воскресенье, 3 апреля 2016 г.

«Искусство бесполезное и прекрасное»

В Тель-Авивском музее открылась выставка «Бессильные структуры» известных художников Майкла Элмгрина и Ингара Драгсета. Они создают инсталляции, посредством которых высказывают свои мысли о современном обществе и его ценностях, о будущем искусства. Несмотря на репутацию философов они используют простые и понятные объекты, склонны к юмору и вообще оставляют за  зрителем право на интерпретацию их произведений.


Этот дуэт известен во всем мире. Без него редко обходятся крупные выставки и биеналле современного искусства.

Майкл Элмгрин родился в Дании в 1961 году, Ингар Драгсет – в Норвегии в 1969-м. Они принадлежат к поколению, которое застало конец «холодной войны» и попытки создания нового мирового порядка. Наверное, отсюда их сосредоточенность на глобальных проблемах и масштабность создаваемых ими сооружений (они разместили в техасской пустыне объект в виде бутика Prada в 2005 году, в Нью-Йорке установили огромный, но не работающий бронзовый телескоп на прогулочной зоне High Line, в Лондоне на Трафальгарской площади выставили гигантского ребенка на лошадке-качалке).

Художники работают вместе с 1995 года: «Наши мозговые вибрации и вообще стиль мышления стали почти неотличимыми», - говорят они. Такие прецеденты известны в литературе – в изобразительном искусстве подобные содружества встречаются гораздо реже.

Элмгрин и Драгсет живут в Берлине. Этот факт мог бы объяснить немецкий классик, сказавший, что мир раскололся, а трещина прошла через сердце поэта. Художники помнят, что именно в Берлине была разрушена стена, разделявшая мир, - этот образ постоянно всплывает в их творчестве.

Выставка Элмгрина и Драгсета в Тель-Авиве - третья часть проекта-трилогии под названием «Биография». Первая часть экспонировалась в музее Baastrup Firnli в Осло весной и летом 2014 года, вторая часть – в Национальной галерее в Копенгагене в сентябре-декабре того же года. Выпущен общий каталог для трех музеев в двух томах. В первом томе - только изображения, во втором - тексты, написанные кураторами и другими авторами.

Мне посчастливилось: я участвовал в экскурсии, в ходе которой о работах Элмгрина и Драгсета рассказывала куратор выставки Сюзан Ландау, а комментировали их они сами. Сразу предупрежу читателей, что самостоятельно ознакомиться с экспозицией трудно, так как инсталляции размещены... в разных частях музея!

Послушать Элмгрина и Драгсета очень интересно. Высокие, стройные скандинавы в джинсах и кроссовках выглядят моложе своих лет, в общении просты и дружелюбны. Говорят умно, но с самоиронией, с усмешкой, поэтому не все лукаво ими сказанное стоит принимать на веру. Например, искусствоведы усматривают в их творчестве влияние Мишеля Фуко, одного из крупнейших философов и теоретиков культуры ХХ века. Элмгрин сказал: «Фуко говорил, что художники не читают философов и поэтому могут создавать что-то новое». Я не специалист по современной философии, и такого высказывания Фуко не припомню. По-моему, это обычная мистификация скандинавского дуэта, смысл которой как раз в том, что художники могут обходиться и без философов.

Элмгрин и Драгсет творят в эпоху, когда изобразительное искусство уходит с холста и ищет новые формы. Они создают инсталляции, композиции которых и взамоотношения с пространством позволяют выразить мысли художников о современном обществе и его ценностях, о будущем искусства. В этой области принят весьма интеллектуальный язык. Отсюда и название выставки: «Бессильные структуры». Но в переводе на понятный язык это означает только то, что созданные нами институции находятся в кризисе и наши нравственные ориентиры тонут в тумане.

