пятница, 26 января 2024 г.

Тирания абсурда и абсурд тирании

Театр "ZERO" очень взыскателен в составлении своего репертуара. Здесь любят сложные для постановки произведения самых значительных и актуальных писателей нашего времени. Но даже на этом фоне впечатляет обращение Олега Родовильского и Марины Белявцевой к трагедии Альбера Камю "Калигула"! 

Камю не просто знаменитый писатель. Он философ-экзистенциалист - без этого невозможно понять его романы, эссе, драмы. Возможно, поэтому мы не так уж часто видим его героев на сцене и на экране. Если реальная фигура римского императора Калигулы вызывала творческий импульс у многих художников, то трагедию Камю трудно читать, а тем более - ставить! Например, знаменитый спектакль Някрошюса вызвал немало "обязательных" восторгов, но 5-часовое (!) зрелище было принято зрителями и критиками неоднозначно... В последние годы интерес к "Калигуле" проявляют в Украине. Естественно, там режиссерам импонируют аллюзии, вызываемые образом обезумевшего тирана. Но понятно, что это слишком простое политическое прочтение не исчерпывает всех философских вопросов, волновавших Альбера Камю.

Премьера в театре "ZERO, обосновавшемся в бомбоубежище, импонирует целым рядом неожиданных решений. Спектакль о правителе огромной империи играется на обычном крохотном пятачке. Уже это говорит о том, что в постановке Олега Родовильского и Марины Белявцевой главное - не зачитывание афористичных высказываний Камю, а столкновение человеческих страстей, без чего невозможна подлинная трагедия! Когда нам помогают заглянуть в души героев, то не имеют значения размеры сцены, количество установленных на ней бутафорских колонн и скульптур. (В данном случае минималистская сценография не на словах, а конкретно подчинена режиссерской концепции: спектакль оформляли Олег Родовильский с Леей Шац, которая не ограничилась привычной ролью блестящего художника по костюмам). 

Благодаря камерной обстановке театра "ZERO", отсутствию дистанции между зрителями и сценическим пространством герои Камю, хоть и изрекают сложные философские истины -  становятся понятными, обычными людьми с их надеждами и разочарованиями. Философия автора никуда не исчезает, но растворяется в образном строе спектакля. 

Сначала может показаться, что маски на многих актерах - нехитрый и стандартный прием стилизации под античную трагедию. Но в постановке Родовильского и Белявцевой одинаковые маски, создающие видимость "игры без игры", воплощают мысль о том, что тирана порождают обезличенность, трусость его сограждан. 

В первых сценах трудно понять причины разительных изменений, которые произошли в психике молодого императора после неожиданной смерти его возлюбленной. Но он сам объясняет, что понял простую истину: "Люди умирают и они несчастливы". Поскольку смерть абсурдна, Калигула решает, что должен победить абсурд. А это переход к главной теме творчества Камю-экзистенциалиста: абсурдность бытия и способы борьбы с ней. 

Как считает Калигула, он должен придать смысл абсурдному миру тем, что подчинит его себе. Поэтому он маниакально убежден, что должен завладеть всей государственной казной и пополнять ее казнями богатых подданных, которых закон обяжет завещать состояние государству. Тут можно было бы усмотреть язвительный намек на современный Израиль, где политическим лидерам особо важен контроль над министерством финансов, позволяющим укреплять свою власть. Но это для театра сатиры, а не для театра "ZERO"! Постановщикам спектакля важней слова Калигулы о том, что если казна имеет такое значение, то люди вообще ничего не значат! 

Камю всю жизнь пытался понять, как человек может победить абсурд этого мира. Его вывод: победой являются бунт или самоубийство. Но есть еще "скучный" путь, намеченный в романе "Чума" (а царствование Калигулы по абсурдности и количеству жертв сравнимо только с чумой). Это упорная каждодневная работа  доктора Риэ на благо людей. Диктатор к такой работе не склонен и стремится к "бунту", который если и не поможет людям, то потрясет их эффектной жестокостью! 

Автор "Калигулы" писал не философский трактат, а трагедию. Этот жанр требует сильной личности, которая не может справиться с обстоятельствами или поставленной задачей. Постановка Родовильского и Белявцевой поражает тем, что Калигулу играет ведущая актриса театра "ZERO"! Именно в исполнении Марины Белявцевой, умной, обаятельной, хрупкой, тиран оказывается отнюдь не всесильным, а запутавшимся, страдающим. Он пытается быть "логичным" и отталкивает от себя даже соратников - опору режима. Груз самовластья оказывается для него непосильным. "Метафизическое самоубийство" Калигуле не удается, но он подталкивает самых близких людей к покушению на себя: это реальное самоубийство - по законам театральной трагедии, а не философского трактата.

В авторском тексте немного озадачивают погруженность Калигулы в мечты о Луне и объяснение диктатора: "Это единственная вещь, которой у меня нет". В поэтичной режиссерской интерпретации образ Луны - это затаенная потребность в прекрасном, которую Калигула в себе подавляет.

Я не могу продолжать разбор спектакля, так как начну пересказывать его, что лишит удовольствия будущих зрителей. Конечно, необходимо отметить замечательный выбор музыкального сопровождения: именно мощная, полная драматизма музыка Альфреда Шнитке конгениальна грандиозным замыслам Альбера Камю. Конечно, в "ZERO" всегда отшлифованы все актерские работы. Олег Родовильский создает сложный характер  циничного, умного аристократа Хереи. Роман Джура точно и красочно играет хитрого, угодливого царедворца Геликона, а недавно появившийся на израильских сценах Никита Галкин производит сильное впечатление в роли Сципиона, который с ненатуральным стоицизмом тщится сохранить любовь к  бывшему другу Калигуле и не забывать об убитом им своем отце. Анна Кордонская неожиданно трогательна, играя немолодую подругу тирана Цезонию: она относится к нему с материнской заботой, хотя понимает свою собственную обреченность. Не случайно патриция Лепида играют по очереди Марина Калачникова и Анна Винокур: никакая маска не скроет его немужской - совершенно не римской - трусости, готовности пресмыкаться перед диктатором. Саша Винникова и Ясмин Родовильская, играющие Друзиллу, первую любовь Калигулы, вносят в этот интеллектуальный спектакль лиризм, без сомнения, обогащающий его.

Сильный и яркий спектакль поставили в театре "ZERO". Он непрост для восприятия. Не скрою, посмотрел его два раза, чтобы ничего не упустить! Возможно, среди посетителей спектакля я был  не самым понятливым.  Но тех, кто еще не видел "Калигулу", предупреждаю: такой театр требует от зрителей предельного напряжения!  

Комментариев нет :

Отправить комментарий