По рецептам Геббельса
В 1942 году Сталину приходилось решать более сложные проблемы, чем оздоровление
обстановки в музыкальном искусстве. Поэтому 15 июля 1943 года последовало повторное
напоминание о сохраняющемся засилье нерусских кадров в этой сфере:
«Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) - в секретариат ЦК ВКП(б) о
необходимости кадровой чистки в Большом театре».
Хотя эта докладная записка послана в разгар
сражений на Курской дуге, ведомство пропаганды не сомневалось, что теперь затронутую
тему товарищ Сталин сочтет крайне актуальной. Оно указывает: «Председатель
Комитета по делам искусств тов. Храпченко внес предложение об изменениях в
руководстве Академическим Большим театром. Управление пропаганды и агитации
поддерживает это предложение».
Михаил Храпченко родился в 1904 году на Смоленщине. Многие его сверстники
погибли на фронте. Но Храпченко был нужен советской науке! Правда, он не был
физиком-теоретиком, не изобретал новых видов вооружений. Скромный учитель литературы
понравился начальству идеологически безупречными критическими статьями. В 28
лет он стал завкафедрой литературы Института Красной Профессуры. В 1939 году,
после уничтожения классово чуждых писателей, художников, режиссеров, выдвиженцы
рабоче-крестьянского происхождения очень ценились. Храпченко назначили
председателем Комитета по делам искусств, членом Комитета по Сталинским
премиям! Храпченко старался оправдать свою фамилию. Он вовремя понял, что для
Великого Интернационалиста все нации равны, но некоторые равнее. (Впоследствии
Храпченко убрали с ответственных постов, и я изучал на филфаке его скучнейшие
«литературоведческие» труды. Но за старые «заслуги» его на старости лет приняли
в академики и наградили Ленинской премией).
В 1941 году перед главными проводниками официальной советской идеологии стояла
сложнейшая задача. Им следовало разоблачать расистские мифы нацистов и в то же время осторожно готовить массы к
восприятию очень похожих установок Кремля по национальному вопросу, которые
высшее руководство распространяло в секретных циркулярах, но было еще не готово
открыто излагать советскому народу.
Ученые-марксисты не могли принять методов нацистских шарлатанов, которые замеряли черепа, чтобы отделить «недочеловеков» от представителей арийской расы. Но считалось вполне нормальным то, что председатель Комитета по кинематографии посылает в ЦК такой протест:
«Председатель комитета по делам кинематографии при СНК СССР - секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову о нежелательности участия Ф.Г. Раневской в съемках кинофильма «Иван Грозный»
24.08.1942
Сообщаю, что С. Эйзенштейн просит утвердить на роль русской княгини Ефросиньи в фильме «Иван Грозный» актрису Раневскую. Он прислал фотографии Раневской в роли Ефросиньи, которые я направляю Вам. Мне кажется, что семитские черты у Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах и поэтому утверждать Раневскую на роль Ефросиньи не следует, хотя Эйзенштейн будет апеллировать во все инстанции.
И. БОЛЬШАКОВ»
А. С. Щербаков
По мнению
советского единомышленника Геббельса, обожаемая народом Раневская годилась для незамысловатых
комедий, но, чтобы играть русскую княгиню, черепом не вышла - особенно на
крупных планах!
Управление пропаганды и агитации знало, чьи указания выполняет. Получая письма
о дискриминации русских в творческих областях (которые само и заказывало), оно принимало
«оргмеры». В годы войны началось выдавливание евреев из сферы искусства. Этот
антисемитский курс еще не сопровождался репрессиями, но проводился так грубо,
бесцеремонно, что некоторые наивные граждане от отчаяния решались на протесты:
«Я. Гринберг - И.В. Сталину об
антиеврейских чистках в Москве
13.05.1943
Дорогой вождь и учитель И.B. Сталин!
Чем можно объяснить, что в
нашей советской стране в столь суровое время мутная волна отвратительного антисемитизма...
проникла даже в партийные организации? Что это? Преступная глупость не в меру
ретивых людей, невольно содействующих нацистской агентуре, или что-либо иное?
...Возможно, сверху было дано указание о развитии русской национальной
культуры... В органах, ведающих искусством, об этом с таинственным видом
говорят шепотком на ухо.... На практике получилось так, что секторы кадров в
Комитете по делам искусств и ему подведомственных аппаратах подбирают только
русских работников.... Еврей любой квалификации сейчас не может рассчитывать на
получение самостоятельной работы даже самого скромного масштаба. Эта политика
развязала многим темным и неустойчивым элементам языки, и настроение у многих
коммунистов и беспартийных евреев очень тяжелое...