Элмгрин и Драгсет не создают конструкции, перегруженные всякими диковинами. Они работают с простыми, знакомыми всем предметами. Поэтому их относят к гиперреализму, который с преувеличенной старательностью копирует действительность, но подпускает иронию, сарказм. Залог понятности произведений Элмгрина и Драгсета – их юмор. «Юмор в некоторых работах появляется сам собой, - говорят они. -  Но у нас есть немало объектов и проектов, в которых присутствуют и иные качества – они могут казаться грустными, поэтичными и вовсе не такими уж бодрыми. Будет работа смешной или нет – этого предугадать нельзя... Мы бросаем вызов существующим условиям. Иногда даже издеваемся над ними. Задаем идиотские вопросы, чтобы публика сама на них искала ответ. Конечная интерпретация всегда остается за ней. В конце концов то, как зритель понимает нашу работу, больше говорит о нем, чем о нас».

Не знаю, что скажет обо мне моя интерпретация увиденного на выставке, но поделюсь ею...

Инсталляции Элмгрина и Драгсета не случано рассредоточены по огромной территории музея. Место расположения объекта, окружающий контекст работают на обогащение замысла художников. Следует отметить, что неподалеку от каждой инсталляции можно найти подготовленную огранизаторами выставки бесплатную брошюру, многое объясняющую в творчестве художников. В ней есть и схема расположения инсталляций – для тех, кто любит постигать искусство без экскурсоводов.

Первая инсталляция размещена в вестибюле нового корпуса музея. Это естественно: там экспонируется современное искусство. Как положено в музеях, здесь стоит стеклянная коробка с надписью «Пожертвования». Мистификацию Элмгрина и Драгсета видишь, подойдя поближе. «Юмор» в том, что прорезь, в которую бросают деньги, заделана! Напрашивается истолкование: современное общество не проявляет щедрости к искусству. Но очень уж это банально! А заглянем в коробку. Она больше похожа на мусорный ящик: там старая кроссовка, смятая пластиковая бутылка, поломанная авторучка, бумажный стакан, обертки... Замысел художников, как обычно, многослоен. По-моему, нам говорят: «Да, искусству нужны спонсоры, но можно ли любую дрянь выдавать за искусство и требовать его поддержки?»


Додумываю свою трактовку, поспевая дальше за экскурсантами, и внезапно вздрагиваю! У стены под банкоматом оставлена сумка, а в ней младенец. Не сразу осознаешь, что это восковая скульптура: ребенок как живой! Инсталляция называется «Современный Моисей» и отсылает к библейской истории о том, как фараон велел убить всех новорожденных младенцев, а его дочь нашла маленького Моисея в корзинке на берегу Нила. Банкомат, забытый ребенок направляют ассоциативный ряд. В объединившейся Европе деньги любят больше, чем детей, рождаемость сокращается. С не родившимися детьми общество теряет новых пророков. Можно продолжить насчет нынешней тревожной ситуации в Европе, но это... тема следующей инсталляции.


Самый грандиозный замысел Элмгрина и Драгсета – «Пока всё это продолжается». Фрагмент Берлинской стены в натуральную величину, перегораживающий огромный зал. За стеной – другая инсталляция: пожарная лестница, на верхушке которой о чем-то грустно размышляет подросток. Название – «Будущее». В противоположном конце зала – третьий объект: за стеклом, как музейный экспонат, красуется табличка «Zimmerstrasse». Это улица в районе бывшего пропускного пункта между Восточным и Западным Берлином. Когда-то это был район галерей, облюбованный художниками (там начинали и Элмгрин с Драгсетом). Теперь там сплошные торговые заведения. Экономическое благополучие не гарантирует духовного. «В Европе опять восстанавливают границы и возводят стены», - мрачно комментирует Элмгрин.


