суббота, 14 июня 2014 г.

Пауки в банке

Считается, что президент Израиля – человек, стоящий вне политики и уважаемый соотечественниками. Но этот идеальный образ не имеет ничего общего с большинством реальных кандидатов на пост главы государства и с грязной возней в кнессете вокруг их избрания.

Никто не жаловался на клевету!

Все признают, что эти президентские выборы были самыми грязными в истории Израиля. Вынужденно сошли с дистанции два серьезных претендента на пост президента: Сильвана Шалома несколько женщин обвинили в сексуальных домогательствах, а Биньямин Бен-Элиэзер подозревается в получении взяток.

Грязными выборы можно назвать, если их участников обливают грязью. Но пострадавшие могли предъявить скомпрометировавшим их лицам иски за клевету. Никто из них этого не сделал! Пожалуй, речь идет не грязных выборах, а о выборах с преобладающим участием не очень чистых кандидатов.

История о том, что Меир Шитрит уплатил домработнице 270 тысяч шекелей с условием неразглашения причин этой сделки, стала известна до выборов. Только когда Шитрит проиграл Ривлину во втором туре, журналисты в один голос заговорили о том, что труженица метлы подвергалась домогательствам. Шитрит это отрицает, расследование пока не проводилось, но складывается впечатление, что второй призер президентских выборов поступил «разумней», чем Моше Кацав. Экс-президенту его бывшая подчиненная «Алеф» предлагала помочь ей материально дабы избавить ее от навязчивого желания обратиться в полицию. Кацав пожадничал...

По той же причине, по которой наши левые СМИ не хотели раньше времени обижать сторонника мирного процесса Шитрита, они не копались и в биографии Далии Ицик. На посту председателя кнессета она была уличена в том, что потратила десятки тысяч шекелей из парламентского бюджета на... благоустройство своего жилища. Спикеру, иногда принимающему дома важных персон, следует поддерживать престиж страны. Но Далия Ицик и без того не жила в лачуге (как выяснилось перед нынешними выборами, ей принадлежат три квартиры) и при этом за государственный счет делала ремонт, закупала кухонную технику, телевизоры, музыкальную аппаратуру.

Оскандалившись, Ицик сразу вернула потраченные деньги. Дело не приняло криминального оборота, но от этого не стало приличней. В Европе Ицик не могла бы никуда баллотироваться. Помнится, мэр Лондона был вынужден уйти в отставку из-за того, что расплатился служебной кредитной карточкой за несколько обедов в ресторане со своей подругой.

Далия Ицик получила необходимые для участия в президентских выборах подписи депутатов кнессета, а в первом туре оказалась третьей - за нее проголосовала почти четверть депутатского корпуса. Коллеги не считают большим грехом вольное обращение с государственными средствами. Не цеплялись они и к Шитриту.

Мир важней, чем честь домработницы!

Как теперь рассказывают СМИ, лидер Аводы Хаим Герцог, глава партии Ха-Тнуа Ципи Ливни, председатель МЕРЕЦа Захава Гальон спросили Шитрита, серьезны ли подозрения против него. Он заверил, что все пустяки (270 тысяч!) и его совесть чиста. Их фракции проголосовали за него. Ветераны кнессета имели представление о ситуации с Шитритом, но моральных комплексов не испытывали. Мучительно страдая от неудовлетворенного миротворчества, предводители левого лагеря решили поддержать сторонника переговоров с палестинцами Шитрита, так как главный кандидат левых Бен-Элиэзер выбыл из борьбы.

Шитрит в молодости был мэром, потом занимал различные министерские посты, однако никогда не был крупной фигурой в израильской политике. Но после первого тура, когда он получил 31 голос при 44 у Ривлина, никто не сомневался в том, что... он станет президентом! Если верить журналистам, Шитрит уже принимал поздравления. Ведь ему должны были достаться 28 голосов Далии Ицик, а в силу происхождения он рассчитывал и на поддержку ШАСа. Почему же он проиграл?

Правые за левых, левые за правых

Дело совсем не в том, что депутаты кнессета сочли Ривлина более достойным поста президента, чем Шитрита. Большинству «народных избранников» совершенно наплевать на то, как поддерживаемый ими кандидат будет выполнять свои обязанности. Для них выборы президента – хитрая игра, в которой надо позаботиться о партийных и своих собственных интересах.

