четверг, 16 января 2020 г.

Райком закрыт. Приказ секретаря обкома!

Перед завершением регистрации партий произошла сенсация! Рафи Перец объявил, что не будет баллотироваться с Итамаром Бен-Гвиром и войдет в общий правый список. Это результат последних попыток Биньямина Нетаниягу объединить партии, которые правей Ликуда. По прогнозам, «сплочение сил» лишит правый лагерь нескольких мандатов. Но премьер убежден: лидер «главной» партии вправе командовать «второстепенными» партиями. Такого в Израиле еще не было. Недаром обожатели Биби считают, что в истории страны его сравнить не с кем!

 


Глава Еврейского дома Рафи Перец собирался избираться в кнессет вместе с Итамаром Бен-Гвиром, лидером партии Оцма иегудит. Но, когда уже истекал срок представления партийных списков в избирательную комиссию, Перец сообщил, что решил не сотрудничать с Бен-Гвиром и баллотироваться в составе общего правого списка.

Усилия Биньямина Нетаниягу по «консолидации правых сил» увенчались успехом. В последний вечер перед регистрацией списков он яростно убеждал Беннета и Рафи Переца объединиться. Беннет очень не хотел брать в список министра образования, который в кратчайший срок успел показать себя человеком дремучим. Перец не хотел компрометировать себя еще и подлостью в отношении Бен-Гвира. По информации, просочившейся из Ликуда, Нетаниягу пустил в ход самый сильный аргумент: пригрозил, что даже в случае попадания в кнессет ни Беннет, ни Перец не получат министерских постов. Это убедило упрямцев. Теперь объединенный список Ямина возглавят: 1. Беннет, 2. Перец, 3. Шакед, 4. Смотрич.

Бен-Гвир не скрывает потрясения. Он рассказывает, что в последний момент перед подачей списков Перец куда-то исчез, сославшись на срочные дела! Затем он появился и сообщил, что не будет баллотироваться с Бен-Гвиром. Объяснил, что это тяжело ему далось, но ему пришлось так поступить в интересах страны (напоминает героя Ильфа и Петрова, который сказал: "Я это сделал не  интересах истины, а в интересах правды"). Бен-Гвир ответил, что Перец предал его и вонзил ему нож в спину.

Нетаниягу сразу после роспуска кнессета в декабре 2018 года начал убеждать маленькие правые партии не баллотироваться отдельно, чтобы не распылять голоса национального лагеря. Это позиция антидемократическая. В гражданском обществе каждая социальная или политическая группа имеет право отстаивать свои взгляды. А
маленькие партии иногда становятся довольно большими (ШАС, НДИ, Еш атид, Еврейский дом). В истории Израиля и в правом, и в левом лагере всегда были небольшие партии, чьи позиции отличались от платформ Ликуда и Аводы. Израиль - очень пестрая страна, которая не дозрела до двухпартийной системы. 
 



Политологи нередко указывают, что объединение партий, как правило,  приводит не к увеличению, а к уменьшению суммы их мандатов. Это не абсолютная истина. Можно вспомнить, как в 1992 году маленькие партии МАПАМ, РАЦ, Шинуй синтезировались в довольно сильный МЕРЕЦ с 12 мандатами, а в 2006-м созданная из обломков двух ведущих партий Кадима уверенно победила на выборах. Результат слияния партий во многом зависит от политической обстановки, от фигуры общего лидера. Важен и фактор времени. В настоящий момент до выборов остается всего полтора месяца, и избиратели не успеют поверить в преимущество объединенного списка Ямина перед прежними Новыми правыми и Еврейским домом.   

Мне приходилось указывать, что Нетаниягу стал первым правым премьер-министром, который публично характеризует левый лагерь и арабские списки как нелояльные Израилю, и, стало быть, нелегитимные. Но если к этому Биби еще призывает предельно «консолидировать» правый лагерь, то ясно, что он практически ратует за однопартийную систему! Красивая эволюция «единственной демократии на Ближнем Востоке»!

