вторник, 13 августа 2013 г.

Юго-западный раввин против северо-восточного

Отрицая Государство Израиль, ультраортодоксы «заодно» враждуют друг с другом (сефарды с ашкеназами, «литваки» с хасидами, бесконечные хасидские «дворы» между собой) и тем самым раскалывают народ. А ведь, согласно нашим вероучителям, именно за беспричинную вражду Всевышний лишил евреев государства и велел ждать мессию - к приходу которого так странно готовятся наши «хранители заповедей».


Мы получили двух новых главных раввинов Израиля. Звучит странно: слово «главный» подразумевает одного человека, находящегося на вершине пирамиды. Нельзя представить себе, чтобы израильтяне выбирали двух премьер-министров или двух президентов. А главных раввинов два – один сефардский, другой ашкеназский. Напрашивается крамольный вопрос: разве существуют два иудаизма? 

Государство Израиль появилось всего 65 лет назад. Его создали именно для того, чтобы исчезли противоречия между еврейскими общинами, разбросанными по всему миру. Евреи отказались от галутных наречий – идиша, ладино, фарси  - и перешли на единый государственный язык. Никому не приходило в голову создавать несколько израильских армий – «русскую», «марокканскую», «румынскую». А главных раввинов у нас два.

Многие верующие по сей день собираются в общинных синагогах, - это их личное дело. Точно так же никто не может запретить гражданину страны говорить дома на идише или по-французски.

Но главный раввин Израиля – это государственная должность. Два главных раввина – это не дань традиции, а дань алчности. Религиозный истеблишмент не позволяет объединить два поста по той же причине, по которой яростно борется за сохранение – и расширение! - всех своих бюрократических структур. Чем разветвленней бюрократия, тем больше государственных кормушек, тем больше представителей своей общины можно к ним пристроить, тем сильнее влияние этой общины и ее лидеров, которое можно конвертировать в новые государственные дотации и в дальнейшее усиление своего влияния.
За время моей работы в израильских русскоязычных СМИ меня постоянно клеймили за «ненависть к религии» люди, неспособные внимательно прочитать и осмыслить русский текст. Я уважаю религиозных евреев, преклоняюсь перед нашей Книгой, но мне не нравится то, что некоторые «духовные учителя» учат не уважать еврейское государство и превращать религию в бизнес. Считать религиозных лидеров непогрешимыми – значит, нарушать заповедь Торы, запрещающую создавать кумиров!

Да взять хоть двух главных раввинов, ныне покидающих свои посты. Главный ашкеназский раввин Иона Мецгер в момент переизбрания находился под домашним арестом, так как подозревается в получении взяток. Несколько лет назад в некрасивом скандале фигурировал его сефардский колега Шломо Амар. В доме раввина его сын с двумя друзьями-арабами избивали похищенного ими 17-летнего религиозного юношу, который дерзнул ухаживать за дочерью столь высокопоставленного лица. Жена Амара не возражала против «воспитательной процедуры», а сам раввин уверял, что спал в соседней комнате и ничего не слышал.

Периодически отправляются со скамьи депутатов за решетку раввины из ультраортодоксальной партии ШАС.   

Меня не порадовало то, что главными раввинами избраны 47-летний Давид Лау и 61-летний Ицхак Йосеф. Оба они принадлежат к ультраортодоксальному лагерю - он отрицает сионизм, но в то же время старается урвать как можно больше от сионистского государства. Я разделяю разочарование тех сограждан, которые хотели бы видеть на этом посту 53-летнего Давида Става, представляющего религиозно-сионистский лагерь, где не считают, что вера мешает еврею выполнять обязанности перед своим государством.

Главных раввинов выбирает «конклав» из 150 человек: 80 раввинов и 70 общественных деятелей. Результаты нынешнего голосования показывают, как ультраортодоксы поднаторели в политических комбинациях.

Давид Лау и Ицхак Йосеф выиграли выборы не потому, что превосходили других претендентов мудростью и нравственными качествами. Ицхак Йосеф известен заявлением: «Государственные законы - это чушь». Давид Лау недавно «блеснул» на встрече с учащимися йешив. Он упрекнул их за то, что они смотрят баскетбольные телерепортажи: «Почему вас волнует, кто из «кушим» («негры» на иврите) победит – те, которые получают зарплату в Тель-Авиве, или те, которым платят в Греции?».

Давиду Лау и Ицхаку Йосефу удалось перед выборами главных раввинов собрать максимальное количество сторонников потому, что они принадлежат к известным в религиозной среде семьям. Давид Лау – сын бывшего главного ашеназского раввина Исраэля-Меира Лау, а отец Ицхака Йосефа – бывший главный сефардский раввин Овадья Йосеф, ныне духовный лидер движения ШАС.

Ультраортодоксальный истеблишмент очень боялся, что ключевые посты в раввинате получат религиозные сионисты. Опасения усилил недавний успех на выборах в кнессет партии Еврейский дом. Ее лидер Нафтали Беннет ревностно выполняет заповеди Торы, но это не помешало ему стать офицером спецназа, получить высшее образование и преуспеть в хай-теке.

Беннет глубже других религиозных политиков осознал, что позиция ультраортодоксов становится главным тормозом в развитии еврейского государства. То, что большинство харедим не служат в армии, не работают, а при этом получают социальные пособия и практически все субсидированное государством жилье, - это не просто несправедливо. Это грозит резким увеличением иждивенцев в составе населения, что уже в обозримом будущем может подорвать экономику Израиля.

