среда, 6 июля 2016 г.

Нехорошо забытое старое

После серии терактов, совершенных в конце прошлой недели, весь Израиль ждал ответных действий правительства. В ночь с субботы на воскресенье состоялось заседание военно-политического кабинета, на котором были утверждены предложения, разработанные силами безопасности. Затем последовали новые решения. Можно ли надеяться, что все эти меры станут ударом по терроризму и уменьшат число жертв среди израильтян?


«Узкий» кабинет предложил сохранить режим блокады в районе Хеврона, поскольку именно там в последнее время совершались большинство терактов. Отменены разрешения на работу в Израиле для жителей деревни Бани-Наим, где жил убийца 13-летней Алель Яффы Ариэль. Дано указание расследовать причастность к этому преступлению семьи террориста Мухаммеда Тарайры. Намечено строительство кладбища для захоронения уничтоженных террористов. Армейское командование передислоцировало в Иудею и Самарию две батальона бригад «Голани» и «Гивати». Они будут патрулировать автотрассы.

Чуть раньше премьер-министр сообщил, что комплекс принимаемых мер будет включать изъятие из денег, переводимых Израилем Палестинской автономии, сумм, равных «наградным», которые выплачиваются террористам и их семьям.

Глава правительства Нетаниягу и министр обороны Либерман утвердили также возведение 42 единиц жилья в Кирьят-Арбе. В начале нынешней недели было объявлено о крупных проектах строительства в Маале-Адумим и Иерусалиме.

Как оценить эти шаги правительства? Способны ли они остановить волну террора?

Во-первых, следует признать, что мер, направленных на непосредственную борьбу с террором, тут не так уж много. Во-вторых, можно усомниться в реальности некоторых планов.

Как показывает многолетний опыт Израиля, подавить арабский террор удавалось только после беспощадных ударов по его инфраструктуре, по боевикам и по руководящим органам. Блокада – это попытка пресечь возможные теракты, но на территориях со смешанным еврейско-арабским населением такая мера не эффективна. Изоляция только района Хевронского нагорья, а тем более одной деревни, не помешает террористам активизироваться в других местах.

Укрепление армейских сил на территориях двумя батальонами – серьезное подспорье. Но патрулирование дорог не остановит убийц, проникающих в поселения, а также в города внутри «зеленой черты».

К сожалению, мне неизвестны статистические данные: способны ли карательные меры против семей террористов остановить новые теракты. Судя по интенсивности «интифады ножей», разрушение родительских домов не очень пугает юных шахидов.

Либерман давно требует не возвращать семьям убитых террористов их останки. По моему убеждению, в борьбе с исламскими фанатиками мы не можем уподобляться им. Шантажировать их удерживанием у себя трупов – это пользоваться методами дикарей из ХАМАСа и «Хизбаллы». На «компромиссном» варианте - создании кладбища для захоронения ликвидированных террористов – давно настаивал министр внутренней безопасности Гилад Эрдан. Кроме сомнения в том, что израильская сторона решится на это, есть два вопроса. Как и в случаях с разрушением домов террористов, хотелось бы знать: не возвращая тела убитых преступников, ЦАХАЛ добивается хотя бы морального перевеса в борьбе с террором? А кто может гарантировать, что созданное кладбище не станет складом костей, которые придется передавать террористическим организациям при новых сделках Израиля с ними?

Что касается строительства 42 единиц жилья в Кирьят-Арбе, то заместитель главы местного совета Исраэль Брамсон назвал это решение «блефом» и «обманом». По его словам, разрешение на строительство новых домов давно получено и работы уже начаты. Обещание развернуть строительство в Иерусалиме рассчитано на незнакомство обывателя с топографией восточной части столицы. Только 240 единиц жилья планируется построить в еврейских районах, а 600 – в арабском квартале! Такую "пропорцию" резко осудил Элькин (Ликуд).

