четверг, 14 июля 2016 г.

На Регев неча пенять, коли сами...

Недавно появилось сообщение о том, что остался без помещения «Маленький» - один из лучших «русских» театров. Не последовало никаких политических бурь или хотя бы решительных демаршей «наших» депутатов. Культура никогда не интересовала «русских» политиков. Как и очень многое другое. Мы давно поняли, что их на самом деле волнует...



Сегодня разговорился с моим соседом Мишей Теплицким - режиссером театра «Маленький». Недавно сообщили, что театр из-за финансового кризиса вынужден покинуть крохотный зал в тель-авивском «Ган-Меир».

- Что же сейчас происходит? - спросил я.

- С «Ган-Меир» простились. Сняли комнатку, репетирует там, - рассказал Теплицкий. – Выступать негде.

- Но предпринимаете какие-то шаги, обращаетесь к кому-то?

- Говорили с несколькими «русскими» депутатами. Обещают заняться...

- А тель-авивский муниципалитет не может помочь?

- Новый министр Мири Регев изменила критерии поддержки учреждений культуры. Среди ее приоритетов – поддержка периферии. Тель-Авив при таком подходе в самом скверном положении! А ведь именно этот город – культурная столица Израиля. Но какие претензии можно предъявлять министру культуры, если в Тель-Авиве за 20 с лишним лет не построили ни одного нового театра? Только для «Гешера» в свое время купили старое помещение. И сколько коллективов потеряли здесь крышу над головой! Тель-Авив превращается в город для богатых, которые мало думают об искусстве.


Грустный получился разговор. Я, наверное, за 26 лет в Израиле не избавился от наивности. Не могу понять: как же так, театр «Маленький», созданный почти 20 лет назад молодыми репатриантами – Еленой Яраловой, Михаилом Теплицким, Игорем Березиным, Борисом Ентиным, приобрел прекрасную репутацию, его хвалят израильские критики, он получил немало театральных наград, играет и на иврите, и на русском, но и израильские официальные инстанции, и защитники алии в кнессете равнодушны к тому, что он закрывается!

Сегодня уже ясно, как пень, что от «русской» партии мы не дождемся ни приличных пенсий, ни социального жилья. Так хоть бы культурой своих избирателей занялась! Но, увы, чтобы заниматься культурой, надо иметь о ней представление. Не стоит язвить по поводу Мири Регев. Можно подумать, «русские» депутаты на ее фоне блещут рафинированной культурой. Помнится, не так уж давно группа относительно молодых представителей алии подняла на щит лозунг «культуры русского еврейства», которую Израиль должен лелеять и сберечь на века. Почему же вы, молодые и дерзкие, молчите? Не хотите прогневать свое партийное начальство, багровеющее от слова «культура»?

Конечно, сегодня в Израиле не лучшие времена для искусства. Из Тель-Авива, который замышлялся Меиром Дизенгофом как прекрасный город, где расцветет современная еврейская культура, вынуждены уезжать люди искусства, интеллигенция. Им не по карману жилье в мегаполисе, власти которого разрабатывают «стратегию» поощрения богатых подрядчиков и прочих бизнесов. Увеличиваются поступления в бюджет Тель-Авива, но духовная жизнь города идет на убыль. В Иерусалиме сейчас энергичный деловой мэр. Но он технократ, о культуре вспоминает не регулярно.

Все наши «русские» партии кичливо обещали, что обновят израильскую политику. В чем это выражается? В количестве «наших» функционеров, оказавшихся подследственными?

В чем должны были проявить себя «русские» партии, так это в области культуры. Но они, как черт от ладана, шарахались от министерств образования, культуры, как и вообще от учреждений социальной направленности. При слове "культура" у "русских" политиков срабатывает условный рефлекс: "Гешер"! Ничего другого они не слыхали, да и в "Гешере" не все бывали. Иначе знали бы, что нынче этот театр связывает с русской культурой только неспособность главрежа объясняться на иврите.  

У НДИ были сильные позиции в Иерусалиме, и партия могла внести свой вклад в модернизацию столицы, в ее приближение к потребностям интеллигентных жителей города, в том числе русскоязычных. Но на последних муниципальных выборах в Иерусалиме Либерман объединился с Дери, чтобы протолкнуть в мэры ортодоксального кандидата вместо светского Барката. Какие уж там театры! А в Тель-Авиве с его огромной и культурной русскоязычной общиной руководство НДИ развалило партийную работу настолько, что нет даже минимального шанса делегировать хоть одного своего представителя в городской совет.

НДИ много и бессмысленно талдычит о необходимости пробить «стеклянный потолок». Смысл популистской болтовни – в получении хлебных местечек для старожилов Института Партийных Сирот. А помочь блестящим режиссерам Ирине Горелик, Олегу Родовильскому, Михаилу Теплицкому и другим «русским»деятелям искусства – это не пробивание «стеклянного потолка»? Не смешите! Лидер НДИ, не успев обжиться в кабинете министра обороны, спешит сменить руководителей ведущих военных концернов. Престижные должности получат фавориты председателя партии - Узи Ландау, Ицхак Ааронович, Яир Шамир. Это они пробивают «стеклянный потолок»!..

Русскоязычная община и без помощи болтунов многого добилась. Но есть и те, кто на старости лет не имеет ни приличной пенсии, ни доступного жилья, кто не найдет денег на спектакли российских гастролеров, а в местные «русские» театры не попадет из-за их закрытия. Им всем пора, наконец, задуматься: с какой стати они голосуют за бездельников и обманщиков, которые проворачивают в кнессете и правительстве свои гешефты, которые глухи к бедам «русской» алии и к ее культурным потребностям?

На фото: Сцена из спектакля Михаила Теплицкого "Король Лир и другие"

Комментариев нет :

Отправить комментарий