вторник, 31 января 2017 г.

День капитуляции русскоязычной прессы

Сегодня вышел последний номер ежедневной газеты "Вести". Отныне она превратится в еженедельник. Исчезнут приложения, предлагавшиеся читателям в будние дни, - медицинское, спортивное...


Это не просто грустное событие. Исчезла последняя "русская" ежедневка. 31 января можно назвать Днем капитуляции русскоязычной прессы.

Репатрианты 1990-х помнят фантастический бум русскоязычных СМИ: четыре (!) ежедневные газеты, множество еженедельных изданий, различные журналы, "русская" радиостанция и телевидение...

Пусть участники разорения этого великолепия не рассказывают сказки о духовном возмужании алии 1990-х, ее переходе на иврит и утрате ею интереса к "русским" газетам. Слишком простое объяснение происшедшего – ссылка на угасание бумажных СМИ и книжной продукции во всем мире в эпоху Интернета. Пресса алии - особый феномен! Она дает самую разноплановую информацию, она многое объясняет людям в новой реальности, она помогает преодолеть кросс-культурные различия - и ни одной из этих функций пока не утратила!

Конечно, нельзя остановить могучую поступь истории. Тем не менее в рамках израильской русскоязычной общины с ее замедленной компьютеризацией русские газеты не обязаны были агонизировать сию минуту у нас на глазах. Печально, но очень много сделали для развала «своей» прессы сами журналисты. Прибыв из страны, где их не учили отстаивать свои права, они соглашались работать за гроши, которые им обычно предлагали более ушлые братья по алие. "Русские", ставшие издателями, субподрядчиками, главными редакторами, сами сбивали себестоимость своей продукции в надежде обойти конкурентов, но чем дешевле становились газеты, тем меньше там оставалось хороших журналистов и тем меньше интереса проявляли читатели к их убогому содержанию.

Наши «русские» партии не только не пытались бороться за права русскоязычных журналистов, но добивали «русские» газеты, превратив их в пропагандистские листки. На моей памяти было несколько попыток создать союзы русскоязычных журналистов, однако эти организации занимались не защитой профессиональных интересов журналистского корпуса, а опять же политической пропагандой, сплачивая кадры на пьянках, финансируемых партиями.

Судьба «Вестей» - наглядный пример деградации русскоязычной газеты. В начале 1990-х Эдуард Кузнецов собрал во «Времени» - как тогда называлась газета – лучшую журналистскую команду. Он добился от хозяев из «Маарива» самых высоких для того времени зарплат. Поскольку «Маарив» перестал выполнять свои обязательства, главный редактор и его коллектив перешли в концерн «Едиот ахронот», назвав себя «Вестями». Но и там были не в восторге от «аппетитов» неизвестных им «русских» журналистов. Поэтому Кузнецова уволили. «Едиот» изменил систему руководства «Вестями». Газетой стал командовать присланный из концерна для политического контроля гендиректор Давид Меир, не знавший ни слова по-русски, но неуклонно сокращавший штаты, зарплаты, гонорарный фонд. Особенное рвение в составлении проскрипционных списков проявлял кадровик Михаэль Бар, в награду повышенный до заместителя гендиректора. Роль главного редактора стала второстепенной: он должен был беспрекословно выполнять указания «Едиота», прежде всего идеологические. Журналисты в «Вестях» вообще утратили право голоса. За попытки отстаивать свое мнение, возражать начальству их немедленно увольняли - после Кузнецова ни один главный редактор против этого не протестовал...

Газета, растерявшая лучших журналистов и фрилансеров, занималась обличением Нетаниягу, прославлением «русских» партий, что быстро ослабляло желание читателей покупать это однообразное чтиво.

Скотское отношение к «русским» работникам «Вестей» проявилось, когда из-за экономического кризиса «Едиот» перевел большинство сотрудников концерна на четырехдневную рабочую неделю, естественно, с сокращением зарплаты. После выхода страны из кризиса «белым людям» - штату «Едиота» - вернули пятидневку, а самоотверженный коллектив «Вестей» продолжал до сегодняшнего дня при урезанных окладах выполнять за четыре дня прежний объем работы.

Даже в трудные для «Вестей» времена они обладали бОльшими возможностями, чем другие «русские» газеты. При профессиональном руководстве можно было сделать «Вести» интересней, актуальней. Но их руководители продолжали угодливо заглядывать в глаза начальству из «Едиота» и партийным бонзам. ТАКАЯ газета была обречена.

Презрение к работникам «Вестей» выражается в том, что даже вчера, в последний день существования ежедневки, они не знали, что будет завтра: увольнение части сотрудников, перераспределение обязанностей, очередные меры по экономии?..

Конечно, с исторической тенденцией не поспоришь. Дай Бог, чтобы «Вести» расцвели в новом перевоплощении – на своем сайте. Но ни одному сайту выживание не гарантировано. Получит ли детище "Вестей" новый творческий импульс? Сегодня прочитал на этом сайте среди главных новостей, что в «общественном сквере» (хорошо, что не в частном) Бат-Яма нашли труп алкоголика, брошенного его собутыльниками. Украшение раздела блогов – статья Ольги Бакушинской «Вагинальная эмиграция». Не стареют душой - вернее другим местом - ветераны. Перспективно!

31 января. Дата со слезами на глазах...

2 комментария :

  1. Анонимный31 января, 2017 16:51

    Процесс умирания начался в Вестях давно. И он был ясно виден трудившимся там. Оставаться до момента ухода на дно было осознанным решением каждого в отдельности журналиста. В любом случае, переход в формат сайта - не катастрофа, а, скорее, ответ на веления времени. Времена изменились, и формы меняются вслед за ними.

    ОтветитьУдалить
  2. Я со стаьей во всем согласен. Мне только не понятно, что это за «русские» партии? У нас по моему есть только одна и называется она НДИ

    ОтветитьУдалить