Вообще, это стиль Нетаниягу: громогласно объявлять о строительстве в поселениях, а потом – после протестов в арабском мире и на Западе – давать задний ход. Поэтому не производит впечатления обнародование плана возведения 540 единиц жилья в Маале-Адумим. Хотелось бы, чтобы к таким заявлениям прилагалось обязательство о завершении строительства к конкретному сроку.

Так стоит ли надеяться, что принимаемые правительством меры напугают жителей автономии и приведут к резкому сокращению числа терактов?

В газете «Исраэль ха-йом», озвучивающей позицию, а иногда -  тайные помыслы премьер-министра, после заседания военно-политического кабинета появилась статья под характерным заголовком: «Действия в Хевроне: не наказание, а попытка умиротворения». Откровенно, но не до конца правдиво! Нетаниягу и следующий его курсом Либерман явно не хотят обострения ситуации на территориях. Но принятые ими меры – это в основном наказание, причем не самих террористов, а их семей и прочих соплеменников.

Строительство в поселениях – идеологическая задача. Поднимаемая вокруг этого шумиха отвлечет часть израильтян от мыслей о непрекращающемся терроре, но ничего не даст для борьбы с этим террором. К тому же признаваемый премьер-министром лозунг двух государств для двух народов, который разделяет и министр обороны, логически и морально не стыкуется с поселенческим пафосом! Зачем строить в поселениях – чтобы потом разрушать построенное? Прецеденты создали Бегин и Шарон.

Если бы наше руководство действительно выбрало «мудрую» стратегию умиротворения жителей автономии (как уверяет «Исраэль ха-йом»), то к этой цели не приблизят ни строительство в поселениях, ни создание кладбища для захоронения террористов, ни запреты на работу в Израиле. Да и не будем заниматься демагогией: распаленные кровью арабские головорезы все попытки умиротворения воспринимают как слабость, которая требует усиления террора!

Для того, чтобы остановить ведущуюся против нас террористическую войну, надо бить не по тылам, а по армии террористов и по их штабам. Как показало последнее заседание военно-политического кабинета, Ликуд, Кулану, НДИ солидаризуются с «прагматичным» - на самом деле беззубым – курсом в сфере безопасности. Против него выступил только Беннет. Министр образования очень раздражает членов правительства кроме товарища по партии Шакед.

Лидер Еврейского дома потребовал гораздо более решительных мер против террора, чем предложили Нетаниягу и Либерман. Он сказал, что блокада отдельных частей Иудеи и Самарии не может остановить террористов, которые поддерживают связь в Интернете и социальных сетях. Альтернативная антитеррористическая программа Беннета: аресты или депортации родственников террористов, одобряющих действия убийц; немедленное разрушение тысяч арабских домов, незаконно построенных на территориях; отключение Интернета на Хевронском нагорье; арест всех активистов ХАМАСа в Иудее и Самарии; арест террористов, освобожденых по «сделке Шалита» и совершивших нарушения после этого; немедленное блокирование денежных переводов семьям террористов; возобновление антитеррористических действий ЦАХАЛа в зонах А и В; проведение массированной зачистки по образцу «Защитной стены» в районе Хеврона; возведение в Кирьят-Арбе двух новых кварталов рядом с домом семьи Ариэль; прекращение движения машин жителей ПА по шоссе номер 60 (где был убит террористами равин Михаэль Марк).

План Беннета не только гораздо радикальней решений военно-политического кабинета, но намечает конкретные удары по террористам. Особенно уязвленным почувствовал себя новый министр обороны. Либерман запретил представителям армии отвечать Беннету. Он сказал, что предложения Беннета по борьбе с террором можно сравнить с выступлением какого-нибудь министра, который советовал бы министру образования, как улучшить результаты школьников на выпускных экзаменах.

Либерман знает, что уже задаются вопросы: почему он отказался от своих грозных призывов и стал таким умеренным? Он напомнил, что находится на своем посту чуть больше месяца, и призвал членов правительства к коллегиальности.

