суббота, 1 февраля 2014 г.

Кого воспитывает министр образования?

Шай Пирон оправдал учителя, назвавшего ЦАХАЛ аморальной армией. Но это только одно звено в цепи поспешных и бессистемных «новшеств», которыми нынешний министр образования бомбардирует израильскую школу.

В статье «Свобода слова, ранящего души» я уже освещал историю с протестом учеников против позиции преподавателя обществоведения, который пытался доказать им, что ЦАХАЛ – аморальная армия. Учитель школы ОРТ в Кирьят-Тивоне Адам Веретэ считает, что учащиеся должны самостоятельно мыслить и сопоставлять самые разные точки зрения.

На практике это выглядело так. Учащимся, восхищавшимся ЦАХАЛом, педагог предложил разобрать примеры жестокости израильских военнослужащих. Он подталкивал класс к выводу о том, что наша армия аморальна.

Ученица Сапир Сабах направила возмущенное письмо министру образования. Она написала, что ей скоро предстоит служить в армии и она не понимает, почему школа внушает ей негативное представление о ЦАХАЛе. Руководство системы школ ОРТ временно отстранило Адама Веретэ от исполнения обязанностей.

Казалось бы, первым обязан прореагировать на скандал министр образования. Но Шай Пирон отозвался неопределенным заявлением о необходимости дискуссий в школе. Тем временем учителя, разделяющие взгляды Веретэ, устроили демонстрацию в защиту свободы слова. Они напомнили, что так же «несправедливо» наказали за левые взгляды сотрудника министерства образования Адара Коэна (министр Саар уволил его не за убеждения, а за написанный им учебник по обществоведению, содержавший клевету на «русскую» алию и массу фактических ошибок). Отменить увольнение Веретэ призвал председатель парламентской комиссии по образованию, культуре и спорту Амрам Мицна из партии Тнуа (будучи генералом, он в Первую Ливанскую войну потребовал от Бегина увольнения министра обороны Шарона, а в период первой интифады всячески препятствовал борьбе с террором). На всех телеканалах развернулись дебаты: нужно ли прививать школьникам уважение к демократии, свободе совести?

Тут Шай Пирон набрался решительности и заявил, что педагога нельзя увольнять за его взгляды. Руководство системы школ ОРТ вернуло Веретэ на работу.

Восстановленный в правах педагог торжествующе раздает интервью. Он рекомендует своим коллегам не скрывать свои взгляды и обсуждать с учащимися самые «запретные» темы, чтобы привить им плюрализм.

Нельзя утверждать, что учитель Адам Верете вел себя правильно или неправильно, не оценивая ситуацию в израильской школе, резко изменившуюся при министре Пироне. Уже после нескольких месяцев его руководства министерством образования я писал в статье «Когда уходит женщина», что реформы Пирона производят впечатление непродуманных и популистских. С тех пор министр предложил еще немало новшеств, которые подтверждают это мнение.

Главный вывод упомянутой статьи: Пирон стремится быть хорошим в глазах школьников и не самых умных родителей. Да уж, он все больше им нравится!

Много лет ведутся споры о том, как правильней строить психометрический тест и какие качества абитуриента он должен выявлять. Пирон разрубил гордиев узел: просто отменил психометрию. Теперь главным критерием при поступлении в университет станут оценки в аттестате зрелости.

Главное достоинство психометрического теста – он одинаков для всех учащихся страны, кроме того анонимен и потому объективен. При израильском протекционизме и, увы, коррупции теперь откроется простор для субъективизма и злоупотреблений. Ведь уровень школ в центре страны, без сомнения, выше, чем на периферии, – можно ли сравнивать одинаковые оценки в разных учебных заведениях?

Раньше во всех школах проходили регулярные проверки знаний учащихся, проводившиеся министерством образования. Пирон их отменил. Правда, тут же внес уточнение: проверки сохранятся, но их будут проводить... сами школы. Это решение предполагает поголовную кристальную честность директоров школ и их способность устоять перед соблазном завышения показателей своего заведения. Если даже председатели двух учительских профсоюзов оказались под следствием, то министр питает необоснованные иллюзии насчет беспристрастности «внутреннего контроля».

