среда, 16 ноября 2016 г.

Забытый нами Шолом-Алейхем


Как приятно сообщить о том, что израильский «русский» театр порадовал еще одной яркой постановкой! Ольга Туберовская перенесла на сцену гениальную «Песнь песней» Шолом-Алейхема.


Мне уже доводилось упоминать имя Ольги Туберовской, поставившей вместе с Еленой Тартаковской великолепный спектакль «Петер@бург». На этот раз ее вдохновила «Песнь Песней» Шолом-Алейхема. Ольга Туберовская - автор инсценировки и режиссер.

C первого монолога ощущается тонкое понимание прозы Шолом-Алейхема и бережное отношение к ней. Писатель назвал одно из самых поэтичных своих творений «юношеским романом» не только из-за юного возраста его героев. Хотя писатель оставляет их на пороге «взрослой» жизни, они всегда будут молодыми! Потому что евреи в двухтысячелетнем изгнании были верны древним заповедям и сохраняли детское целомудрие, которого не найти в любовных сюжетах западной литературы.

В инсценировке Ольги Туберовской сохраняется просветленная грусть повести Шолом-Алейхема, но коллизия становится чуть жестче. Зритель понимает, что Шимек напрасно на склоне лет винит себя за слепоту и пассивность: его детская любовь не могла прийти к хэппи-энду. Чудесная девочка Бузя – дочь старшего брата Шимека, который погиб. Хотя родители Шимека, в семье которого воспитывается Бузя, ни словом не вмешиваются в дружбу детей, те и сами догадываются, что их разделяет слишком близкое родство. Поэтому на сцене, как и у Шолом-Алейхема, звучат только самые чистые и невинные строки о любви девушки из виноградника и великого царя – более откровенные образы этой чувственной восточной поэмы никто не упоминает.

Театр требует драматического конфликта – в отличие от литературного первоисточника, который может держаться на одной возвышенной ноте. Ольга Туберовская строит свой спектакль на контрастах, внешних и скрытых. Статичность постановки выражает режиссерский замысел: в ней воплощена неспособность Шимека и Бузи что-то изменить в своих судьбах. Только их редкие порывы к счастью передает пластика (хореография – Юлия Мустер). Герои то выхватываются лучом света - как мгновения их кратковременного детского счастья в воспоминаниях Шимека (художники по свету - Михаил Чернявский и Инна Малкина), то погружаются в темноту. Они одеты в белое (костюмы – Тина Синдаловская), но песочная анимация (Ольга Гольцер) покрывает эту первозданную чистоту грязноватыми красками реальности. В музыкальном оформлении Аллы Данциг идиллию нарушают разрывающие душу еврейские мелодии (отдельных похвал заслуживает скрипач-виртуоз Алексей Розов).

Хотя «Песнь Песней» стоит особняком в реалистической прозе Шолом-Алейхема, в спектакле раскрыта сквозная тема его творчества. Мудрый писатель всегда размышлял о суете сует, о погоне человека за ложными ценностями, закрывающими от него истинный смысл бытия.

Конечно, спектакль не мог бы захватывать зал без отличной игры актерского дуэта. Анна Гланц-Маргулис создает образ Бузи неожиданно скупыми, лаконичными красками. Это глубоко мотивировано - ведь, в сущности, мы видим не живую героиню, а прекрасные, но постоянно ускользающие грезы Шимека. Манера игры тоже работает на закон контраста: широкий арсенал выразительных средств демонстрирует Николай Туберовский. Он и рассказчик, передающий писательские интонации, и герой в детстве, и герой в молодости, и герой на склоне лет, вспоминающий прошлое, и судья над этим прошлым...

Часто ли мы перечитываем нашего великого еврейского писателя? Не надо краснеть, но стоит посмотреть этот спектакль.

Фото: Надя Гринберг

Комментариев нет :

Отправить комментарий