Кто ж против тактичного поведения! Но нельзя не заметить, что «язвительное» сравнение министра обороны работает против него! Беннет – не профессиональный педагог, с которым можно дискутировать только на школьные темы. Он офицер антитеррористического подразделения спецназа и весьма компетентен в вопросах борьбы с террором, чего не скажешь о «каком-нибудь министре». Опять же – Либерман, призывающий к коллегиальности, не проявлял особой деликатности по отношению к Нетаниягу, обрушившись на него сразу после выборов и даже до них! О Беннете же он никогда доброго слова не говорил.

Честно говоря, я не придал значения заметке на сайте «Wаlla» - снимку Либермана в обществе двух дам, к которому прилагалось сообщение о том, что после терактов в районе Хеврона министр обороны отправился на... вечеринку к другу, праздновавшему свое 70-летие и 40 лет работы в «Тнуве». Подумал, что это интернетовские сплетни. Но из окружения Либермана всерьез ответили редакции сайта, что министр обороны находился на веселом мероприятии всего полчаса (видимо, не считая времени на дорогу)! Всё равно не могу поверить. Несомненно другое: в столь тяжелые для страны дни у Либермана нашлось время для того, чтобы назначить бывших министров от НДИ Шамира и Аароновича на ключевые посты в оборонной промышленности. После его полемического примера с экзаменами на «багрут» не совсем понятно, почему одну из этих должностей займет человек, всю жизнь работавший в полиции.

Без сомнения, даже Беннет, будучи политиком, а следовательно – реалистом, не предлагает самых жестких мер по борьбе с террором. Он видит, что глава правительства не готов к гораздо меньшему. Как сообщил 10-й телекал, из очередных выплат Израиля Палестинской автономии (складывающихся из налоговых сборов и таможенных пошлин) не были вычтены суммы, которые переводятся террористам и их семьям. Трудно поверить, что Нетаниягу способен начать репрессии против хамасовцев: ведь Израиль улучшает отношения с Турцией, а та всячески поддерживает режим в Газе.

У наших министров нет никакой необходимости соревноваться в самых оригинальных предложениях по борьбе с террором. Достаточно вспомнить уже накопленный опыт.

В «интифаде ножей» явно участвуют немало одиночек. Это значит, что нашим спецслужбам надо внедрять других агентов в другую среду. Даже одиночки действуют под влиянием подстрекателей и спонсоров, адреса которых известны.

Нетаниягу сам заявил, что руководство ПА переводит деньги террористам. В аналогичной ситуации премьер-министр Шарон приказал ЦАХАЛу запереть Арафата в Мукате, где хранились расписки об оплате «раисом» терактов против евреев. Нобелевский лауреат досидел в заточении до кондрашки – и «цивилизованный мир» стесняется поминать его. Почему бы сегодня не подвергнуть блокаде вместо одной деревеньки самого Абу-Мазена?

Понятно, что в национальном лагере обращение к опыту автора «размежевания» - дурной тон. Но Шарон умел бороться с террором как никто! Он остановил «интифаду Аль-Акса», он ввел моду на точечные ликвидации лидеров ХАМАСа. Впрочем, сейчас важнее дружба с Турцией...

Если наше правительство не готово к решительному наступлению на террористов, то должно хотя бы подумать о защите от них израильтян. Убийцы проникают в еврейские поселения, совершают теракты в пределах «зеленой черты». Мы видели израильские телерепортажи о жителях ПА, которые находят прорехи в «разделительном заборе» и каждое утро отправляются на заработки в израильские населенные пункты. Этими же лазейками способны воспользоваться террористы. Вместо растранжиривания госбюджета на подкуп коалиционных партнеров премьер-министр и глава минфина могли бы найти средства для того, чтобы герметически закрыть еврейские поселения и сделать непроницаемым «разделительный забор».

После кровавого уикэнда уже совершены новые попытки терактов. Наши враги не успокоятся, пока Израиль не начнет бить их с былой беспощадностью, отбросив все «побочные» соображения.

Комментариев нет :

Отправить комментарий