пятница, 21 февраля 2020 г.

Роль пешек и крупных фигур в предотвращении патовой ситуации

Сегодня вечером я побывал на встрече лидеров Кахоль-Лаван с русскоязычными избирателями в Ганей-Тааруха в Тель-Авиве. Конечно, после нее не стало легче предсказывать результаты приближающихся выборов. Но стало понятней, почему недавно созданная партия борется на-равных с Ликудом.

 

Я с первых лет журналистской работы в Израиле старался посещать предвыборные митинги крупнейших партий. Прекрасно знаю, что там многое подготовлено пиарщиками, спичрайтерами, что там не обходится без саморекламы, патетики. Но всё равно важно послушать выступления политиков. Они не могут говорить с избирателями по бумажке, иногда даже решаются отвечать на вопросы. Несмотря на подготовленность речей и прочие наработки прорывается много личного – что позволяет судить о характере политика, его приоритетах.

Что я могу сказать о встрече в Ганей-Тааруха? Там присутствовали Бени Ганц, Яир Лапид и три «русских» кандидата от Кахоль-Лаван: Константин Развозов, Андрей Кожинов, Владимир Белиак. Лапид – один из лучших ораторов среди политиков, Ганц не слишком артистичен. Развозов – не краснобай, Кожинов и Белиак еще не привыкли к нынешнему статусу. Вся тройка выступала не очень эффектно. Если бы проводился турнир ораторов, а особенно – эрудитов, Биби мог бы дать этой сборной сеанс одновременной игры.

Но должен признать, что Ганц в его скромной неброской манере говорил весьма по-деловому: о расколе в обществе, о засилье ультраортодоксов, о кризисе здравоохранения. Он не козырял полководческими заслугами, но вспомнил своих солдат, которые одновременно со службой подрабатывали, чтобы помочь родителям, и иногда не могли оформить брак из-за «некошерного» происхождения.

Понятно, что речь была подготовлена и примеры заранее подобраны. Но я вспомнил аналогичные речи Нетаниягу, которые слушал с 1996 года. Там каждая фраза начиналась с «я». Нетаниягу умно анализировал глобальные проблемы безопасности и экономики. А если он обращался к «русским», то льстил им, превознося их образованность, называл имена Пушкина и Достоевского. Ганц вспоминал «русских» пенсионеров и «смешанные» семьи. Об экономике он говорит на языке тех израильтян, которые не получают прибылей от достижений хай-тека или добычи газа.

Наверное, Нетаниягу при его красноречии мог бы проникновенней посочувствовать простому израильтянину. Но у него есть проблема: он предпочитает сильных, преуспевающих соотечественников, а маленького человека - при всей своей любви к русской классике - не замечает. Можно бы притвориться, но Биби и притворяться не хочет. Вот Эхуд Барак – запросто притворится. Помним его слезную фразу о старушке в больничном коридоре, о которой он... забыл сразу после своей единственной победы на выборах. У Ганца нет изысканности, лоска Нетаниягу - возможно, поэтому слова о трудностях простых израильтян у него звучат естественно.

«Русских»  Нетаниягу никогда не вспоминал в промежутках между выборами. Свою карьеру он начал, надув новых репатриантов в 1996 году с «программой Брановера», которая сулила им 100 тысяч рабочих мест! «Русские» в Ликуде – это Эдельштейн и Элькин, которые уже давно не «русские» и у которых при всех их талантах непростые отношения с боссом. В списке «Кахоль-Лаван» трое «русских» - все молодые, образованные, профессионалы в разных областях. (На мой взгляд, Ганц мог бы поставить на более высокое место Владимира Белиака, очень разностороннего человека и специалиста).

В Ганей-Тааруха говорили о гражданских браках, о том, что уровень образования падает из-за приоритетного финансирования ультраортодоксального сектора. Нетаниягу никогда не скажет ничего такого, чтобы обидело "естественных союзников" Ликуда. Эту нехватку высказываний сейчас с лихвой восполняет Либерман...

Ганц и Лапид охотно ответили на вопросы избирателей – все в той же простой, конкретной манере. (Я вспомнил, как гиперактивные пропагандисты Ликуда – в том числе тролли в ФБ – писали, что Ганц не может связать двух слов, свои речи считывает с монитора....). Какая-то женщина пришла на встречу, чтобы поблагодарить Развозова за оказанную ей существенную поддержку, и опять попросила о защите от Битуах леуми!

Конечно, 2 марта несколько сотен избирателей, присутствовавших в Ганей-Тааруха, не сыграют решающей роли. Но, судя по рекламным роликам Ликуда, Нетаниягу не находит новых методов агитации. (Кстати, об агитации: в Ганей-Тааруха распространялся предвыборный журнальчик Кахоль-Лаван - гораздо более оригинальный и доходчивый, чем стадартные пропагандистские газеты других партий). Сегодня в разных странах люди устали от безупречно одетых и гладко говорящих политиков с дипломами престижных университетов.  Такое время. В Ганей-Тааруха на пять политиков было два галстука!
Да и аудиторию составляли не интеллигенты из Тель-Авива и Ришон ле-Циона, а представители периферии, приехавшие после работы. Помнит ли Нетаниягу, к кому обращался Менахем Бегин, первым приведший правых к власти? Биби дружит с Трампом, но явно не задумывается о причинах его успеха. Такое впечатление, что всё это вспомнили совсем не в Ликуде...         

1 комментарий :

  1. Нужны реформы-их сможет сделать КЛ ++либер+мерец....но не биби.и особенно реформа БЛ.

    ОтветитьУдалить