Но самое главное: за что будут выставляться оценки на выпускных экзаменах? Прежде всего Пирон изменил порядок «рассекречивания» вопросов для выпускных экзаменов. Раньше учащимся только к концу учебного года сообщали, какие разделы программы по каждому предмету войдут в экзаменационные вопросы. Впредь уже в сентябре они смогут узнавать, какие темы надо готовить. Пирон объяснил, что экзаменовать выпускников будут по 70 процентам программы, а остальные 30 процентов материала ученики непременно освоят на отдельных занятиях и в самостоятельных работах. Министр наивно верит, что педагогический персонал станет тратить дефицитные учебные часы на учебу, которая не отразится в аттестатах.

Пирон сокращает количество выпускных экзаменов до 15. Он обещает разбить все предметы, кроме математики и английского языка, на три группы. Упростятся – а, возможно, будут объединены - экзамены по гуманитарным дисциплинам (литература, история, обществоведение, ТАНАХ). 

Все экзамены школьники будут сдавать в предпоследнем и последних классах. Учебная нагрузка и без того неравномерно распределена между двенадцатью классами. Теперь школьников ждет тяжелейший рывок на финишной прямой.   

Любовь лентяев и их родителей министру гарантирована. Но школьники, думающие о высшей школе, не спешат радоваться. Уровень израильских абитуриентов отстает от требований университетов, из-за чего не всем удается сразу включиться в учебу, а многие отсеиваются уже после первого курса. Теперь этот разрыв углубится.

Хотя Пирон представляет партию Еш атид, добившуюся успеха на выборах благодаря лозунгам социальной справедливости, его «реформы» ударят по детям из наименее обеспеченных семей. Психометрический тест выявляет логику и сообразительность. Если главным критерием при поступлении в университет станут оценки в аттестате, родителям придется нанимать репетиторов по многим предметам. Это гораздо дороже, чем подготовиться к экзамену по психометрии.

Все придумки Пирона поражают не просто популизмом, но ничем не оправданной спешкой. Нельзя проводить столь радикальные реформы без предварительного общественного и профессионального обсуждения. Закрадывается подозрение, что Пирон хочет избежать возражений и поставить общество перед совершившимся фактом.

Пирон – как и его предшественницы Лимор Ливнат, Юли Тамир – провозглашает реформы, не поставив вопрос: какими должны быть учебные и воспитательные задачи израильской школы в XXI веке? В этой рубке сплеча нет ни системы, ни методики.

Кто определил, каким запасом знаний должен обладать выпускник школы? Министр предается лирическим излияниям: школа должна повернуться лицом к учащимся (к кому же еще!), не утомлять детей зубрежкой, а пробуждать в них любопытство, вернуть им радостный блеск глаз. Вспоминается что-то похожее: «школа радости» Сухомлинского. Но этот педагог написал немало теоретических трудов и был замечательным практиком. Пирон же пытается внушить и без того не переутомляющимся школьникам, что есть способы освоить большой объем знаний с веселой улыбкой, без упорного труда. Неужели министр считает, что чем меньше они знают, тем сильнее разгорается их любопытство?

Дети прекрасно чувствуют, когда слабеет требовательность со стороны взрослых, и перехватывают инициативу! Недавно Всеизраильский совет учащихся пригрозил бойкотировать уроки, если профсоюз учителей из-за противоречий с Пироном отменит ежегодную экскурсию. Профсоюз пошел на попятный. Экскурсия - часть учебной программы. Но школьники давно считают ее увеселительным мероприятием - а министр как раз обещает вернуть им радость. Как говорил герой известного фильма «Доживем до понедельника» молодой прекраснодушной учительнице: «Вы хотели их любви? Любовь зла!».

Трудно считать нормальным, что забастовки в школах, давно терроризирующие страну, начнут устраивать и учащиеся. Но это уже относится к области воспитания.

