воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Каждой твари – по паре

Выборы в кнессет 2015 года отличаются от всех предыдущих нервозностью большинства партий. Они ищут партнеров для создания общих списков, а некоторые раскалываются на части, после чего их остатки также ищут, с кем объединиться. Чем это объяснить?

Измельчание лидеров

Главная причина предвыборных комбинаций со списками – отсутствие на политической арене явных лидеров. Когда-то Авода или Ликуд могли получить более 40 мандатов и сформировать правящую коалицию. Сегодня даже лидирующий в опросах Ликуд претендует на 22-23 мандата. Это вызывает у менее популярных партий бесхитростное желание составить общий список, который опередил бы команду Нетаниягу и получил право на создание правительства.

Сам Нетаниягу отказался от связки с какой-то из правых партий. Опыт создания блока «Ликуд бейтену»показал, что объединение партий с похожими платформами приводит не к увеличению, а к значительному уменьшению суммарного количества мандатов. Нетаниягу удовлетворился тем, что договорился с Беннетом о прекращении взаимных нападок во время избирательной кампании. Это предполагает и последующее совместное сидение в коалиции.

Зато раньше всех объявили о создании общего списка Авода и Ха-Тнуа. Оракулы уверяют, что этот блок может получить не меньше мандатов, чем Ликуд.

Ицхака Герцога понять можно. Авода, имевшая в 2013 году 15 мандатов, не приобрела новых козырей. Ей требуется допинг. Но зачем Герцогу надо было спасать партию Ципи Ливни, которая в одиночку могла и не пройти электоральный барьер? Почему бы не кооперироваться с Лапидом или хотя бы с МЕРЕЦом?

Комментаторы объясняют, что имя Ливни остается «брендом», что Аводе нужен союзник, убеждающий избирателя в их тяготении к центру. Ультралевый МЕРЕЦ для этого не годится, а Лапид по-прежнему настаивает, что он не левый.

Поделюсь своим не совсем политкорректным предположением.

Не секрет, что лозунг «Только не Биби!» крайне симпатичен большинству израильских СМИ. Публикуемые ими опросы – это нередко инструмент предвыборной пропаганды, промывание мозгов. Я лично не уверен, что Ливни, потерявшая поддержку избирателей, усилит их доверие к партии, которая дала ей политическое убежище.

Рынок и цена

Как ни объясняй мотивы Герцога, его соглашение с Ливни о ротации в должности премьер-министра в случае победы на выборах – это чересчур щедрый подарок лидеру виртуальной партии. Тем не менее надо считаться с реальностью. Цены растут не только на рынке жилья, но и в политике. Еще два года назад за поддержку своей партии, за присоединение к коалиции расплачивались местами в избирательном списке или министерскими портфелями. Сегодня названа новая цена: ротация на посту премьер-министра!

Наверняка этот вариант обдумывает Лапид, ведя переговоры о создании общего блока с Кахлоном. СМИ уже публикуют результаты опросов, согласно которым вместе они получат 24 мандата и опередят Ликуд! Пока опросы сулят им по 9-10 мандатов. У обоих остается более месяца до последнего срока регистрации избирательных списков...

Максимализм Ливни и уступчивость Герцога позволяют понять, почему спокойней всех ведет себя Либерман, ни к кому в партнеры не напрашивающийся. Если НДИ получит более десяти мандатов (примерно столько обещают ему опросы), то будет желанным гостем в любой коалиции. А тогда Либерман сможет не мелочиться, как в двух последних каденциях, и требовать за вхождение в коалицию оплату по «рыночным ценам». Недаром экс-председатель Аводы Шели Ехимович уже заявила, что не может без отвращения представить Либермана в роли премьер-министра.

Бег с увеличившимися барьерами

Маленькие партии подтолкнуло к спариванию повышение электорального барьера. Мофазу придется согласиться на предложенное место в списке Аводы – Ха-Тнуа. Пытаясь сохранить статус лидера, он требует зарезервировать места для товарищей, но Герцог знает, что Кадима неспособна получить четыре мандата.

Цифра «4» стала ночным кошмаром для многих политиков. Центр Ихуд леуми пресек сепаратистские поползновения своего лидера Ури Ариэля, трезво рассудив, что может не выжить без Еврейского дома.

Ихуд леуми возник в 1999 году как блок маленьких партий – Моледет, Херут, Ткума. В 2013 году он баллотировался с Еврейским домом. Теперь Ури Ариэль недоволен тем, что для Ихуд леуми в избирательном списке Еврейского дома забронировано всего три места. Но есть и более глубокая причина конфликта. Беннет – современный человек, понимающий, что религиозно-сионистское движение должно дистанцироваться от ультраортодоксов и сближаться со светской частью национального лагеря. Подчиняющиеся авторитету раввинов Ури Ариэль и его единомышленники еще не осознали гибельности самоизоляции.

Своей популярностью, продолжающей расти, Еврейский дом обязан исключительно харизматичной фигуре молодого лидера. Как показывают опросы, Еврейский дом от размежевания с Ихуд Леуми практически ничего не потеряет. Ури Ариэль предпочел не искать попутчиков.

Одним из его потенциальных союзников был покинувший ШАС Эли Ишай. Его выжил из партии вернувший себе лидерство в ней Арье Дери. Ишай создает свою партию. Похоже, Дери за время отсутствия в политике утратил прежний безошибочный расчет. Опросы показывают, что и ШАС, и партия Ишая получат по четыре мандата. Этак можно и не перепрыгнуть барьер. Дери нельзя создавать общие списки с другими партиями – это конец ШАСа и его личных политических амбиций. Он уже уговаривает Ишая вернуться в родную партию.

Положение Ишая осложнилось после восстановления единства в Еврейском доме. Теперь объединиться он может только с Кахлоном. Но нужно ли это Кахлону? С одной стороны, включением в список «Кулану» Ишая Кахлон оттолкнул бы часть своих сторонников, но, с другой - политический блок с двумя лидерами восточного происхождения, стоящий на правой платформе и ставящий во главу угла социальную проблематику, без сомнения, импонировал бы избирателям-сефардам, как религиозным, так и светским. Опять же вопрос – хочет ли Кахлон придавать своей партии «этническую» окраску?

Те же и Биби

Как это всегда бывает на выборах, определяемый опросами предварительный расклад может измениться после регистрации избирательных списков и столкновения различных пропагандистских стратегий.

Пока «лево-центристский лагерь»  - Авода с ха-Тнуа, МЕРЕЦ и теоретически Еш атид - набирает менее 40 мандатов. Возможно присоединение к нему ШАСа, но переманивание НДИ или партии Кахлона маловероятно. Найти гениальные лозунги для расширения своего электората «лагерь мира» неспособен, о чем говорят невыразительные выступления Герцога и поразительно вульгарные выпады Ливни против Нетаниягу.

Ликуд, Еврейский дом и НДИ могут получить около 50 мандатов. На этой основе Нетаниягу без труда сформирует коалицию, скорее всего с ультраортодоксами. Именно этой перспективой могут в ходе избирательной кампании запугивать общество противники премьер-министра.

2 комментария :

  1. Лена, когда-то Кахлон считался правее Биби. Какие метаморфозы претерпели его взгляды, пока он сидел дома, я лично не знаю.

    ОтветитьУдалить
  2. Gracias por tu puesto. He estado pensando en escribir un artículo comparable en las últimas semanas, probablemente lo mantendré corto y dulce y enlazaré con esto en vez de eso si es genial. Gracias. 먹튀검증

    ОтветитьУдалить