Посетил
выставку Гойи в Музее Израиля. Замечательная экспозиция! Трудно уйти до
закрытия музея – так захватывает мощная энергетика этого ни на кого не
похожего художника.
Выставка на
иврите называется «Франсиско Гойя: Мадрид днем и ночью». По-английски это
звучит немного иначе: «Дневные грезы и ночные кошмары», что, наверное, точней.
Ведь Гойя находил вдохновение не только в Мадриде, но во всех уголках Испании,
а в молодые годы особенно любил сельские пейзажи. Тем не менее словесные нюансы
не нарушают концепцию куратора выставки Шломит Штейнберг – противопоставление
«светлого» и «черного» Гойи. Контрасты вообще свойственны романтизму, а в
творчестве испанского художника солнечный период юности и зрелости сменяется
мрачной порой тяжелых раздумий и страшных фантазий.
"Марионетка"
Идея экспозиции материализована в ее композиции. Сначала посетители выставки двигаются по затемненной галерее, в которой размещены знаменитые циклы офортов Гойи. Всё глубже погружаясь в мир ужасных видений художника, вдруг входишь в небольшой зал, где облегченно вздыхаешь, ослепленный радостными красками живописных полотен Гойи. Здесь выставлены десять картин из мадридского музея Прадо. Среди них такие шедевры как «Зонтик», «Марионетка», «Бой быков», «Мальчики, играющие в солдатиков».
Удивительно,
насколько Гойя не укладывается в привычные жанровые определения! Его сельские
сюжеты создавались примерно в то же время, что картины представителей рококо –
Ватто, Фрагонара, Буше. Но у французов буколические, галантные сценки жеманней,
театральней. Гойя, сам простой, мужиковатый, без ненужной бутафории передает
красоту и мощь народного духа.
"Мальчики, играющие в солдатиков"
Искусствоведы
причисляют Гойю к романтическому направлению, появившемуся на грани XVIII – XIX веков. У него есть и бунтарство, и поэзия, и полет воображения – но нет элегантной
законченности французских, немецких, итальянских романтиков. Он всегда
неприглажен, необуздан. Его картины, пронизанные палящим солнцем Испании,
предвещают импрессионизм. Фантасмагории Гойи совершенно лишены «литературщины»
- именно из них (и из Босха), а не из теорий Фрейда проистекает сюрреализм ХХ
века.
Жаль, что на
иерусалимской выставке нет «черного» Гойи. Увы, невозможно вывезти из Прадо всё
собрание Гойи на несколько месяцев! Но и в графическом формате эти картины впечатляют.
Вникая в серии «Капричос», «Тавромахия», «Бедствия войны», «Диспаратес»
(«Глупости»), поражаешься силе интеллекта гениального художника. Гойя не
получил серьезного систематического образования, всю жизнь писал с ошибками. Может быть,
именно благодаря раскрепощенности ума, не обремененного ложной книжной
мудростью, - а также страстной натуре и народному нравственному чувству – он
смог осмыслить важнейшие события своей эпохи, бросить вызов фанатизму и
жестокости, создать загадочные метафоры, смысл которых не постигнут по сей
день.
"Сон разума порождает чудовищ"
Могучая личность!
Гойю одолевали тяжелые болезни, его преследовали правители и инквизиция. Но он
жил долго и плодотворно. Правильно построена его выставка: у него было много
мрачных мыслей и видений, но главное – это ослепительный свет, которым залиты
его картины.
И еще замечу:
классные музеи в Израиле! Они входят в обойму лучших европейских хранилищ
искусства и прекрасно работают.
С трудом
расставшись с Гойей, по дороге к выходу я обнаружил неожиданную выставку –
«Иисус в израильском искусстве»! Знаю, что некоторые знакомые духовного склада
осудят меня за проявление интереса к такой нечестивой затее и упоминание о ней.
Не скрою, остававшиеся до закрытия музея считанные минуты я использовал для
ознакомления с экспозицией: Шагал, Готтлиб, Янко, Рубин, Тумаркин - великолепные
работы. Нравится нам или нет – но многие крупнейшие еврейские художники
сформировались в Европе и отдали дань базовым ценностям европейской культуры. К
которой принадлежит и Гойя.
Комментариев нет :
Отправить комментарий