Выпускники государственных религиозных школ и ребята в «вязаных кипах» служат в армии, работают, платят налоги и не требуют для себя никаких льгот. Почему-то ультраортодоксы отождествляют веру с паразитизмом.   

Хотя ШАС рекламирует свою социальную помощь сефардским евреям, никто не нанес большего ущерба выходцам из восточных стран. Эта партия внушала им, что их дискриминируют израильтяне ашкеназского происхождения. ШАС убеждал людей, что они могут повысить свой социальный статус не учебой, не трудом, а увеличением жалких социальных пособий. Так же настраивает свой электорат Яадут ха-Тора. Политические лидеры ультраортодоксов создали свои системы школ, в которых не изучают современных дисциплин. Они заботятся не о детях, а о продолжении своей карьеры, для чего им нужна послушная армия темных, не привыкших думать избирателей.

Впрочем, и те ультраортодоксальные раввины, которые не рвутся в политику, искренне считают, что еврейской молодежи не нужно ни современного образования, ни армии – ведь такие занятия расширят ее представления о мире, заставят по-другому взглянуть на убогую жизнь в гетто. Эти «учителя» удерживают тысячи евреев в средневековье. Многие харедим живут в антисанитарных условиях и из диких предрассудков не делают детям прививок от опасных болезней. Да и поведение этих людей по-дикарски грубо и агрессивно.

Большинство религиозных израильтян не кичатся соблюдением заповедей, не оскорбляют евреев с другими взглядами. Ультраортодоксы считают себя вправе оскорблять светских людей. Они разбивают окна в автобусах, в которых женщины осмеливаются  сидеть рядом с мужчинами. На демонстрациях в защиту субботы харедим швыряют в полицейских мешочки с экскрементами (сколько «духовного труда» вкладывается в заготовку этих боеприпасов!).

В последнее время начались расправы ультраортодоксов с юношами из их среды, желающими служить в ЦАХАЛе. Это отрицание государства находит законченное выражение в поведении лидеров общины Нетурей Карта. Они не раз ездили к Арафату и в Иран, чтобы высказать просьбу о скорейшем уничтожении сионистского государства. Недавно стало известно, что представляющий эту секту житель Иерусалима приходил в иранское посольство в Берлине и предлагал себя в качестве шпиона в Израиле.

Про последователей Нетурей Карта говорят, что они фанатики и потому «нетипичны». Но точно так же относятся к сионизму «обыкновенные» ультраортодоксы, считающие, что еврейское государство нельзя было возрождать до прихода мессии и потому признавать его – тяжкий грех.

Отрицая Государство Израиль, ультраортодоксы «заодно» враждуют друг с другом (сефарды с ашкеназами, «литваки» с хасидами, бесконечные хасидские «дворы» между собой) и тем самым раскалывают народ. А ведь, согласно нашим вероучителям, именно за беспричинную вражду Всевышний лишил евреев государства и велел ждать мессию - к приходу которого так странно готовятся наши «хранители заповедей». Пока у нас есть «только» главный сефардский и главный ашкеназский раввин. Наверняка появятся должности главного юго-западного раввина и главного северо-восточного, главного раввина любителей курятины и главного раввина приверженцев баранины.

То, что придумали ультраортодоксы для облегчения своей жизни, вообще не имеет ничего общего с еврейской традицией! Вера не учила евреев не работать: Господь сказал Адаму, что он в поте лица будет есть хлеб свой. Изучение Торы – важнейшая заповедь, но запрещено превращать его в источник обогащения. Те, кто говорит, что еврей не должен служить в армии, видимо, давно не заглядывали в ТАНАХ. Евреи с древних времен воевали, причем воевали не за территории, а за свою веру.

Никогда еврейские мудрецы не поощряли невежества. Это депутат кнессета от Яадут ха-Тора Моше Гафни говорит: «Все, что нужно еврейскому ребенку, есть в Торе». И Рамбам, и Виленский Гаон изучали «некошерные» науки.

Сегодня в ультраортодоксальных кварталах могут избить прохожего, «непристойно» одетого. Но кто придумал «униформу» благочестивого еврея? Ашкеназские ультраортодоксы носят одежду польских горожан семнадцатого века – антисемитов и погромщиков! Религиозные сефарды ближе к жизни и одеваются более современно. Но их предводители надевают наряды арабских шейхов, которые всегда благословляли истребление евреев.

Иудаизм сохранился в течение тысячелетий, потому что был гибким и творческим мировоззрением, умел отвечать на вызовы новых эпох. Сегодня ультраортодоксы превращают его в догму и приобретают сектантские черты. Увы, в наше время нет религиозных учителей такого уровня как раввин Авраам Кук, который придавал огромное значение единству народа и возрождению еврейского государства.

Сегодня политические дискуссии о роли религии в Израиле ведутся на популистском уровне. Самые высокие электоральные дивиденды приносят призывы немедленно загнать всех йешиботников в армию, а противящихся сажать в тюрьму. Это бессмысленные и неосуществимые требования. Начинать надо с гораздо более сложной проблемы – введения единого базового образования для всех израильских детей. Никто не имеет права лишать их свободы выбора, возможности получить современное образование. После изучения важнейших предметов (в религиозных школах важной частью программы остался бы ТАНАХ) и приобщения к демократическим ценностям молодой человек может не под чьим-то нажимом, не ради освобождения от службы в армии и получения дарового жилья, а сознательно выбрать учебу в йешиве.

Чтобы остаться еврейским демократическим государством, Израилю надо сохранять еврейский ум и еврейскую мораль. Совсем не обязательно возвращаться в средневековье, а тем более – в эпоху двенадцати колен.

Комментариев нет :

Отправить комментарий