С идеологической точки зрения, все депутаты от левых партий должны были голосовать за Шитрита, а правые фракции – за ликудника Ривлина. Но Шели Ехимович назло Герцогу, отнявшему у нее лидерство в Аводе, поддержала Ривлина и склонила к этому группу товарищей.

Против Ривлина были руководители блока Ликуд бейтену. Но в Ликуде взбунтовался Гидеон Саар, который убедил нескольких членов фракции голосовать за представителя своей партии!

ШАС когда-то солидаризовался с Ликудом. Но опять возглавивший партию Дери считает, что Нетаниягу предал его. С Либерманом Дери всегда дружил, однако после их неудачной совместной кампании по выдвижению Моше Леона в мэры Иерусалима отношения охладились.

ШАС «вспомнил», что Шитрит когда-то защищал реформистов, и во втором туре решил провалить его. А, может быть, Дери предупредил Нетаниягу и Либермана, что на следующих выборах в кнессет попортит им нервы?..

... Таким ты и остался

Премьер-министру не нравились оба ликудовских кандидата! Шалом – его постоянный соперник на партийных праймериз, и к тому же за ним стоят СМИ, третирующие Нетаниягу. Ривлин не устраивает Биби (как и Либермана) тем, что, планируя перебраться из кресла спикера кнессета в особняк президента, давно заигрывал с левым лагерем и выступал против ряда «антидемократичных» законов, предложенных правыми партиями.

Сказать, что Нетаниягу обидчив и злопамятен, - значит, ничего не сказать. Он ненавидит всех противостоявших ему политиков. Очень некрасиво пытался выдавливать из списка Ликуда Фейглина. После того как Кадима дважды обошла Ликуд на выборах в кнессет, Биби считал делом чести развал этой партии, в чем и преуспел.

До последнего момента Нетаниягу пытался найти альтернативного Ривлину кандидата в президенты. Он лично звонил писателю Эли Визелю, чтобы уговорить его принять участие в выборах. Ничего не добившись, Биби сказал, что поддерживает Ривлина. Наверняка он предпочел бы умеющего ладить со всеми Фуада, но не сошлось!

Без сомнения, сегодня Нетаниягу - самая сильная фигура в израильской политике. Человек он талантливый. Но... характер дается один раз и на всю жизнь. Характер Нетаниягу слишком сильно и не всегда благотворно отражается на израильской политике.

Кого нам избирают?

С 1948 года не прекращаются споры о том, нужен ли в парламентской республике пост президента.

Нельзя согласиться с главным доводом сторонников отмены этой должности: зачем стране президент с чисто церемониальными функциями, который ничего не решает? Тем не менее при пестроте израильского общества, его идеологических антагонизмах беспартийный президент мог бы компенсировать отсутствие консенсуса. Но может ли президент, избираемый партиями, быть аполитичным, и всегда ли это крупная личность, вызывающая уважение у народа?

Снижение морального уровня израильской политики проявляется как в беспринципных комбинациях и сделках, сопровождающих выборы президента, так и в циничном отношении к выдвижению кандидатов. Большинство выдвиженцев не имеют никаких оснований становиться главой государства. Стыд не только в том, что Моше Кацав попал за решетку, а в том, что он никогда не играл важной роли в Ликуде, делегировавшем его в президенты, и в партии всегда знали о его «слабостях».

С Бен-Элиэзером считаются в Аводе, но внушает ли он уважение всей стране? Ицик даже в Аводе не входила в число лидеров, а перебежка в Кадиму не прибавила ей авторитета, хоть ее вознаградили должностью спикера кнессета.

А что можно сказать о кандидате, который на этот раз финишировал первым? Реувен Ривлин относится к старому поколению ашкеназской интеллигенции. Сын профессора, иерусалимец, выпускник юрфака Еврейского университета. Одна незадача: в его биографии не за что «зацепиться». Ривлин, только приблизившись к пятидесяти, стал депутатом кнессета. До этого в юриспруденции ничем не отличился. Был активен в иерусалимском отделении Ликуда, видимо, от партии попал в совет директоров компании «Эль-Аль». Главное карьерное достижение Ривлина до большой политики: председатель футбольного клуба «Бейтар». Это важно для продвижения в Ликуде, но недостаточно для претензий на должность президента Израиля.

Безгрешен ли Ривлин? Самые вредные комментаторы напоминают, что в прошлом к нему проявляли интерес следователи, но обвинений не выдвинули. Он сделал выводы и больше не вызывал нареканий.

