаниягу сразу заявил, что Израиль (не Израиль, а он лично!) не заинересован в "эскалации конфликта". А тупые читатели "русских" газет и сайтов при таком "правом" премьер-министре всё ищут каких-то затаившихся левых врагов! Когда левые в последний раз были у власти? Когда израильская армия действовала без санкции правительства?

    ОтветитьУдалить