Уже дошло до того, что отдельные коммунисты (русские) и даже секретари низовых парторганизаций (например, в Управлении по делам искусств Мосгорисполкома, в отделе искусств облисполкома) начинают совершенно официально ставить вопрос о «засоренности» аппарата евреями, выдвигают обвинения в «протаскивании евреев». В Управлении по делам искусств пришлось даже делать подсчет и определять, не нарушена ли еврейская норма - четыре еврея на 30 работников аппарата...
Ваше личное вмешательство может коренным образом изменить положение вещей, в связи с чем я и решил обратиться к Вам непосредственно.
Я. ГРИНБЕРГ,
член ВКП(б) с 1919 г.»
Естественно, Сталин не собирался вникать
в суть жалобы. Он прекрасно знал, что в годы войны возникало немало
антисемитских эксцессов - в основном из-за перемещения в некоторые районы
страны непривычного количества евреев. Но именно в этот период Сталин вынашивал
идею превосходства «главной» советской нации над остальными народами.
Соответственно, он намеревался «поставить на место» ненавистное ему нацменьшинство.
Системная подготовка к послевоенным антисемитским кампаниям
Антисемитские кампании конца 1940-х годов возникли не на пустом месте и не из-за возрастных психических отклонений у Сталина. Все они репетировались во время войны! Возможно, их «сценарии» появились раньше - в период дружбы СССР с гитлеровской Германией.
В мае 1943 года директор Института тропической медицины АН СССР Сергеев вызвал профессора Лину Штерн, выдающегося советского биохимика и физиолога, и потребовал увольнения двух еврейских сотрудников. Он «объяснил», что наверху принято решение о сокращении числа евреев в руководстве медициной. Лина Штерн написала Сталину о гонениях против евреев-медиков. Ее принял Маленков, которому она сказала, что налицо вредительство, явно исходящее от замаскировавшихся врагов! Опешивший Маленков попытался успокоить ее. Но когда через год была создана Академия медицинских наук СССР, среди 60 ее членов оказалось всего 5 евреев, что, конечно, не отражало роли евреев в советской медицине. Им была отведена совсем другая роль: связанная с «Делом врачей».
Лина Штерн
Лину Штерн не допрашивали о связях с «врачами-отравителями», так как она была арестована по «Делу о Еврейском антифашистском комитете».
Эта организация появилась в 1941-1942 годах. Положение на фронтах было катастрофическим, и Сталин решил использовать известных еврейских писателей, музыкантов, актеров, ученых для налаживания связей с евреями на Западе. ЕАК работал при Совинформбюро и мобилизовал в Америке крупные пожертвования в пользу Советского Союза. Но к концу войны Сталина стало раздражать сотрудничество советских евреев с заграницей, и он начал искать поводы для сворачивания этой «вредительской» деятельности. В 1944 году Сталин получил донос, «грамотно» составленный сотрудником НКВД и одним из руководителей Информбюро:
«Секретарю ЦК ВКП (б) тов Щербакову. О националистической линии в работе Еврейского комитета
Еврейский комитет забыл, что означает для свободы и счастья советского народа великий Советский Союз. В действительности комитет замкнулся в рамках своей национальности... Видимо, заграничные круги в большей степени «организуют» позицию Еврейского комитета, чем он организует их позицию в борьбе против общего врага.... А это приносит существенный вред Советскому Союзу и всем свободолюбивым народам...
В материалах комитета проводится мысль, что
на советском фронте наиболее активные, наиболее передовые, ведущие за собой
остальных, генералы, офицеры и солдаты – евреи... что в советском тылу наиболее
выдающиеся, наиболее видные ученые, инженеры, литераторы, архитекторы... это
евреи... Если бы гитлеровцы использовали материалы, разосланные Еврейским
антифашистским комитетом, они могли бы доказывать, что среди народов советской
страны нет ни одного способного ученого, писателя, хозяйственника, инженера,
врача, изобретателя, архитектора, художника, композитора, кроме евреев...
Руководители Еврейского комитета больны политически, они сознательно проводят
националистическую линию в материалах, посылаемых за границу...