Тут следует вернуться к спорам о поведении Адама Веретэ. Болтовня о необходимости плюрализма мнений, развитии самостоятельного мышления школьников – дешевая демагогия! (Все видели, как трусливо он вилял и оправдывался в телепередаче Второго канала «Встреча с прессой»). Я уже писал, что наши ультралевые начинают причитать о подавлении свободы слова и дискуссий, только когда речь идет об «оккупации» палестинцев, о «преступлениях» ЦАХАЛа и мирном процессе.

В классе недопустима никакая партийная пропаганда. Министерство образования должно получить от правительства и кнессета четкое решение о том, что воспитание юного гражданина основывается на принципах сионизма: право евреев на свою землю, на ее заселение и на ее защиту. Если какие-то партии и их представители в школе исповедуют другие убеждения, им не место в израильской школе.И уж не Адаму Веретэ, не служившему в армии, рассуждать о ее аморальности!

Умению самостоятельно мыслить, дискутировать учат прежде всего гуманитарные дисциплины. Но они у Пирона в загоне. А против этого педагоги-"плюралисты" как раз не протестуют. Они отнюдь не заинтересованы в том, чтобы их питомцы основательно изучали новейшую историю Израиля: рассказывать о "жестокости" ЦАХАЛа, об "оккупации" можно только несмышленышам, которые не знают, что арабский террор начался за сто лет до Шестидневной войны, что еще в 1947 году ООН предлагала палестинским арабам свое государство, но они предпочли войну против Израиля.

Заинтересован ли Шай Пирон в сионистском воспитании израильских школьников и в приобретении ими знаний, необходимых в современную эпоху? Его перекосы уже пугают. И непохоже, чтобы он пытался повести корабль образования нужным курсом.

2 комментария :

  1. Александр Ю.02 февраля, 2014 22:43

    Есть плюсы психометрии, правильно обозначенные автором. Однако не очевидно, что она «выявляет логику и сообразительность». И что репетиторы стоят дороже, чем курсы психометрии. Причем это у нас просто уже отрасль промышленности такая – «махоны» психометрии, где явно просто натаскивают на сдачу экзамена. Так или иначе, непонятно, почему европейские и американские университеты как-то обходятся без психометрии...
    Возможно, реформы Пирона и бестолковые и популистские, но нет никакой связи с проблемой «крайне левых» учителей , которая была до Пирона и будет всегда. Кстати, каких взглядов придерживаются многие, если не все, учителя в отдаленных поселениях, в религиозных школах?
    Правильно, крайне правых. Просто там вообще нет «левых» учеников, соответственно, никто не «стучит» и все довольны.
    Про Мицну, которого автор лягнул как-бы между прочим.. Поведение Мицны в 82м было проблематичным (по сути, политика во время войны), но Мицна герой Израиля, не больше и не меньше. Все в своих воспоминаниях хвалят его как командира. Был ранен в 67, и тяжело ранен в 73 (самые тяжелые бои у Китайской фермы), получил «цалаш». «А в период первой интифады всячески препятствовал борьбе с террором» - полная чушь !! Лучше критикуйте Мицну за его левизну ...

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный14 марта, 2014 21:18

    Журналист Яков Шаус:
    Много лет ведутся споры о том, как правильней строить психометрический тест и какие качества абитуриента он должен выявлять. Пирон разрубил гордиев узел: просто отменил психометрию. Теперь главным критерием при поступлении в университет станут оценки в аттестате зрелости.
    ...

    Это неверная информация.Психометрия не отменяется при поступлении в высшее учебное заведение в Израиле.
    Теперь будут два независимых критерия при поступлении в колледж или в институт.
    Или претендента будут принимать по высокой оценке школьного аттестата.
    Или по подходящим данному учебному заведению балам по психометрии.
    То есть вместо одного варианта (подходящие балы по психометрии) как было раньше,появляются два варианта возможности поступления в колледжи,институты,университеты.



    ОтветитьУдалить