Проблема ценностей современного мира не перестает волновать художников: «Вообще-то искусство никому не нужно, ни маленькое, ни большое. Искусство – это бесполезная и вместе с тем прекрасная трата времени – нечто избыточное, и в этом для нас заключается вся его прелесть. В нашем обществе все обязательно должно быть эффективным, отвечать своим задачам, приносить прибыль и соответствовать массе других рациональных параметров. Искусство же никакой такой конкретной цели не служит. Это и делает его таким ценным».

В Саду скульптур размещена инсталляция «Бассейн желаний». Как известно, туристы бросают в бассейны монетки и загадывают желания. Собственно, бассейна нет – в этом уютном уголке Тель-Авивского музея на зеленой, тенистой лужайке, где любители искусства любят отдохнуть, выкопана небольшая емкость. В прозрачно-голубой воде видны – нет, не монеты, а гладкие металлические кружочки. Чтобы создать еще одну версию увиденного, я глянул на расположенные вокруг сложные работы современных скульпторов, стимулирующие мысль. Зарядившись, выстроил свою интерпретацию: масштаб мечты не зависит ни от размера бассейна, ни от достоинства монет – надо быть в гармонии с окружающим миром, и ты получишь то, во что веришь...


Я не поделился своим истолкованием с художниками. Но их последняя инсталляция на выставке говорит как раз о том, что главное – верить в творимое тобой, а чужому взгляду оно может быть даже недоступно. Элмгрин и Драгсет решили оставить свой след в зале старых мастеров! Рядом со тщательно выписанными парадными портретами XVII–XVIII веков они начертили на пустой стене два прямогульника. Рядом с каждым - табличка: «Портрет художника». Тут и эпатажное отрицание устаревшего искусства, и самоирония (датчанин помнит про голого короля!), и обычная манера Элмгрина и Драгсета предлагать зрителю хитрые ребусы. Не исключено, что тут и отсылка к "Квадрату" Малевича (у него был не только черный!), который многие ревнители "понятного" искусства по сей день называют шарлатанством.  

На прощание художникам предложили поучаствовать в совершенно реалистической композиции, и они охотно позволили запечатлеть себя с Машей Хинич, добрым гением русскоязычных журналистов, постояннно расширяющих благодаря ей свой духовный кругозор.


О кругозоре. Мы, люди, выросшие в застойном обществе, не очень любим современное искусство. Зачем эти инсталляции, когда есть замечательные портреты, пейзажи, радующие глаз и такие понятные! Но в свое время были непонятными и Рембрандт, и импрессионисты. Увидев первые кинофильмы, публика в ужасе выбегала из зала. Но прогресс не остановить. К чему жить в девятнадцатом веке, если за окном двадцать первый? Стоит иногда напрягать мысль и над современным искусством. Чтобы было легче его воспринимать, можно прихватить с собой конфеты с картинками Васнецова и Шишкина на обертках.

В заключение приношу благодарность коллеге Тане Томер за любезно предоставленные фотографии.

Выставка «Elmgreen and Dragset. Powerless Structures» продлится до 27 августа 2016 года.

Сайт музея - http://www.tamuseum.org.il

Сайт художников - elmgreen-dragset.com

Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье – закрыто; понедельник, среда, суббота – с 10-00 до 18-00; вторник, четверг – с 10-00 до 21-00; пятница – с 10-00 до 14-00.

Обратите внимание: бесплатный вход в музей в дни праздника Песах.

2 комментария :

  1. Как здорово и захватывающе написаны все три статьи:обзор выставок изобразительного искусства и постановки Чехова .Без назидательности,стремительно и очень "вкусно", что прямо-таки заражает желанием побыстрее познакомиться с тем, что Вы рекомендуете.Мои молодые,побывав он одном из рекомендуемых Вами спектаклей сказали:" На Шауса можно положиться".То есть после просмотра спектакля не осталось обидного чувства зря потраченного времени.Однако благодаря Вам не только находится верный способ хорошо провести время,но и вырабатывается художественный вкус и эстетическая позиция.С нетерпением ждём Ваших статей,Спасибо

    ОтветитьУдалить