Член Советского Информбюро Н. КОНДАКОВ
Следователь следчасти по особо важным делам НКВД, капитан ЖИРУХИН»
В этом письме уже сформулированы главные
«идеи» послевоенных антисемитских кампаний: низкопоклонство перед Западом
влиятельных советских евреев и их связь с врагами Советского Союза.
Осенью 1944 в Кремле состоялось совещание, в котором участвовали члены Политбюро
и Секретариата ЦК, первые секретари республик и обкомов, работники оборонной
промышленности, представители армии и МГБ.
Сталин во вступительном слове призвал осторожно назначать евреев на руководящие
посты в партийных и государственных органах.
Маленков потребовал «повышения бдительности по отношению к еврейским кадрам». Вскоре
партийные комитеты получили письмо Маленкова с перечнем должностей, на которые
назначать евреев считалось нежелательным.
Усиление государственного антисемитизма пользовалось
поддержкой со стороны озлобленных «патриотов», трудившихся на ниве науки и
искусства, ненавидевших еврейских конкурентов и ждавших только команды, чтобы
активизироваться. А некоторые даже не ждали! Вот жалоба, поступившая в сентябре
1944 года в партийные органы:
«Об антисемитских выпадах, происшедших в Союзе советских композиторов со стороны композитора Мокроусова
18 сентября композитор Мокроусов, основательно выпивши, зашел в бильярдную со словами: «Когда только не будет у нас жидов и Россия будет принадлежать русским!» Он подошел к композитору Кручинину, взял его за воротник, встряхнул и сказал: «Скажи, ты жид или русский?» Кручинин ответил: «Был и останусь жидом» (хотя в действительности он является русским).
Присутствовавшие композиторы были возмущены поведением Мокроусова и написали заявление в Оргкомитет Союза советских композиторов:
«...В понедельник вечером 18 сентября 1944 года мы оказались свидетелями возмутительной выходки Б. Мокроусова, позволившего себе в нашем присутствии и в присутствии ряда товарищей развить теорию о «России для русских». Среди прочего запомнились выражения: «довольно жидовского царства», «грузинский оргкомитет», «бей жидов, спасай Россию» и т.п. Хотя хулиган был в нетрезвом виде, однако отчет в своих словах он себе отдавал, что следует из того, что:
1) он заявил: «Я знаю, что меня за это могут посадить, но я, по крайней мере, буду знать, за что я страдаю»;
2) когда взволнованные слушатели стали расходиться, Б. Мокроусов просил «не обижаться на него» и т.п.
Композитор-орденоносец Л. ШВАРЦ
Композитор В. КРУЧИНИН
Композитор М. БЛАНТЕР
Лауреат Сталинской премии, профессор Московской
государственной консерватории Н. ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ
Москва, 19.09.1944 г.»
Композитор Мокроусов
Члены партбюро Союза композиторов предложили
исключить Мокроусова из этой организации. Они не понимали, что создатель популярных
песен в народном стиле симпатичней руководству страны, чем шварцы и блантеры. Мокроусова
не наказали за антисемитскую выходку, а в 1948 году он стал лауреатом
Сталинской премии.
Как Бухенвальд превратился в «спецлагерь НКВД»
Некоторые советские евреи (даже проживающие
ныне за границей) твердят, что мы должны быть благодарны Сталину за
освобождение евреев из гитлеровских концлагерей! Они не знают, что Вождь
запрещал освещать в печати тему концлагерей! К концу войны в советском
лексиконе появился «эвфемизм»: геноцид евреев начали называть «уничтожением
мирного населения».
27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Эта дата
выбрана в связи с тем, что 27 января 1945 года Красная Армия освободила
Освенцим (Аушвиц), крупнейший из нацистских лагерей уничтожения. Но сообщение ЧГС (Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний
немецко-фашистских захватчиков) об освобождении Освенцима появилось в советских
газетах 7 мая 1945 года. Его «редактировали» более трех месяцев, и в итоге из
него исчезли все сведения о гибели в лагере евреев!
Для того, чтобы в обществе поменьше говорили о геноциде евреев и не жалели их,
по распоряжению Сталина, многих советских людей отправляли из гитлеровских концлагерей
прямиком в ГУЛАГ.
Я не понимаю только одного: а куда смотрела мировая прогрессивная общественность? Ведь всё это хоть и не выпячивалось, но и не скрывалось от зарубежных руководителей, прессы и общественных организаций. Всех это устраивало тогда? Of course! Как и сейчас..!
ОтветитьУдалить