Довести до логического завершения свою программу «цементирования» правых сил Нетаниягу пока не смог. Впереди всего лишь третьи подряд выборы – еще не все правые политики отказались от своих амбиций. Но его деятельность морально разложила национальный лагерь! Несгибаемого Моше Фейглина, чей Зеут хорошо выглядел в опросах, премьер уговорил сняться с выборов, пообещав, что даст ему возможность осуществлять его идеи. Строптивого Беннета он приручил, дав портфель министра обороны. Пригревшись в министерских креслах, осознали разницу между политической теорией и практикой «идейные» Рафи Перец и Смотрич.

 



Результат разложения налицо: лидеры религиозно-сионистского лагеря заметались и уже год перебегают из одного списка в другой. Спросите сегодня избирателя, чем отличаются друг от друга Ткума и Ихуд леуми, Еврейский дом и Оцма иегудит – почти никто не ответит. Идейные основы национально-религиозного движения исчезли. Беннет, создавая с Шакед партию Новые правые, явно хотел дистанцироваться от харедизации Еврейского дома и найти взаимопонимание со светскими соотечественниками. Но теперь он объединился с самыми одиозными «вязаными кипами» и потерял доверие как либеральной части религиозных сионистов, так и светских соотечественников, которых приводит в ужас перспектива возвращения в министерство образования Смотрича или Рафи Переца. Будучи министром юстиции, Аелет Шакед приобрела немалый политический капитал. Но, провалившись на апрельских выборах, выказала прискорбную неспособность переносить неудачи и начала проситься во все партии, включая третировавший ее Ликуд.

Религиозно-сионистские партии были идейным камертоном правого лагеря, который не позволял Ликуду чересчур стремительно сдвигаться к центру. Именно поэтому – а не из желания сплотить правые силы – Нетаниягу решил взять под контроль партии, находившиеся правее Ликуда. Ему удалось добиться этого не столько риторикой, сколько самым пошлым политическим подкупом. Лидеры религиозных сионистов, казавшиеся убежденными и стойкими патриотами, непристойно засуетились и забыли о всех своих принципах из-за гарантированного места в кнессете, а тем более – в правительстве. Унизив этих деятелей, Нетаниягу начал ими командовать! Такого еще не было в политической истории Израиля. Биби может двадцать раз в день талдычить, что Кахоль-Лаван – это левые, надеющиеся на поддержку врагов Израиля, но невозможно себе представить Бени Ганца, дающего указания лидерам Аводы и МЕРЕЦА, в каких списках им баллотироваться. А Нетаниягу, потеряв чувство реальности от легкости манипулирования «идейно-правыми», бесцеремонно советует преданному партнером Бен-Гвиру подать в отставку! Это напоминает обращение советского секретаря обкома с секретарями райкомов – точно так же «консолидация» правого лагеря при делегитимации левого напоминает сползание к однопартийной системе.

В одной из телепрограмм депутат от Ликуда Керен Барак (как все ее товарищи по партии, угодливо вторящая вождю) стала игриво подтрунивать на Бен-Гввиром: "Теперь, когда ты можешь отнять голоса у правого лагеря, ты стал любимцем левых". Отвратительный цинизм! Сначала ее босс лишил Бен-Гвира важного союзника, а теперь его челядь издевается над лидером Оцма иегудит. Тем не менее последний опрос профессора Фукса "дал" Бен-Гвиру 4 мандата! Увы, это скорее оценка правыми избирателями линии Нетаниягу, чем реальный прогноз. До выборов Бен-Гвир вряд ли сохранит такой рейтинг. 


«Концепция сплочения правых сил» уже привела к тому, что после апрельских выборов и повторных сентябрьских Ликуд не мог сформировать коалицию. Пока ни один опрос не обещал правому лагерю успеха на третьих выборах. И ничего удивительного. Нетаниягу растоптал политических союзников, а по политическим противникам палит повторяющимися страшилками вместо того, чтобы четко объяснить, чем, собственно, Ликуд сегодня отличается от них. Это не лучшая стратегия перед выборами, назначенными на 2 марта. Откровенно говоря, это очень опасный курс...                 

1 комментарий :

  1. Ребята, подписывайтесь! Трусливых грубиянов, гадящих изподтишка, я удаляю! Кто хочет спорить цивилизованно - пожалуйста! Но по существу! Не надо комментариев типа все правые - фашисты, все левые - предатели.

    ОтветитьУдалить