Пожалуй, главное достоинство Ривлина: он хороший оратор. Но кого этим удивишь в стране евреев?..

Вот если бы Шехтман был раввином...

Список кандидатов в президенты включал бывшего члена Верховного суда Далию Дорнер и профессора Дана Шехтмана.

Верховный суд всегда находился в центре политических дискуссий. Поэтому 13 голосов, отданных за Дорнер, - не успех, но и не провал.

А вот Нобелевский лауреат Шехтман получил всего один голос. Это многое говорит и о тенденциях развития еврейского государства, и об уровне наших политиков...

3 комментария :

  1. Политикам в Израиле наука не нужна --
    Другие ценности для кнессета важны:
    Так в банке пауки -- у них своя война,
    И нет им ничего важней своей войны.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный16 июня, 2014 14:03

    Салонные игры в неприличном обществе

    15.06.2014 18:42
    ...
    Как поменялись нравы с течением времени, если ныне всякий журналист и любое приличное издание не то, чтобы избегает скользких тем, а наоборот - всеми силами так и норовит поразить мир особенно грубой, особенно циничной, выворачивающей душу наизнанку историей.

    Нет, вовсе не обязательно, чтобы та история была личной. Но обязательно, чтобы была самой грязной. Вовсе не стесняясь, не таясь, переходя всякие рамки приличия и не считаясь с моральными установками, всякий старается наговорить побольше гадостей. Заметьте, не где-нибудь в узком кругу, а открыто, публично и на глазах всего общества.

    И чем неприличнее рассказанный анекдот, чем в большую грязь окунает нас автор, чем известнее имена и чем в больших мерзостях они замешены – тем больший эффект и рейтинг имеет статья.

    Посмотрите на вакханалию разоблачений, поднятую в прессе по делу Эхуда Ольмерта!

    С какими подробностями освещался весь процесс, с каким восторгом и упоением длился и длился журналистский раж, в какие только укромные уголки души ни заглядывали и как только ни выворачивали грязное белье бывшего главы правительства.

    И не то, чтобы забывали, что речь-то идет, в конце концов, не о заклятом гангстере, а о бывшем первом лице государства, прошедшем долгий путь служения обществу, пусть даже оступившемся, нарушившим закон. Нет, не забывали, но именно бывшие заслуги и высокий пост и придавали делу особенно лакомую изюминку.

    Когда же дело дошло до приговора, с каким упоением перечисляли статьи уголовного кодекса, под которые подпадал несчастный Ольмерт, с каким даже голодным урчанием растаскивали разные издания на куски эксклюзивное право освещать все скандальные подробности до мельчайшей запятой.


    ...
    Таким образом, отличительной чертой современных СМИ становится соревнование в поисках самого гнусного, самого распушенного и мерзкого преступления. Никакого места не хватит приводить и множить примеры. К тому же мне самому не хотелось бы включаться в такую эстафету и поражать читателя своим парадом уродцев.

    ...
    Пусть читатели не подумают, будто я призываю скрывать от общественности преступления и заметать под ковер грязное бельишко. Мне просто кажется, что нельзя превращать прессу в садо-мазохистского любителя, который от души радуется чужой боли. С удовольствием смакует мерзости, сальными пальцами копается в чужом белье, заглядывает в чужие кровати, облизывается на украденные деньги и наслаждается падением высокопоставленных персон.

    Яков Бендерский
    http://mnenia.zahav.ru/Articles/4443/salonnie_igri_v_neprilichnom_obshestve

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яков, Ваша чистоплотность импонирует Но...
      1. Коррупция в Израиле приняла такие размеры, что необходимо беспощадно бороться с ней. СМИ - тоже орудие этой борьбы.
      2. "Служение обществу" - это звучит красиво. Но глава правительства, министры, мэры - такие же чиновники, как клерки в налоговом управлении или соцслужбе, только обязанности им доверяют более важные. Судья не процессе "Холиленд" отметил (хотя это и без него ясно), что в силу высокого положения обвиняемых их проступки особо тяжелы.
      3. "Эксклюзивного" права на освещение уголовных дел СМИ не получают. Просто некоторые побогаче и имеют более тесные связи с полицией и прокуратурой. Кстати, после первого суда по трем делам Ольмерта почти все СМИ его выгораживали и поливали грязью прокуратуру.

      Удалить